Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ЛИДЕРА»
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
срок реализации 1 год
Направление: Социальное
Екатеринбург
2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ЛИДЕРА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
НАПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНОЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:1 ГОД
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Личностные
-формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-формирование положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-формирование дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-формирование базиса знаний у учащихся в сфере организационных управленческих
умений и навыков;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной
активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
• Метапредметные
1. Познавательные УУД:
- умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
-соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований;
-корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-обобщает значение занятий;
-сравнивает представленную информацию, опираясь на личный опыт;
-анализирует и объективно оценивает правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
- находит ошибки при реализации социальных проектов и проведении КТД, отбирает
способы их исправления;
2. Коммуникативные УУД:
- включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-договаривается и приходит к общему решению в работе по группам, микро-группам,
парам;
-проявляет инициативу в творческом сотрудничестве;
- расширяет сферы общения, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром.
3. Регулятивные УУД:
-осуществляет целеполагание своей деятельности;
-оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам;
-соблюдает правила поведения и предупреждения травматизма во время практических
занятий;
-воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во
время защиты социальных проектов, индивидуальных и групповых заданий;
-осуществляет взаимный контроль и оказывает помощь при проведении диагностики.
• Предметные
-приобретает социальные знания, понимает социальную реальность и повседневную
жизнь;
-формирует позитивные отношения обучающихся к базовым ценностям общества и к
социальной реальности в целом.
-осваивает основы коллективно-творческой деятельности (сокращенно – КТД);
-осваивает основы социально-образовательного проекта (как образовательной формы),
которая учит находить достойное место инициативам молодежи в сложно
организованном, динамично изменяющемся социуме;
-включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-развивает индивидуальные лидерские способности;
-формирует устойчивый интерес к социально преобразующей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводное занятие – 1 час. Вводное занятие. Игры на сплочение. Анкетирование «Я –
ученик», «Каков я в школе?» Знакомство с членами группы. Психологические игры и
тренинги. Игры «Волшебный магазин», «Шарж», «Символика».
Ученическое самоуправление – 3 часа. Основы самоуправления. Понятие о сущности и
механизмах развития различных самодеятельных добровольных объединений.
Самоуправление – управление собой. Трудно ли управлять школой? Кто и чем управляет
в школе? Смогу ли я управлять школой? Игра «Снежный ком». Модель органов
ученического самоуправления. Понятие о функциях органов самоуправления. Изучение
существующих моделей ученического самоуправления.
Лидер – 6 часов. Психология лидера. Понятие «лидер». Черты характера лидера. Как
развить в себе стрессоустойчивость, силу воли и решительность. Многоликий лидер.
Основные качества и способности лидера. Какими качествами должен обладать лидер?
Лидер - созидатель, лидер – разрушитель. Лидер – организатор, лидер – генератор. Лидер
– инициатор, лидер – эрудит. Разбуди в себе лидера! Тест «Лидер ли я?» Мои лидерские
качества. Проработка лидерских качеств. Практикум “Чемодан лидера”.
Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти
Самопрезентация – 3 часа. Самопрезентация. Основы самопрезентации.
«Школа ведущих». Основные навыки выступления. Работа над дикцией, разучивание
скороговорок. Тренинг «Как вести себя на сцене». Тренинг «Успешная самопрезентация».
Общение – 4 часа. Общение. Деловое общение. Понятие «деловое общение». Навыки
делового общения. Отличия делового общения. Барьеры в общении.
Деловой стиль. Отличия делового стиля и его значение. Правила и принципы ведения
деловых переговоров. Уверенный ли вы человек? Тест «Уверенный ли вы человек?»
Методы развития уверенности в себе. Приемы расположения к себе. Способы уверенного
отказа. Я - самоуверенный человек! Как преодолеть свою застенчивость? Ролевые игры,
тренинги: «Прием на работу», «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент».
Команда лидера – 2 часа. Лидерство – я управляю собой и будущим! Беседа на тему
«Что значит работать в команде». Алгоритм создания команды. Связь лидера и команды.
Коллектив - основа организаторской деятельности. Игры на выявление лидерской
позиции, формирование команды. Тренинг «Создай команду».
Коммуникативные качества, самооценка – 3 часа. Коммуникативные качества.
Самооценка. Понятие «коммуникабельность» Навыки успешной коммуникации. Разные
пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей.
Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения
и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного
общения. Мой уровень самооценки. Тест на самооценку. Как повысить самооценку.
Упражнения на повышение самооценки.
Конфликт – 2 часа. Конфликт. Управление конфликтом. Спор – его цели и стратегии.
Игра «Научись говорить СТОП», «Борьба с конфликтами». Тренинг «Конфликт и пути его
разрешения».
Виды и формы КДТ – 4 часа. Коллективно – творческая деятельность.
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД.
Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов,
Ф.Я.Шапиро. Что значит
Коллективное Творческое Дело. Этапы подготовки и проведения КТД. Виды и формы
КДТ. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые,
познавательные, спортивные, художественные, досуговые КТД в работе лидера. Шесть
этапов организации КТД (по С. А. Шмакову). КТД-тренинги «Геометрическая фигура»,
«Номера» и др. Практикум «В копилку лидера». Игры коллективного знакомства и
общения – «Верёвочка», «Заводила», «Весёлые футболисты», «Кто ты будешь такой?».
Игры – поединки. Игры на сплочение команды.
Разработка КДТ – 3 часа. КТД для младших школьников. Разработка КТД для младших
школьников. Разработка и проведение мероприятия для классного коллектива.
Ученическое самоуправление в России и за рубежом – 2 часа. Ученическое
самоуправление в России и за рубежом. История развития добровольных объединений в
странах Европы и США. Сущность и механизм самоуправления. Общественные детскоюношеские организации.
Практикум «Оценим себя реально» - 1 час. Практикум «Оценим себя реально».
Подготовка проектов, презентаций. Защита проектов, презентаций.
Анализ результатов.
Подведение итогов – 2 часа. Презентация «Я – лидер». Подведение
итогов работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
1.
Вводное занятие
Ученическое самоуправление -3ч
2.
Основы самоуправления.
3.
Самоуправление – управление собой.
4.
Модель органов ученического самоуправления.
Лидер – 6ч
5.
Психология лидера
6.
Лидер - созидатель, лидер – разрушитель.
7.
Лидер – организатор, лидер – генератор.
8.
Лидер – инициатор, лидер – эрудит.
9.
Тест «Лидер ли я?»
10.
Мои лидерские качества.
Самопрезентация – 3 часа
11.
Основы самопрезентации.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12.
Основные навыки выступления.
13.
Тренинг «Как вести себя на сцене».
Общение – 4 часа
14
Деловое общение.
15
Правила и принципы ведения деловых переговоров.
16
Методы развития уверенности в себе.
17
Приемы расположения к себе. Способы уверенного
отказа.
Команда лидера – 2 часа
18.
Алгоритм создания команды. Коллектив - основа
организаторской деятельности.
19.
Тренинг «Создай команду».
Коммуникативные качества, самооценка – 3 часа
20.
Навыки успешной коммуникации.
21.
Овладение способами эффективного общения.
22.
Как повысить самооценку.
Конфликт – 2 часа
23
Конфликт. Управление конфликтом.
24
Тренинг «Конфликт и пути его разрешения».
Виды и формы КДТ – 4 часа
25
Основные идеи методики коллективно – творческой
деятельности.
26
Этапы подготовки и проведения КТД. Виды и формы
КДТ.
27
Трудовые,
познавательные,
спортивные,
художественные, досуговые КТД в работе лидера
28
Практикум «В копилку лидера».
Разработка КДТ – 3часа
29
Разработка КТД для младших школьников
30
Проведение КТД для младших школьников
31
Разработка и проведение мероприятия для классного
коллектива.
Ученическое самоуправление в России и за рубежом – 2 часа
32
История развития добровольных объединений в странах
Европы и США.
33
Общественные детско-юношеские организации в
России.
Практикум «Оценим себя реально» - 1час
34
Презентация “Я – лидер”
35
Подведение итогов
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35ч