ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ЛИЦЕЙ № 173
_____________________________________________________________________________
620026, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: licey173@eduekb.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Среднего общего образования
(ФГОС СОО)
срок реализации 1 год
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен
в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.
Цель программы: развитие исследовательской компетентности учащихся
посредством освоения ими методов научного познания и умений учебноисследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
1) формирование у учащихся методологии проектной деятельности:
ввести понятия проект, проектирование, проектировочная деятельность;
знакомить с шагами проектирования;
научить формулировать проблему, определять цель проектирования, строить план
реализации проекта, определять риски;
2) освоение учащимися:
технологии проектирования через создание проекта;
технологии публичной защиты проектов;
3) формирование навыков коллективной проектной деятельности и решений
специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
4) формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных
навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
5) развитие коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков; умения
самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике;
6) развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в информационном
пространстве; задачи решаются при использовании таких форм работы:
Общеклассная;
групповая;
индивидуальная;
дифференцированная;
По окончанию курса учащиеся должны:
знать методологию проектной деятельности, владеть терминологией курса предмета;
уметь ориентироваться в информационном пространстве, видеть межпредметные
связи;
уметь самостоятельно разработать и реализовать проект;
уметь работать над проектом как самостоятельно, так и в коллективе;
уметь презентовать свой проект, владеть техниками самопрезентации;
Результаты выполнения индивидуального проекта отражают:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.
В соответствии с концепцией ФГОС, личностными результатами является
«сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений,
обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам».
Личностные результаты освоения курса «Индивидуальная проектная
деятельность» отражают:
сформированность
позитивной
самооценки,
самоуважения,
развитие
образовательной успешности каждого обучающегося.
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Под метапредметными результатами в концепции ФГОС понимаются «освоенные
обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении
проблем в реальных жизненных - ситуациях». Метапредметные результаты включают
освоенные обучающимися универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения курса «Индивидуальная проектная
деятельность» отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты.
В концепции ФГОС под предметными результатами понимается «усвоение
обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного
учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта
творческой деятельности».
Предметные результаты. В концепции ФГОС под предметными результатами
понимается «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта
решения проблем, опыта творческой деятельности».
Содержание программы. 10 класс
1. Введение. (2 ч).
История проектирования. Проекты в современном мире. Из истории метода
проектов. Презентация основного списка литературы по данной теме, примеры
креативных, знаменитых проектов (презентация). Понятие проекта, проектной
деятельности, проектной культуры.
Содержание, элементы, цель и задачи проектной деятельности. Формирований
общеучебных умений – как главный фактор проектной деятельности. Проект, метод
проектов. Проектный метод в школьном образовании. Взгляды различных специалистов
на понятия, связанные с проектом.
2. Основы проектно-исследовательской деятельности ( 11 ч.)
Основные термины проекторной деятельности. Структура проекта. Структура
проекта, структура разных типов проекта. Основные требования, предъявляемые к
структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист.
Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография.
Приложение. Цитирование и плагиат, оформление цитат в тексте.
Паспорт проекта. Основные составляющие паспорта проекта: тема, проблема,
актуальность исследования, цель, гипотеза, задачи, продукт и результат исследования,
практическая значимость, основные методы исследования. Составление паспорта
индивидуального проекта в тетради.
Проблема исследования. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ
проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей
ее решения. Тренинг: определение видов проблем на основе различных ситуаций.
Источники информации. Способы текстовой организации информации.
Целеполагание и постановка задач проекта. Прогнозирование результатов проекта.
Знакомство с темами индивидуального проекта. Формирование проектных групп.
Особенности актуальности. Проблема и ее формулировка. Виды проблем. Цель и задачи
проекта. Гипотеза: доказанная и опровергнутая. Оценка тем, актуальности, проблем,
целей, задач и гипотез.
Интерактивные карты, таблица и инструменты для постановки целей и задач,
мониторинга проекта. «Дерево целей» - структурированная модель целеполагания, в
основе которой лежит иерархический принцип. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда
де Боно. Интеллект карты. Метода Исикавы Fishbone («рыбий скелет»). Практические
работы: составление «Дерева целей» и Fishbone.
Типология проектов. Типологические признаки проектов: по доминирующей
деятельности, по предметно- содержательной области, по характеру координации, по
количеству участников, по продолжительности выполнения. Разбор проектов по типам,
определение типа проекта у себя.
Классификация проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский
проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект.
Этапы работы над проектом: подготовительный, планирование, исследование,
результаты, подготовка к защите проекта, презентация (отчёт), оценка результатов и
процесса (рефлексия). Содержание и деятельность учащихся на каждом этапе.
Определение плана действий на каждом этапе при работе над своим проектом. Приемы
исследования в проектной деятельности
Исследование – как процесс научного изучения. Виды исследований: опрос,
интервью, анкетирование. Этапы проведения опроса, интервью, анкетирования.
Наблюдение. Эксперимент. Этапы и виды эксперимента. Опыт. Оценка начального этапа
исследования.
Работа с источниками информации. Работа с научной информацией. Пути поиска
информации. Правила работы с научной литературой, книгой: план текста, тезисы,
конспект. Образовательные возможности Интернет-среды. Эффективный поиск
информации в Интернет. Роль библиотек в поиске информации. Библиография и список
литературы.
3. Работа над индивидуальным проектом (15 ч)
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.
Аналитическая работа над собранным материалом. Алгоритм написание отчета.
Приложение. Цитирование и плагиат, оформление цитат в тексте.
Социальное проектирование: как сделать жизнь лучше. Модели управления
проектами. Водопад или Каскад. Составление диаграммы Ганта как средства контроля над
процессом. Гибридная методология.
Ресурсы и бюджет проекта. Источники финансирования. Бизнес-план проекта.
Понятие стратегической сессии проекта. Разработка плана стратегического развития.
Инвестиционный меморандум. Основные факторы успеха. Ассортимент. Продажи и
дополнительные услуги.
Понятие экспертизы проекта. Понятие экспертизы. Виды экспертизы. Исторический
аспект возникновения и развития экспертной деятельности. Этический кодекс эксперта.
Практическая работа: составление этического кодекса эксперта. Обсуждение, оценка.
Требования к проектной работе. Требования к презентации проекта.
Информационный раздел, описание работы, рефлексия деятельности. Формы презентации
проекта. Требования к мультимедийной презентации, буклету, публичному выступлению.
Виды презентаций проектов. Цели презентации. Виды, формы, типы презентаций.
Подготовка и проведение презентации. Критерии оценивания презентации.
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Техника публичного
выступления. Невербальные способы общения. Культура выступления и ведения
дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Риски проектов. SWOT-анализ и его возможности. Технология как мост от идеи к
продукту. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в
установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение
обоснованных изменений в первоначальный замысел.
Разработка, материальное или информационное воплощение продукта проекта:
анализ данных социологического опроса; веб-сайт; видеофильм; выставка; газета, журнал;
игра; коллекция; компьютерная анимация; оформление кабинета (стенды); пакет
рекомендаций; стендовый доклад; сценарий; статья; костюм, макет, модель; музыкальное
произведение; литературное произведение; мультимедийный продукт; исследование;
путеводитель; справочник; система школьного управления; серия иллюстраций; учебное
пособие; экскурсия.
Понятие тайм-менеджмента. Индивидуальный анализ работы над проектом.
Обсуждение полученных результатов.
4. Практикум (ч)
Практическое занятие. Анализируем проекты сверстников. Сильные и слабые
стороны работы над своим проектом. Практическая работа «Отчет о работе над
проектом».
Оформление текста проекта, презентации проекта, наглядных материалов проекта и
продукта проекта. Аналитическая работа над предзащитой проекта. Определение сильных
и слабых сторон индивидуального проекта. Корректировка.
Принципы публичного выступления. Тренинг. Залог хорошего выступления.
Рекомендации по подготовке к защите проекта. Техника подготовки выступления.
Вопросы оппонентов и рекомендации. Этап рефлексии. Работа над проектом после
защиты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Индивидуальная рроектная деятельность»
10 класс (34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема
Кол-во часов
Ведение (2 ч)
История проектирования. Проекты в современном мире
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры
Основы проектно-исследовательской деятельности (11 ч)
Основные термины проекторной деятельности. Структура и
паспорт проекта
Актуальность темы – как начальный этап исследования. Тема
проекта
Проблема исследования
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов
проекта
Интерактивные карты, таблицы и инструменты для постановки
целей и задач, математическая обработка результатов
Типология проектов и классификация проектов
Этапы работы над проектом: подготовительный, планирование,
исследование, результаты, подготовка к защите проекта,
презентация (отчёт), оценка результатов и процесса
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности
Оценка начального этапа исследования
Возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов
Поиск недостающей информации. Работа с источниками
информации
Работа над индивидуальным проектом (15 ч)
Техническое проектирование и конструирование как типы
деятельности
Социальное проектирование: как сделать жизнь лучше
Модели управления проектами
Ресурсы и бюджет проекта.
Источники финансирования. Бизнес-план проекта
Понятие экспертизы проекта. Критерии защиты проекта
Требования к проектной работе. Требования к презентации
проекта
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Виды презентаций проектов
Основные правила делового общения и ведения дискуссий
Риски проектов. SWOT-анализ и его возможности
Технология как мост от идеи к продукту
Опросы как эффективный инструмент проектирования
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов
Продвижение проекта. Ресурсы возможностей Интернет
Понятие тайм-менеджмента. Временные ресурсы.
4. Практикум (6 ч)
Практическое занятие. Анализируем проекты сверстников.
Практическое занятие. Организация защиты.
Особенности публичного выступления.
Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности
Этап рефлексии. Работа над проектом после защиты.
Подведение итогов по курсу «Проектная деятельность»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1