Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения программы курса «Юный математик» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям
ФГОС НОО:
Личностные результаты:
● Развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
● Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека.
● Воспитание чувства справедливости, ответственности.
● Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
● Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
● Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
● Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
● Анализировать правила игры.
● Действовать в соответствии с заданными правилами.
● Включаться в групповую работу.
● Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
● Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
● Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
● Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
● Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
● Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
● Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
● Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
● Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.
● Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
● Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
● Воспроизводить способ решения задачи.
● Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
● Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
● Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
● Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
● Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
● Конструировать несложные задачи.
● Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
● Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
● Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
● Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
● Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
● Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
● Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
● Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
● Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
● Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
● Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
существлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы «Юный математик» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Царство математики. (2ч). Математика вокруг нас. Занимательная математика
в доме и квартире. Познавательно-игровая математическая игра «В гостях у
царицы Математики».
Путешествие в конструирование(9ч)
Головоломки.Танграм.Волшебный круг и квадрат.
Оригами.Искусство складывания фигурок из бумаги.Работа над проектом
«Подводный мир».
Геометрические фигуры. Плоские геометрические фигуры. Преобразование
фигур.Аппликация из геометрических фигур.
Логика и смекалка (10ч)
Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические
математические задания. Ребусы.
Игровой математический практикум «Необыкновенные приключения в стране
Внималки-Сосчиталки». Игровой математический практикум «Удивительные
приключения Слагайки и Вычитайки».
Занимательная геометрия (6ч)
Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических
фигур.Турнир по геометрии.
Математические игры (6 ч)
Игры на логику, на стратегию, решение математических ребусов, веселый счет.
Тематическое планирование
№
п/
п
Тема занятия
Форма занятия
Царство математики -2 ч
1
Математика вокруг нас.
вводное
Познавательно-игровая математическая
викторина
викторина «В гостях у Царицы
Математики»
Путешествие в конструирование -9ч
Головоломки 5 ч
2
3
Танграм
практикум
4
Волшебный круг
составление ребусов
5
Волшебный квадрат
беседа
6
«Спичечный» конструктор
конкурс
7
«Спичечный» конструктор
выставка
Оригами 2ч
8
Искусство складывания фигурок из
бумаги.
9 Работа над проектом «Подводный мир»
Геометрические фигуры 2ч
практикум
10 Плоские геометрические фигуры.
Преобразование фигур.
11 Аппликация из геометрических фигур.
конкурс
выставка
Логика и смекалка -10ч
12 Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы.
соревнование
13 Экспромт - задачки и математические
головоломки.
14 Логические математические задания.
практикум
15 Игровой математический практикум
«Удивительные приключения Слагайки и
Вычитайки»
16 Математические игры
практикум
17 Задачи-смекалки.
соревнование
конкурс
ролевая игра
18 Задачи в стихах. Математические задачки- практикум
шутки.
конкурс
19 Экспромт - задачки и математические
головоломки.
практикум
20 Логические математические задания.
Ребусы.
практикум
21 Игровой практикум «Необыкновенные
приключения в стране Внималкисосчиталки»
Занимательная геометрия 6ч
22 Колумбово яйцо.
23 Головоломка Пифагора
работа в парах.
беседа
24 Объёмные геометрические фигуры.
практикум
25 Моделирование из объёмных
геометрических фигур.
26 Турнир по геометрии
выставка
27 Путешествие в страну Геометрию.
путешествие
турнир
Математические игры 6 ч
28 Математические игры
ролевая игра
29 Секреты задач
конкурс
30 Математическая карусель.
викторина
31 Математическая карусель.
викторина
32 Блиц - турнир по решению задач
турнир
33 Познавательная конкурсно-игровая
программа «Весёлый интеллектуал»
ролевая игра
Итого 33 часа