РП Экология 10-11 кл (базовый уровень)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ - Лицей № 173

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5727817)
учебного предмета Экология
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭКОЛОГИЯ
Программа по учебному предмету "Экология" (далее - экология) на
уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Экология», с
учётом авторской программы по экологии (авторы Н. М. Чернова, В. М.
Галушин, В. М. Константинов и основных положений федеральной рабочей
программы воспитания.
Учебный предмет «Экология» базового уровня изучения (10–11 классы)
является одним из компонентов предметной области «Естественно-научные
предметы». Согласно положениям ФГОС СОО профильные учебные
предметы, изучаемые на углублённом уровне, являются способом
дифференциации обучения на уровне среднего общего образования и
призваны обеспечить преемственность между основным общим, средним
общим, средним профессиональным и высшим образованием. В то же время
каждый из этих учебных предметов должен быть ориентирован на
приоритетное решение образовательных, воспитательных и развивающих
задач, связанных с профориентацией обучающихся и стимулированием
интереса к конкретной области научного знания, связанного с биологией,
медициной, экологией, психологией, спортом или военным делом.
Программа по учебному предмету "Экология" даёт представление о цели
и задачах изучения учебного предмета «Экология», определяет обязательное
(инвариантное) предметное содержание, его структурирование по разделам и
темам, распределение по классам, рекомендует последовательность изучения
учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В
программе по экологии реализован принцип преемственности с изучением
биологии на уровне основного общего образования, благодаря чему
просматривается направленность на последующее развитие экологических
знаний, ориентированных на формирование естественно-научного
мировоззрения, экологического мышления, представлений о здоровом образе
жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей природной среде.
В программе по биологии также показаны возможности учебного предмета
«Экология» в реализации требований ФГОС СОО к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и в
формировании основных видов учебно-познавательной деятельности

обучающихся по освоению содержания биологического образования на
уровне среднего общего образования.
Учебный предмет «Экология» на уровне среднего общего образования
завершает биологическое образование в школе и ориентирован на расширение
и углубление знаний обучающихся о живой природе. Изучение учебного
предмета «Экология» ориентировано на подготовку обучающихся к
последующему получению биологического образования в вузах и
организациях среднего профессионального образования. Основу его
содержания составляет система биологических знаний, полученных при
изучении обучающимися соответствующих систематических разделов
биологии на уровне основного общего образования.
Обязательным условием при обучении экологи является проведение
лабораторных и практических работ. Также участие обучающихся в
выполнении проектных и учебно-исследовательских работ, тематика которых
определяется учителем на основе имеющихся материально-технических
ресурсов и местных природных условий.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭКОЛОГИЯ
– овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений
использовать эти знания в формировании интереса к определённой области
профессиональной деятельности, связанной с экологией, или к выбору
учебного заведения для продолжения биологического образования. Одной
из задач является создание условий для осознанного выбора обучающимися
индивидуальной образовательной траектории, способствующей
последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с
индивидуальными интересами и потребностями региона.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭКОЛОГИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательное изучение экологии на этапе основного общего образования
предусматривает ресурс учебного времени в объёме 68 ч, в том числе: в 10
классе – 34 ч, в 11 классе – 34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭКОЛОГИЯ
10 КЛАСС
Введение.
Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая
основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни
современного общества.
Раздел 1. Общая экология.
Организм и среда.
Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста
численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды.
Практическое значение потенциала размножения организмов.
Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий.
Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера
воздействия на организмы в практической деятельности человека.
Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание
внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование
явлений анабиоза на практике.
Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность.
Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение
средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.
Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни.
Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное
значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая
инженерия.
Жизненные формы животных (на примере насекомых).
Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.
Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека,
их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы
организмов и хозяйственная практика.
Лабораторные работы
Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность.
Жизненные формы животных (на примере насекомых).
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов,
диафильмов.
Сообщества и популяции.
Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация
биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические

цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на
живую природу через изменение биотических связей.
Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника
и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость
численности хищника от численности жертв.
Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения
человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при
уничтожении хищников и паразитов.
Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль
конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы
конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Роль
конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные
отношения и экологическая инженерия.
Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы
совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность
человека.
Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их
возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и
устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций
по возрастной структуре. Использование демографических показателей в
сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной
структуры природных популяций.
Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями
(ресурсами). Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при
возрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как
системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически
грамотное управление плотностью популяций.
Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике
численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в
динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая
регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания
регуляторных возможностей в природе.
Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их
роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши
видов в биоценозах. Особенности распределения видов в пространстве и их
активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ.
Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы
конструирования искусственных сообществ.

Экосистемы.
Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы.
Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной
частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.
Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты,
консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и
потока энергии. Экологические правила создания и поддержания
искусственных экосистем.
Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания.
Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические
пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного
типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути
увеличения биологической продуктивности Земли.
Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности
агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью
агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах.
Экологические способы повышения их устойчивости и биологического
разнообразия.
В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании
верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы
как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание
космической энергии. Глобальные круговороты веществ.
Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия
стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической
продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании
ресурсов и преобразовании биосферы.
1. II. Социальная экология.
Экологические связи человека.
Общие экологические и социальные особенности популяций человека.
Социальные особенности экологических связей человечества: овладение
дополнительными источниками энергии, использование энергии
производства, способность к согласованным общественным действиям.
Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение
огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества
в историческое время. Культурные растения и домашние животные.
Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие
промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты
развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и

оседлый образ жизни людей, их экологические особенности.
Крупномасштабные миграции и их экологические последствия.
Экологические последствия возникновения и развития системы государств.
Масштабы экологических связей человечества: использование природных
ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные
процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности.
Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные
экологические кризисы.
Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле.
Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость
включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты
веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных
причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость
разумного регулирования потребностей людей.

11 КЛАСС
Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы.
Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и
техносферы (прямоточные процессы). Истощение запасов сырья и
загрязнения среды отходами производства как следствие этих
противоречий.
Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы.
Важнейшие пути ее решения. Формирование циклических замкнутых
технологий как основа совместимости техносферы и биосферы. Глобальная
роль человеческого разума.
Экологическая демография.
Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям
численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники,
болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой
деятельностью. Способность человечества существенно расширять
экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального
качества для демографии человека. Фактический рост численности
человечества.
Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные
особенности демографических процессов, их различия и возможные

последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее
особенности в разных странах.
Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные
последствия сокращения численности населения России. Формы его
предотвращения и их эффективность.
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия.
Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние,
образование, культура. Возможности и перспективы управления
демографическими процессами. Оценка вероятности достижения
относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные
формы и возможные сроки его достижения.
Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера:
ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век.
Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое
мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных
задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая
этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах.
Международное сотрудничество в формировании экологического
мировоззрения.
Экологические проблемы и их решения.
Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества.
Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние
окружающей человека природной среды и природных ресурсов.
Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы:
хозяйственно-экономический, социально-политический,
здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научнопознавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в
процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного
природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.
Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и
искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект.
Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных
городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения
состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека.
Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные
сооружения на предприятиях, безотходная технология.
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины:
возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности,

нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов.
Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное
расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения.
Использование оборотных вод в промышленности..
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их
человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение
энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр.
Использование новых источников энергии, металлосберегающих
производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при
разработке полезных ископаемых.
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние
почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в
поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв.
Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины
возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией
почв. Рациональное использование и охрана земель.
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в
народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и
последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и
воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других
растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и
редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны
природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов
растений.
Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия.
Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел,
отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство.
Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц,
млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в
Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние
и охрана. Участие молодежи в охране животных.
Лабораторные работы
Определение загрязнения воздуха в городе.
Определение загрязнения воды.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение экологии в основной школе обусловливает достижение следующих
личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей
этнической принадлежнос- ти; знание языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувс- тва
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3)
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуа- циях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения экологии в основной школе должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по экологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и
закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для создания естественно - научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
экологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
экологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом экологии;
3) приобретение опыта использования методов экологической науки и
проведения несложных экологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведение экологического мониторинга в
окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на

здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
«Российская
электронная школа»,

1

Введение

1

2

Организм и среда

7

3

Сообщества и популяции

14

«Российская
электронная школа»,

4

Экосистемы

8

«Российская
электронная школа»,

5

Экологические связи человека

4

«Российская
электронная школа»,

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

0

2

«Российская
электронная школа»,

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Экологические связи человека

2

«Российская
электронная школа»,

2

Экологическая демография

8

«Российская
электронная школа»,

3

Экологические проблемы и их решения

24

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2
0

2

«Российская
электронная школа»,

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

2

Тема урока

Предмет экологии как науки.

Геометрическая прогрессия
размножения.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

«Яндекс.
Учебник»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»

1

«Яндекс.
Учебник»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»
«Яндекс.
Учебник»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»

3

Закон экологического оптимума

1

4

Активная и скрытая жизнь (анабиоз).

1

5

Газовый и водный обмен.

1

6

Жизненные формы видов, их
приспособительное зна¬чение.

1

7

Жизненные формы животных

1

8

Ритмика внешней среды.

1

9

Биотическое окружение как часть
среды жизни.

1

10

Типы пищевых отношений

1

1

1

11

Экологические правила рыболовства и
промысла

1

12

Правило конкурентного исключения

1

13

Понятие популяции.

1

14

Понятие демографии

1

15

Кривая роста популяции

1

16

Популяции как системы с
механизмами саморегуляции

1

17

Динамика численности популяций.

1

18

Задачи поддержания регуляторных
воз¬можностей в природе.

1

19

Видовой состав биоценозов

1

20

Основные средообра¬зователи

1

21

Экологические ниши видов в
био¬ценозах.

1

22

Принципы конструирования
искусственных сообществ.

1

23

. Биоценоз как основа при¬родной
экосистемы

1

24

Круговорот веществ и поток энергии в
эко¬системах

1

25

Последствия нарушения круговорота
ве¬ществ и потока энергии.

1

26

Цепи питания в экосистемах.

1

27

Понятие агроценоза и агроэкосистемы

1

28

В. И. Вернадский и его учение о
биосфере

1

29

Устойчивость жизни на Земле в
геологической ис¬тории.

1

30

Роль человеческого общества в
исполь¬зовании ресурсов и
преобразовании биосферы

1

31

Общие экологические и социальные
особенности популяций человека

1

32

Экологические связи человечества

1

33

Масштабы экологических связей
человечества

1

34

Всеобщая связь природных и
антропогенных про¬цессов на Земле.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

2

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Коренные различия длительности
формирования биосферы и
техносферы

1

2

Проблема совместимости
человеческой цивилизации с
законами биосферы

1

3

Приложение фундаментальных
экологических за¬конов к
изменениям численности
человечества.

1

4

. Способность человечества
существенно расширять
экологическую емкость сре¬ды
своего обитания

1

5

Современное население Земли, его
распределение по планете

1

6

Неравномерность роста населения
Земли и его воз¬можные последствия

1

7

Концепция устойчивого социальноэкологическо¬го развития

1

8

Все¬мирная эколо¬гическая
программа на XXI век

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

9

Экологи¬ческая этика

1

10

. Международное со¬трудничест¬во в
формировании экологического
мировоззрения

1

11

Природа Земли — источник
материальных ресур¬сов
человечества

1

12

Необходимость охраны природы

1

13

Охрана природы в процессе ее
использования

1

14

Состав и баланс газов в атмосфере и
их нарушения

1

15

Тепличный эффект. Проблемы
озоно¬вого экрана

1

16

Влияние загрязнений и изменения
состава атмосферы на со¬стояние и
жизнь живых организмов и человека

1

17

Состояние воздушной среды в
крупных городах и про¬мышленных
центрах. Смог.

1

18

Определение загрязнения воздуха в
городе.

1

19

Круговорот воды на планете

1

20

Основные меры по рациональному
использова¬нию и охране вод

1

21

Определение загрязнения воды.

1

1

1

22

Минеральные и энергетические
природные ресур¬сы и
использование их человеком.

1

23

Охрана окру¬жающей среды при
разработке полезных ископаемых.

1

24

Значение почвы и ее плодородия для
человека

1

25

Причины истощения и разрушения
почв.

1

26

Рациональное использование и
охрана зе¬мель.

1

27

Растительность как важнейший
природный ресурс планеты

1

28

Роль леса в народном хозяйстве

1

29

Рациональное использование, охрана
и воспроиз¬водство лугов

1

30

. Охрана и рациональ¬ное
использование других растительных
сообществ: лесов, болот

1

31

. Охрана хо¬зяйственно ценных и
редких видов растений.

1

32

Прямое и косвенное воздействие
человека на жи¬вотных, их
последствия

1

33

Рациональ¬ное использование и
охрана промысловых животных: рыб,
птиц, млекопитаю-щих

1

34

Редкие и вымирающие виды
животных, за¬несенные в Красную
книгу

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

0

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».