1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ) от 29.12.2013, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (раздел
II, п. 8.), Примерной основной образовательной программы основного общего образования (п.1.3.2 ПООП ООО), Основной образовательной программы основного
общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – лицей № 173 (далее Учреждение), Программы формирования УУД
Учреждения.
1.2.
Данное Положение определяет требования к организации, содержанию и направленности, защите, критериям индивидуального итогового проекта
(далее - ИИП), выполняемого учащимися уровня основного общего образования,
с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
1.3.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения общеобразовательных учебных программ.
1.4.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.5.
Выполнение итогового проекта обязательны для учащегося 9-го класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. В течение освоения уровня основного общего образования учащийся выполняет один итоговый проект по любому
учебному предмету по собственному выбору. Проект выполняемый учащимся 9го класса, является индивидуальным и носит предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.6.
Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в течение учебного года, когда формируется поле проектной деятельности.
Для формирования поля проектной деятельности и её организации каждый учитель - предметник определяет тематику проектов по своему предмету (в зависимости от выполняемой учебной нагрузки и количества учащихся, выбравших
ИИП по данному предмету), помимо этого классные руководители и педагоги дополнительного образования могут определять тематику социальных проектов.
1.7.
Защита ИИП является одной из обязательных составляющих внутренней оценки качества образования в образовательном учреждении и сопровождается экспертной оценкой в соответствии с мониторингом Учреждения, и включает
себя два уровня защиты ИИП: предварительную защиту, итоговую защиту.
1.8.
Результаты выполнения ИИП рассматриваются как дополнительное
основание при зачислении выпускника уровня основного общего образования на
избранное им направление профильного на уровне среднего общего образования.
1.9. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с
целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность:
учебно-познавательную,
конструкторскую,
социальную,
художественнотворческую, иную.
1.10. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС ООО и заканчивающего освоение
уровня основного общего образования.
1.11. Невыполнение индивидуального итогового проекта в 9м классе равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету,
и влечет за собой возникновение академической задолженности.
1.12. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
1.13. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, заместители директора преподающий в параллели, классный руководитель, педагог дополнительного образования.
1.14. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и обучающимися. Тема, предложенная обучающимся, согласуется с педагогом. Темы итоговых
индивидуальных проектов утверждаются на педагогическом совете.
1.15. Защита индивидуального исследовательского проекта может быть
только индивидуальной, выполнение проекта возможно групповое (группа не более 2-х человек).
1.16. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и
средства ясно обозначены, совместно с обучающимся составлена программа действий согласно утвержденным критериям (приложение).
1.17. Настоящее положение является локальным актом образовательного
учреждения, разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС
ООО.
2. Цели и задачи организации работы над индивидуальным
исследовательским проектом обучающихся
2.1. Целями организации работы над ИИП обучающегося являются:
демонстрация достижений обучающегося в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и /или видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную
и результативную деятельность (учебно–познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную);
развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
2.2.
Задачи организации работы над ИИП:
обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить
цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на
достижении цели на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
развитие умения анализировать и критически мыслить;
развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии);
формирование позитивного отношения к деятельности (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
3. Содержательный раздел
3.1. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.3.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются образовательной организацией.
3.3.2. Руководителем проекта является учитель - предметник, классный
руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, заместитель директора. Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
3.3.3. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и
ученика, и педагога. Педагоги обязаны уважительно относиться к
личностному выбору обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не навязывать скучную для обучающегося тему. В то же время педагог должен аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не
отвечает общепринятым нормам морали и поведения, косвенно
пропагандирующие асоциальное поведение, является околонаучной.
3.3.4. Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности учащегося к выполнению самостоятельного задания.
3.3.5. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это
значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудова-
ние и литература.
3.3.6. Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу.
3.3.7. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.
3.3.8. Ответственным за организацию работы по созданию обучающимися ИИП является заместитель директора, курирующий проектную деятельность.
3.2. Требования к содержанию и направленности проекта
3.2.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из
актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
3.2.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
3.2.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и
обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное её толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть
востребованным и иметь возможность применения в той или иной
сфере человеческой деятельности.
3.2.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели,
задачи и средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися
составлена программа действий.
3.2.5. Возможные типы работ, формы их представления, критерии представлены в Приложении 1.
3.3. Требования к организации проектной деятельности
3.3.1. Презентация поля проектной деятельности на текущий учебный
год проходит в сентябре (информация представляется на сайте
Лицея).
3.3.2. Не позднее 01 октября текущего учебного года темы, выбранные
учащимися и согласованные с педагогами, утверждаются приказом директора, который публикуется на сайте образовательного
учреждения. Изменение темы проекта обучающимися 9-х классов
допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную деятельность, в течение месяца.
3.3.3. В октябре–декабре в Лицее осуществляется работа над проектами.
В это время происходят групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту,
наблюдения, эксперимент и др.
3.3.4. К 30 декабря руководители проектов отчитываются перед заместителем директора о ходе проектной деятельности, целях и задачах
курируемых проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения. Перед отчетом заместителю директора
руководитель проекта заслушивает аналогичный отчет обучающегося.
3.3.5. До 20 января учащиеся защищают проект перед учащимися своего класса. Проект, получивший на предварительной экспертизе
оценку «низкий уровень», возвращается на доработку обучающемуся. Учащемуся рекомендуется доработать проект к началу
школьной недели защиты проектов, руководитель проекта организует для учащегося дополнительные консультации по проекту.
Информация доводится классным руководителем до сведения родителей.
3.3.6. Школьная неделя защиты проектов проходит в первой неделе
февраля, согласно плану работы Лицея.
3.3.7. В рамках Недели обучающиеся знакомят слушателей (родители
(законные представители), учащиеся 8-х классов, учителяпредметники) с проектным продуктом. Выступление и результаты
работы учащегося оценивает комиссия.
3.4. Требования к оформлению проектной работы
3.4.1. Структура ИИП (для всех видов проектов) содержит в себе:
1) титульный лист;
2) оглавление;
3) введение;
4) основную часть;
5) заключение;
6) источники.
3.4.2. Введение включает в себя:
1) обоснование актуальности выбранной темы;
2) формулирование проблемы;
3) определение гипотезы, объекта и предмета исследования;
4) установление целей работы;
5) формулирование задач работы;
6) указание «проектного продукта».
Для конструкторских проектов в введение, кроме того, включается описание
особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание
эффектов/эффекта от реализации проекта.
3.4.3. Основная часть ИИП может содержать описание методов исследования и используемых ресурсов (временных, информационных,
интеллектуальных и материально-технических). В ней должен
проводиться анализ информационных источников и поэтапное
описание хода работы над ИИП.
3.4.4. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты
ли поставленные цели, решены ли задачи, определяется перспективность представленной темы для дальнейшей работы.
3.4.5. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских
работ:
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman,
размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк - 1,5.
Размер полей: верхнее - 2 см, нижнее - 1,5 см, левое - 3 см, правое - 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы,
каждое приложение) начинается с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объём текста проектной работы, включая список литературы, не должен
быть менее 10 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено не более 10 стандартных страниц.
Основной текст работы и страницы приложений нумеруются арабскими цифрами.
3.4.6. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке
включается:
выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из форм, описанных в приложении 1;
подготовленная обучающимися краткая пояснительная записка к
проекту (объемом не более одной печатной страницы) с указанием для
всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме
того, включается описание особенностей конструкторских решений,
для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации
проекта;
краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой
работе);
в) исполнительской дисциплины.
г) при наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость
полученных результатов.
3.4.7. Обязательным во всех работах является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
3.5. Требования к защите ИИП
Цель организации публичной защиты проектов:
создание условий для формирования универсальных учебных действий
учащихся;
интеллектуальное и творческое развитие учащихся;
поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших достижений школьников;
приобщение учащихся к исследовательской, экспериментально конструкторской, поисковой деятельности,
расширение и углубление научно-практического творчества учащихся, теоретических знаний и необходимых профессиональных навыков школьников.
3.5.1. Защита ИИП проводится в ходе «Недели защиты проектов».
3.5.2. Для защиты ИИП создается комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администрация образовательного учреждения и иные
квалифицированные работники. Количество членов комиссии не
должно быть менее трёх человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов утверждается приказом директора Лицея.
3.5.3. К защите предъявляется паспорт проекта (Приложение 4). Процедура защиты состоит в 6–8-минутном выступлении учащегося, ко-
торый раскрывает актуальность выбранной темы, поставленные
задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы
комиссии.
3.5.4. Результаты выполнения ИИП оцениваются комиссией по итогам
рассмотрения представленного продукта с краткой пояснительной
запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя.
3.5.5. Результаты выполнения ИИП оцениваются комиссией по шкале
«отлично, хорошо, удовлетворительно» и объявляются в тот же
день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.
3.5.6. Оценивание ИИП осуществляется с использованием аналитического подхода к описанию результатов, согласно которому по
каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.
Максимальная оценка по каждому критерию – 3 балла. Достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует
получению 4–6 первичных баллов (по одному баллу за каждый из
четырёх критериев), достижение повышенных уровней соответствует получению 7–9 первичных баллов (отметка «хорошо») или
10–12 первичных баллов (отметка «отлично»).
3.5.7. Подготовка, защита проекта считается в размере 68 часов за уровень ООО, вносится в учебный план. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном
общем образовании — отметка выставляется в свободную строку
(«Защита исследовательского проекта»).
3.5.8. Результаты выполнения ИИП могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника школы на избранное им направление профильного образования.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта (приложение 2).
4. Документация
4.1.
4.2.
Для учащихся
Индивидуальный план выполнения проекта (приложение 3)
Для руководителя проекта
индивидуальный план выполнения проекта для каждого учащегося;
№
п/п
1.
2.
общие сведения;
рецензия по каждому индивидуальному проекту.
руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную
работу комиссии до начала защиты проекта.
ФИО
ученика
Тема
проекта
Дата
выполнения
проекта
Дата
защиты
Подпись
родителей
4.3. Для классного руководителя:
лист ознакомления родителей;
результаты итоговой оценки индивидуального проекта.
№
п/п
1.
2.
ФИО
ученика
Тема проекта
Итоговая оценка
руководителя
проекта
Подпись
5. Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:
совместно с учащимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;
совместно с учащимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
мотивировать учащегося на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;
оказывать помощь учащемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
контролировать выполнение учащимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
требовать от учащегося своевременного и качественного выполнения работы;
использовать совместно с учащимся в работе по выполнению проекта
имеющиеся в школе информационные ресурсы.
Учащийся должен:
выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному
проекту;
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального образовательного проекта:
подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Учащийся имеет право:
на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом
этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;
на использование для выполнения индивидуального образовательного
проекта информационных ресурсов Лицея.
6. Порядок хранения и использования ИИП
6.1. ИИП является имуществом образовательной организации и хранится в библиотеке в течение 3х лет с момента сдачи, после чего может быть возвращен автору по его личному требованию либо уничтожен.
6.2. В период хранения ИИП может быть выдан автору для чтения на месте хранения с учётом выдачи в журнале.
6.3. О порядке хранения и использования ИИП автор предупреждается к моменту
получения темы.
Приложение 1
Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта
Цель проекта
Проектный продукт
1.
Практико–
ориентированный,
социальный
Решение практических задач
Доказательство или
Исследовательский опровержение какой-либо гипотезы
Информационный
Сбор информации
о каком- либо объекте или явлении
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Творческий
Привлечение интереса публики к
проблеме проекта
Игровой
или ролевой
Представление
опыта участия в
решении проблемы
проекта
Учебный
Освоение
темы,
раздела, предмета
15.
16.
17.
18.
анализ данных
социологического опроса;
бизнес-план;
веб-сайт;
видеофильм;
выставка;
газета;
журнал;
действующая
фирма;
игра;
карта;
коллекция;
компьютерная
анимация;
оформление
кабинета;
пакет рекомендаций;
стендовый доклад;
сценарий;
статья;
сказка
костюм;
макет;
модель;
музыкальное произведение;
5. мультимедийный
продукт;
6. отчёты о проведённых исследованиях;
7. праздник;
8. публикация;
9. путеводитель;
10. реферат;
11. справочник;
12. система школьного самоуправления;
13. серия иллюстраций;
14. учебное пособие;
15. чертеж;
16. экскурсия;
17. рисунки
1.
2.
3.
4.
Приложение 2
Содержательное описание каждого критерия оценки ИИП
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
Критерий
Базовый
(1 балл
за каждый критерий)
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно, с опорой на помощь руководителя
ставить проблему и
находить пути её решения.
Продемонстрирована
способность приобретать новые знания
и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания
изученного;
названы причины, по
которым
учащийся
приступил к работе
над конкретным проектом
Повышенный
(2 балла
за каждый критерий)
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно
ставить проблему и
находить пути её решения.
Продемонстрировано свободное
владение логическими
операциями, навыками
критического
мышления,
умение
самостоятельно мыслить.
Ученик самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной
ситуацией, обращая
его в проблему с помощью учителя
Высокий
(3 балла
за каждый критерий)
Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить
проблему и находить
пути её решения.
Продемонстрирована
способность приобретать новые знания
и/или осваивать новые
способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.
Продемонстрировано
умение
самостоятельно найти
недостающую информацию в информационном поле. Ученик
самостоятельно формулирует проблему на
основе анализа ситуации, самостоятельно
использует потенциал
интегрированных знаний
Знание предмета
Регулятивные действия
Продемонстрировано
понимание содержания выполненной работы.
В работе и в ответах
на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрировано
свободное владение
предметом проектной
деятельности; умение
запросить недостающую информацию у
эксперта
(учителя,
консультанта, специалиста).
Показаны
знания из других
предметных
областей.
Ошибки отсутствуют
Продемонстрировано
свободное владение
предметом проектной
деятельности. Ученик
называет тех субъектов, которые могут
быть заинтересованы
в решении проблемы.
Продемонстрированы
умения находить несколько
вариантов
решения проблемы,
выдвигать гипотезу,
устанавливать причинно-следственные
связи
Продемонстрированы
навыки определения
темы и планирования
работы.
Работа доведена до
конца и представлена
комиссии, некоторые
этапы выполнялись
под контролем и при
поддержке руководителя.
Проявляются отдельные элементы самооценки
и
самоконтроля учащегося
Продемонстрированы
навыки определения
цели публичного выступления, определены этапы планирования работы.
Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно
Работа
тщательно
спланирована и последовательно реализована, своевременно
пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Сформированы навыки анализа собственной деятельности (её хода и
промежуточных результатов)
Коммуникация
Продемонстрированы
навыки
владения
способами оформления проектной работы в различных формах (текст, графики,
схемы, таблицы и т.
п.). Продемонстрированы навыки монологической
речи,
оформления пояснительной записки, а
также
подготовки
презентации.
Ученик делает публичный доклад о цели, ходе, содержании
полученной информации или результатах проекта; отвечает
на вопросы, направленные на понимание
темы проекта
Тема ясно определена
и
пояснена;
текст/сообщение хорошо структурированы; все мысли выражены ясно, логично, последовательно;
работа/сообщение
вызывает
интерес;
продемонстрированы
умения использовать
различные средства
наглядности при выступлении;
вести
дискуссию; отстаивать свою точку зрения; автор свободно
отвечает на вопросы
Продемонстрированы
навыки
владения
способами (риторические,
невербальные, логические и
т.п.) воздействия на
аудиторию.
Автор организует обратную связь с аудиторией; развернуто
аргументирует свои
высказывания.
Продемонстрированы
умения
уверенно
держать себя во время
выступления;
находить
компромисс; свободно отвечать на незапланированные вопросы
Приложение 3
Индивидуальный план выполнения проекта
Подготовка
выбор темы учебного
проекта и тем исследований учащимися;
разработка основополагающего вопроса и
проблемных вопросов
учебной темы
Планирование
формулировка
задач,
которые следует решить;
выбор средств и методов решения задач;
определение последовательности и сроков работ
Итог
Виды деятельности
достигнутый результат;
оформление продукта
проекта
Защита
Этапы
выступление с защитой
проекта (презентация)
Планируемая
дата
исполнения
Дата
фактически
Подпись
руководителя
Приложение 4
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)