Рабочая программа учебного курса Мировая художественная культура

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ЛИЦЕЙ № 173
_____________________________________________________________________________
620144, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: liceum-173@yandex.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Среднего общего образования
(ФГОС СОО)
срок реализации 2 года

1

Планируемые результаты
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего
общего образования направлено на достижение следующих целей:
•
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и
художественнотворческих способностей;
•
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в
освоении ценностей мировой культуры;
•
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной
культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества
в отечественной и зарубежной культуре;
•
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать
их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
•
использование приобретенных знаний и умений для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне
ученик должен:
Предметные результаты
Выпускник получит возможность узнать:
•
основные виды и жанры искусства;
•
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
•
шедевры мировой художественной культуры; - особенности языка
различных видов искусства; уметь:
•
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной
эпохой, стилем, направлением;
•
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями
разных видов искусства;
•
пользоваться различными источниками информации о мировой
художественной культуре;
•
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
•
выбора путей своего культурного развития;
•
организации личного и коллективного досуга;
•
выражения собственного суждения о произведениях классики и
современного искусства;
•
самостоятельного художественного творчества;

2

•
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями
профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по
данному учебному предмету. Личностные результаты:
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности.
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах
бытия искусства.
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство,
накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания.
Формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к
осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты:
Применение методов познания через художественный образ для изучения
различных сторон окружающей действительности.
Активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных
связей, поиск аналогов в бытии и динамики развития искусства.
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике,
взаимодействовать с другими людьми в достижении общей цели; оценивать
достигнутые результаты.
Развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку
зрения по поводу произведений искусств.
Формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством:
исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
В области предметных результатов образовательное учреждение
предоставляет ученику возможность научится:
1)
в познавательной сфере:
•
представлять место и роль искусства в развитии мировой
культуры, в жизни человека и общества;
•
наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл
художественного образа, произведения искусства;
•
усваивать особенности языка разных видов искусства,
художественных средств выразительности, специфики художественного
образа в различных видах искусства;
•
различать изученные виды и жанры искусств;
3

•
описывать явления искусства, используя специальную
терминологию;
•
классифицировать изученные объекты и явления культуры;
•
структурировать изученный материал и информацию,
полученную из различных источников;
•
в ценностно-ориентационной сфере:
•
представлять систему общечеловеческих ценностей;
•
осознавать ценность искусства разных народов мира и место
отечественного искусства;
•
уважать культуру другого народа, осваивать духовнонравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства,
проявлять эмоциональноценностное отношение к искусству и к жизни,
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в
произведениях искусства.
2)
в коммуникативной сфере:
•
формировать
коммуникативную,
информационную
и
социальноэстетическую компетентности, в том числе овладеть культурой устной и
письменной речи;
•
использовать методы эстетической коммуникации, осваивать
диалоговые формы общения;
•
в эстетической сфере:
•
развивать в
себе индивидуальный художественный вкус,
интеллектуальную и эмоциональную сферы;
•
воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать
мнения о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть
ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
•
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой
эстетический кругозор;
•
понимать условность языка различных видов искусства, создавать
условные изображения и символы;
•
определять зависимость художественной формы от целей творческого
замысла;
•
реализовывать
свой
творческий
потенциал,
осуществлять
самоопределение и самореализацию личности на эстетическом материале.
3)
в трудовой сфере:

4

применять различные художественные материалы, использовать
выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в
инновационных (информационных) технологиях.

Содержание учебного предмета «Мировая художественная культура»
Художественная культура первобытного мира.
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия.
Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма
(татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные
комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента.
Архаические основы фольклора. Миф и современность. Художественная
культура Древнего мира.
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и
красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона – примета
Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды
Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в
Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических
представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя.
Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме
(Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей,
Пантеон.
Художественная культура Средних веков.
София Константинопольская – воплощение идеала божественного
мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм
(киевская,
владимиро-суздальская,
новгородская,
московская
школа).
Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф
Грек, А.Рублев). Ансамбль московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.
Готический собор – как образ мира. Региональные школы Западной Европы.
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд).
Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в
храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический
склад
средневековой
музыкальной
культуры.
Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре
последующих эпох.
Художественная культура Ренессанса.
5

Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре
Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские
гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и
культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и
вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Художественная культура Нового времени.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение
мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли
Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли);
живопись (П.П.Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет
гомофонногармоничес-кого стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной
полифонии (И.С.Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга).
От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов,
А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в
произведениях мастеров Венской классической школы (В.А.Моцарт, Л.ван
Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер)
Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский).
Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье,
художникипередвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во
второй половине XIX в. (П.И.Чайковский).
Художественная культура конца XIX – XX вв.
Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне),
постимпрессионизм (Ван Гог, П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта,
А.Гауди, В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Врубель) и музыке
(А.Н.Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм
(П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура
XX в. (В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт, О.Нимейер).
Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и
В.И.НемировичДанченко);
эпический
театр
Б.Брехта.
Стилистическая
разнородность в музыке XX в. (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке).
Синтез искусств -- особенная черта культуры XX в.: кинематограф
(С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная
графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер). Рокмузыка (Биттлз, Пинк Флойд);
электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.
6

Тематическое планирование учебного предмета «Мировая
художественная культура»
10 класс (34 часа)
Тема

№

Художественная культура первобытного мира
1
2

3

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Миф и современность.
Космогонические мифы.
Первобытная магия. Архаические основы фольклора. Славянские
земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа.
Ритуал.
Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика
геометрического орнамента. Зарождение искусства.

Кол- во
часов
3
1
1

1
14

4

5

6
7
8
9

10
11
12
13
14

Художественная культура Древнего мира
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и
красочность ансамблей Вавилона. Месопотамский зиккурат — жилище
бога.
Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве
Древнего Египта: пирамиды Гиза, храмы Карнака и Луксора. Наземный
храм — символ вечного самовозрождения бога Ра.
Магия. Декор гробниц.
Канон изображения фигуры на плоскости.
Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель
Вселенной Древней Индии. Роль скульптурного декора.
Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного
присутствия.
Отражение мифологических прадставлений майя и ацтеков в
архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). Храмовая архитектура
индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя.
Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.
Театрализованное действо.
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.
Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский
алтарь). Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.
Гигантизм архитектурных форм.

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

7

15

16

17

18

19

20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34

Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Особенности римского градостроительства. Общественные здания
периодов республики и империи.
Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства
декора.

1

Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор.
Христианская символика.
Художественная культура Средних веков

1

София Константинопольская - воплощение идеала божественного
мироздания в восточном христианстве.
Космическая символика храма.
Древнерусский
крестово-купольный
храм
(киевская,
владимиросуздальская, новгородская, московская школа).
Топографическая и временная символика храма.
Византийский стиль в мозаичном декоре.
Византийский стиль в иконописи.
Икона и иконостас (Ф.Грек, А.Рублев). Формирование московской школы
иконописи. Русский иконостас.
Ансамбль московского Кремля. Московская архитектурная школа.
Раннемосковское зодчество. Ренессансные черты в ансамбле
Московского Кремля. Новый тип шатрового храма.
Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.
Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура,
мозаичный и фресковый декор.
Романская культура. Отображение жизни человека. Монастырская
базилика как сосредоточие культурной жизни романской эпохи
Готика. Готический храм — образ мира. Внутренний декор храма:
витражи, скульптура, шпалеры.
Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности
готики. Франция. Региональные школы Западной Европы.
Проторенессанс в Италии. Эстетика Аре нова в литературе.
Аллегорические циклы Арс-Нова.
Специфика Аре нова на Севере.
Воплощение
мифологических
и
религиозно-нравственных
представлений Китая в храме Неба в Пекине. Взаимодействие инь и ян
— основа китайской культуры. Философия и мифология в садовом
искусстве Японии.
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд).
Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.
Монодический
склад
средневековой
музыкальной
культуры.
Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в
культуре последующих эпох

1

18
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

8

ИТОГО:

34 часа

11 класс (34 часа)
№

1

2
3
4
5

6

7

8

9

10

Тема
Художественная культура Ренессанса
Возрождение в Италии. Флоренция – воплощение ренессансной идеи
создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф.Брунеллески,
Л.Б.Альберти, литературно-гуманистический кружок Лоренцо
Медичи). Церковь Сан-Спирито.
Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. Ренессанский реализм
в скульптуре. Статуя Давида.
Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Тициан). Качественные изменения в живописи.
Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело
Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.
Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения.
Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных
жанров.
Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно-философская основа
Гентского алтаря Я.Ван Эйка. Гротескно-карнавальный характер
Возрождения в Нидерландах.
Идеи Реформации и мастерские гравюры А.Дюрера. Мистический
характер Возрождения в Германии. Участие в дискуссии на тему
актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов.
Придворная культура французского Ренессанса – комплекс
Фонтенбло. Сравнительный анализ произведений разных авторов и
регионов.
Художественная культура Нового времени
Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных
жанров. Театр В.Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.
Историческое значение и вневременная художественная ценность
идей Возрождения. Просмотр и обсуждение киноверсий
произведений Шекспира.
Стили и направления в искусстве Нового времени – проблема
многообразия и взаимовлияния. Архитектурные ансамбли Рима
(площадь Святого Петра Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей
(Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б.Растрелли) – национальные
варианты барокко.

Кол- во
часов
8
1

1
1
1
1

1

1

1

10
1

1

9

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм,
бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность,
патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического
мировосприятия.
Пафос грандиозности в живописи П.-П.Рубенса. творчество
Рембрандта, Х. ван Рейна как пример психологического реализма
ХVII в. В живописи.

1

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей»
К.Монтеверди). высший расцвет свободной полифонии (999И.-С.
Бах). Музыка барокко.
Классицизм – гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ
идеального города в классицистических и ампирных ансамблях
Парижа и Петербурга.
Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Живописные пасторали
Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели» Франсуа
Куперена.
От классицизма к академизму в живописи на примере произведений
Н.Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П.Брюллова, А.А.Иванова. Подготовка
эссе по персоналиям. (Дискуссия).
Формирование классических жанров и принципов симфонизма в
произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт
(«Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная
соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной
царь» Ф.Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р.Вагнера).
Подготовка рефератов по персоналиям.
Художественная культура конца XIX -- XX вв.

1

Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у
прерафаэлитов, революционный пафос Ф.Гойи и Э.Делакруа, образ
романтического героя в творчестве О.Кипренского. Посещение
художественной выставки.
Зарождение русской классической музыкальной школы. М.Глинка.
Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора, Персидский хор из оперы
«Руслан и Людмила».
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской
(Г.Курбе, О.Домье) и русской (художники-передвижники,
И.Е.Репин, В.И.Суриков) школ. Религиозные сюжеты.
Сравнительный анализ художественных стилей.
Направления и развития русской музыки. Социальная тема в музыке.
М.П.Мусоргский. Обращенность к русскому обряду как проявление
народности в музыке. Н.А.Римский-Корсаков.

1

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

10

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Развитие русской музыки во второй половине ХIХ в.
Лирикопсихологическое начало в музыке. П.И.Чайковский. Балет
«Щелкунчик», опера «Пиковая дама».
Основные направления в живописи конца ХIХ века: абсолютизация
впечатления в импрессионизме (К.Моне); постимпрессионизм:
символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П.
Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна.
Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»).
Постимпрессионизм.

1

Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и
особняки В. Орта и Ф.О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл
«Демон» М.А. Врубеля) и музыке («Прометей» А.Н. Скрябина).
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав
Климт. «Бетховенский фриз».

1

Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи.
В.А.Серов «Похищение Европы», М.А.Врубель «Демон сидящий».
Специфика русского модерна в музыке. А.Н.Скрябин «Поэма экстаза».
Подготовка сообщений по теме.
Художественные течения модернизма в живописи ХХ века:
деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме
(П.Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве
(В.Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме
(С.Дали).
Архитектура ХХ в.: башня III Интернационала В.Е.Ттатлина, вилла
«Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л.
Райта, ансамбль города Бразилиа О.Нимейера. Модернизм в
архитектуре.
Театральная
культура
ХХ
века:
режиссерский
театр

1

1

1

1

1

1

1

К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и эпический театр
32

33

Б.Брехта. Художественный театр.
Синтез искусств – особенная черта культуры ХХ века: кинематограф
(«Броненосец
Потемкин»
С.М.Эйзенштейна,
«Амаркорд»
Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная
графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос – Суперзвезда»
Э.Ллойд Уэббер).
Стилистическая разнородность в музыке ХХ века: от
традиционализма до авангардизма и постмодернизма

1

1

(С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке). Рок-музыка (Битлз –
«Желтая подводная лодка», Пинк Флойд – «Стена»);
электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М.Жарра). Массовое
искусство
11

Культурные традиции родного края.

34

Развитие горнозаводских промыслов и ремесел на Урале. Уральская
икона (Музей невьянской иконы)
ИТОГО:

1

1
34 часа

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».