Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА!»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
НАПРАВЛЕНИЕ: ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
1
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся
должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за
другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои
книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков
по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся
должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии,
отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева,
«Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях,
дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся
должны знать:
2
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих
нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев,
уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся
должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь
мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без
опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как
время
активного
отдыха,
игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
2.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
3
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых
поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных
произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных
ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и
поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с
окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с
правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути
выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка
ситуации.
3.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность
школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность
человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного
отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом
других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от
неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
4.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в
человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,
собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии
такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
5.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности
вежливого
поведения
в
разных
жизненных
ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться
первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить
«спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.
д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать
обращение, просьбу.
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс. 33 ч.
Название раздела.
Тема занятия.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене.
Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе.
Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в общественных местах.
Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой.
Правила поведения на школьном дворе.
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Моя семья.
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои
школьные вещи).
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои
школьные вещи).
Основные правила Мойдодыра.
Основные правила Мойдодыра.
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Экскурсия
«Спасибо» и «пожалуйста».
«Спасибо» и «пожалуйста».
«Спасибо» и «пожалуйста».
Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности?
5
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс 35 часов
Название раздела.
Тема занятия.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
Школьный этикет
Дисциплина в школе и в классе
Дисциплина в школе и в классе
В библиотеке: люби книгу
В библиотеке: люби книгу
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка
Правила общения
Сопереживание, помощь друзьям
Сопереживание, помощь друзьям
Дал слово – держи его
Дал слово – держи его
Диалоги со сверстниками
Диалоги со сверстниками
Обобщающее занятие. Твои поступки и твои родители.
(Наблюдения).
О трудолюбии
Учусь всё делать сам
Учусь всё делать сам
Взаимопомощь дома и в школе
Взаимопомощь дома и в школе
Беречь результаты труда
Беречь результаты труда
Обобщающее занятие
Культура внешнего вида
Правила личной гигиены
Правила личной гигиены
Бережное отношение к своей одежде
Бережное отношение к своей одежде
Обобщающее занятие
Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и праздники»
Правила поведения в общественных местах
Правила поведения в общественных местах
Бережное отношение к природе
Обобщающее занятие
6
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс. 35 ч.
Название раздела.
Тема занятия.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
Количество часов
Школьный этикет
Взаимопомощь: учёба и труд.
Взаимопомощь: учёба и труд.
Взаимопомощь: учёба и труд.
Школьное имущество надо беречь.
Школьное имущество надо беречь.
Время надо беречь.
Время надо беречь.
Слово лечит, слово ранит.
Слово лечит, слово ранит.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
Труд кормит, а лень портит.
Труд кормит, а лень портит.
Труд кормит, а лень портит.
Как организовать свой труд.
Как организовать свой труд.
Как организовать свой труд.
Уход за своими вещами.
Уход за своими вещами.
Уход за своими вещами.
Одежда будничная и праздничная.
Одежда будничная и праздничная.
Одежда будничная и праздничная.
Разговор по телефону.
Разговор по телефону.
Поведение в гостях.
Поведение в гостях.
Я пишу письмо.
Я пишу письмо.
Поведение на природе.
Поведение на природе.
Обобщающий урок
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс 35 часов.
Название раздела
Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
Количество часов
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
Забота о младших.
Забота о младших.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Игра «Город вежливости».
Игра «Город вежливости».
Игра «Город вежливости».
Вежливый ли я дома?
Вежливый ли я дома?
Вежливый ли я дома?
Конкурс стихов о вежливости.
Культура физического и умственного труда.
Культура физического и умственного труда.
Золотые руки.
Золотые руки.
Герои труда.
Герои труда.
Что такое культура внешнего вида?
Что такое культура внешнего вида?
Одежда и осанка
Одежда и осанка
Вежливость и внешний вид.
Вежливость и внешний вид.
Готовимся к празднику
Готовимся к празднику
Готовимся к празднику
Готовимся к празднику
Осваиваем правило «так нельзя».
Осваиваем правило «так нельзя».
Осваиваем правило «так нельзя».
Экскурсия
Обобщающий урок
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2