Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературное кафе: «В мире литературы»
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
срок реализации 1 года
Направление: Общекультурное
Екатеринбург
2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературное кафе: «В мире литературы»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
НАПРАВЛЕНИЕ: общекультурное
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:1 ГОД
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения курса:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и
зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать
и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы
филологического
анализа);
владение
элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
формулирование
собственного
отношения
к
произведениям
литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту,
создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние
творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные
темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Содержание курса
внеурочной деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (1ч.)
Понятие литературы. Задачи и цели курса.
Раздел 2. Устное народное творчество (8ч.)
Пословицы. Тематика и происхождение пословиц. Загадки. Основные
темы и образы. Способы создания загадок. Календарные обряды и
обрядовая поэзия древних славян (2ч): а). Коляда, гаданья; б). Масленица;
в). Закликание весны; г). Праздник Ивана Купалы.
Раздел 3. Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия древних
славян (2ч)
а) Жизненный круг; б) Свадьба; в) Похороны.
Раздел 4.Творческая мастерская №1(1ч). Создание песни, сказки,
пословицы, загадки, былины обучающимися.
Раздел 5. Духовная литература(4ч). Детская Библия. Нравственный
мир Детской Библии. Житие Сергия Радонежского. Способы создания
характеристики в жанре жития. Идеальный герой. Молитва Господня и
«Молитва» А.С. Пушкина. Религиозные произведения и религиозные мотивы
в художественной литературе. Влияние религиозной литературы на
светскую. Молитва Господня и «Молитва» А.С. Пушкина. Религиозные
произведения и религиозные мотивы в художественной литературе. Влияние
религиозной
литературы
на
светскую.
Духовные
стихи
Хомякова,
Вяземского и Лермонтова.
Раздел 6.Лирика (2ч). Лирическая песня. Лирическое стихотворение
(Тютчев, Фет - тематика, настроение, лирический герой).
Раздел 7. Творческая мастерская №2 (1ч)
Создание или исполнение лирического произведения.
Раздел 8.Литература 19 века (4ч). А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел».
Мастерство в построении сюжета. Основа конфликта. Понимание чести,
Благородство как нравственная категория.
М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри». Образ романтического героя. Тема
родной земли. Свобода физическая и духовная.
П. Мериме, «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Дж.
Лондон, Рассказы .
Раздел 9. Творческая мастерская №3 (1ч). Герой литературного
произведения как художественный образ. Как создает героя автор и как читатель. Разговор с литературным героем.
Раздел 10.
Современная литература (2ч).
произведение Е. Шварц, «Тень». Жанр сказочной притчи.
Драматическое
Раздел 11.Творческая мастерская №4 (3ч). Инсценировка
драматического произведения. Юмор в произведениях современных авторов
(Жванецкий, Задорнов)
Раздел 12.Творческая мастерская №5 (4ч). Презентация смеха. А.
Беляев, Фантастические повести. Заключительное занятие. Итоги курса.
Выставка работ.
Тематическое планирование
№ п/п
I
II
Тема
Вводное занятие
Устное народное творчество
Кол-во часов
1
8
2.1.
Пословицы. Тематика и происхождение
пословиц.
1
2.2.
Загадки. Основные темы и образы. Способы
создания загадок.
1
2.3.
Сказки .Тематика, образы, нравственные законы
сказочного мира.
2
2.4.
Былина «Ставр Годинович». Образ человека в
бытовом эпосе. Народная оценка героя, способы
ее выражения.
2
2.5.
Историческая песня. Основные темы и образы.
Изображение народной жизни.
2
II.
Календарные обряды и обрядовая поэзия
древних славян: а). Коляда, гаданья; б).
Масленица; в). Закликание весны; г). Праздник
Ивана Купалы.
2
Ш.
Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия
древних славян
2
а) Жизненный круг; б) Свадьба; в) Похороны
IV.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ № 1
Создание песни, сказки, пословицы, загадки,
былины обучающимися.
1
V.
Духовная литература
4
5.1.
Детская Библия. Нравственный мир Детской
Библии.
1
5.2.
Житие Сергия Радонежского. Способы создания
характеристики в жанре жития. Идеальный
герой.
1
5.3.
Молитва Господня и «Молитва» А.С. Пушкина.
Религиозные произведения и религиозные
мотивы в художественной литературе. Влияние
1
религиозной литературы на светскую.
5.4
Духовные стихи Хомякова, Вяземского и
Лермонтова
1
VI.
ЛИРИКА
2
6.1.
Лирическая песня.
1
6.2.
Лирическое стихотворение. Тютчев, Фет тематика, настроение, лирический герой.
1
VII.
VIII.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
IX.
X.
10.1.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ № 2
Создание или исполнение лирического
произведения.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел». Мастерство в
построении
сюжета.
Основа
конфликта.
Понимание
чести,
Благородство
как
нравственная категория.
М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри». Образ
романтического героя. Тема родной земли.
Свобода физическая и духовная.
П. Мериме, «Маттео Фальконе». Героический
характер в литературе.
Дж. Лондон, Рассказы
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ № 3
Герой литературного произведения как
художественный образ. Как создает героя автор
и как - читатель. Разговор с литературным
героем.
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Драматическое произведение Е. Шварц, «Тень».
Жанр сказочной притчи.
1
4
1
1
1
1
1
2
2
XI.
11.1.
XII.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСТКАЯ № 4
Инсценировка драматического произведения.
Юмор в произведениях современных авторов:
Жванецкий, Задорнов.
3
1
4
12.1.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСТКАЯ № 5
Презентация смеха
12.2
А. Беляев, Фантастические повести
2
12.3
Заключительное занятие. Итоги курса. Выставка
работ
1
Итого
35
1