Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
Уровень: базовый
1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы проектной деятельности»
Личностные результаты должны отражать:
— российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
— гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
— готовность к служению Отечеству, его защите;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
— толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
— навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательско1, проектной и других
видах деятельности;
— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
— принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
— бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
— осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
— сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
— ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты должны отражать:
— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей и
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты должны отражать:
— сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
— способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
— сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметных областей;
— способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов.
Содержание учебного предмета «Основы проектной деятельности»
В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит способ
организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задачи учебного
проекта.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность делать что-то
интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это
деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания
и показать публично достигнутый результат.
Организация деятельности предлагает
– спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий
график»);
– при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах
(например: аналитик, инициатор, генератор идей и (или) новатор, реалист, оптимист,
пессимист и т.п.);
– возможные формы представления результатов проекта осуществляют:
– планирование работы;
3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
– разбивку на группы и распределение ролей в группе;
– выбор формы и способа представления информации
Осуществление деятельности
Не участвует, но:
– консультирует по необходимости обучающихся;
– ненавязчиво контролирует;
– ориентирует в поле необходимой информации;
– консультирует по презентации результатов
Работают активно и самостоятельно:
– по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;
– консультируются по необходимости; подготавливают презентацию результатов
Презентация, самоанализ и самооценка результатов
Принимает итоговый отчет:
– обобщает и резюмирует полученные результаты;
– подводит итоги обучения. Оценивает проект по критериям:
– глубина проникновения в проблему;
– привлечение знаний из других областей;
– доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои
заключения, выводы;
– активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями;
– характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
– эстетика оформления результатов проведенного проекта;
– умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов
Демонстрируют:
– понимание проблемы, цели и задачи;
– умение планировать и осуществлять работу;
– найденный способ решения проблемы.
Осуществляют:
– рефлексию деятельности и результатов;
– взаимооценку деятельности и ее результативности
Последовательность хода проектно-исследовательской работы
1. Обоснование актуальности выбранной темы:
2 Постановка цели и конкретных задач исследования;
3 Определение его объекта и предмета;
4 Выбор методов проведения исследования;
5 Описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
6 Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
7. Выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от
абстрактного к конкретному.
4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
8. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон исключенного
третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений и т.д.
9. Поиск информации:
- виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная);
- методы поиска информации.
Требования к оформлению проектной работы
Проектная работа состоит из следующих разделов:
— Титульный лист
— Оглавление
— Введение
— Литературный обзор
— Экспериментальная часть (материалы и методы)
— Обсуждение результатов
— Выводы
— Словарь специальных терминов
— Список литературы
— Приложение (если предусмотрено)
Требования к оформлению
Текст проектной работы печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14,
полуторный интервал между строчками, поля справа и слева, а также сверху и снизу – 2 см,
печать ведется без абзацного отступа, выравнивание по ширине (именно в соответствии с
данными требованиями напечатан этот документ).
Каждый раздел работы начинается с новой страницы.
Название каждого раздела работы печатается по центру заглавными буквами
жирным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14.
Диаграммы, графики, таблицы, рисунки, которые являются составной частью
литературного обзора, печатаются в разделе «Литературный обзор».
Диаграммы, графики, таблицы, рисунки, которые являются составной частью
раздела «Экспериментальная часть», могут быть напечатаны как собственно в указанном
разделе, так и вынесены в дополнительный раздел «Приложение», что должно быть
отражено в разделе «оглавление» проектной работы.
Защита индивидуального проекта
Автору работы предоставляется 10 мин., за которые должны быть освещены:
• Цель работы
• Методы изучения
• Актуальность темы
• Новизна, научная ценность
• Личный вклад
• Выводы, сделанные в ходе работы
• Ораторское мастерство
• Наглядность
• Оформление работы
5
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Тематическое планирование учебного предмета
«Основы проектной деятельности»
5 класс
№
Тема
Количество
часов
1
2
3
Подготовка к проведению исследования
Проект. Виды проектов. Планирование работы.
Цели и задачи проектной работы.
Этапы проектной работы.
4
Оценка готовности к исследовательской работе.
1
5
Выбор направления и проблемы исследования.
1
6
Выбор темы исследования.
1
7
Формулировка темы.
1
8
Постановка целей.
1
9
Задачи исследований.
1
10
Формулирование гипотезы проекта.
1
11
Актуальность выбранной темы.
1
1
1
1
Проведение исследования
12
13
14
Поиск и отбор научной литературы.
Сбор материалов, проведение практической части
исследовательской работы.
Обработка материалов исследования и структуризация
выводов.
1
1
Оформление исследовательской работы
15
Научный стиль речи.
1
16
17
Композиция текста.
Анализ лексических особенностей
обобщенность, отвлеченность.
1
1
18
Принципы построения словарных статей.
1
19
Наиболее известные энциклопедии и справочники.
1
20
Конспектирование.
1
21
Оформление ссылок.
1
22
Оформление списка литературы.
1
23
Методы исследования.
1
24
25
Методы сбора анализа материала.
Экспериментальные методы.
1
1
текстов:
точность,
6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
26
Работа с Интернет-сайтами.
1
27
Формирование поискового запроса.
1
28
1
29
Оценка информации с точки зрения ее достоверности,
точности, обоснованности.
Оценка источников информации.
30
Оформление и содержание работ. Общие требования.
1
1
Защита результатов исследования
31
32
Формы представления работ.
Оценивание работ. Критерии оценки.
1
1
33
Индивидуальные консультации.
1
34
Представление работ. Анализ проектов.
1
35
Анкета «Мои успехи в проектной деятельности».
1
ИТОГО:
35
Тематическое планирование учебного предмета
«Основы проектной деятельности»
6 класс
№
Тема
1
2
3
Подготовка к проведению исследования
Проект. Виды проектов. Планирование работы.
Цели и задачи проектной работы.
Этапы проектной работы.
4
Оценка готовности к исследовательской работе.
Количество
часов
1
1
1
1
7
5
Выбор направления и проблемы исследования.
1
6
Выбор темы исследования.
1
7
Формулировка темы.
1
8
Постановка целей.
1
9
Задачи исследований.
1
10
Формулирование гипотезы проекта.
1
11
Актуальность выбранной темы.
1
Проведение исследования
12
13
14
Поиск и отбор научной литературы.
Сбор материалов, проведение практической части
исследовательской работы.
Обработка материалов исследования и структуризация
выводов.
1
1
Оформление исследовательской работы
15
Научный стиль речи.
1
16
17
Композиция текста.
Анализ лексических особенностей
обобщенность, отвлеченность.
1
1
18
Принципы построения словарных статей.
1
19
Наиболее известные энциклопедии и справочники.
1
20
Конспектирование.
1
21
Оформление ссылок.
1
22
Оформление списка литературы.
1
23
Методы исследования.
1
24
25
26
Методы сбора анализа материала.
Экспериментальные методы.
Работа с Интернет-сайтами.
1
1
1
27
Формирование поискового запроса.
1
28
1
29
Оценка информации с точки зрения ее достоверности,
точности, обоснованности.
Оценка источников информации.
30
Оформление и содержание работ. Общие требования.
1
текстов:
Защита результатов исследования
точность,
1
31
32
Формы представления работ.
Оценивание работ. Критерии оценки.
1
1
33
Индивидуальные консультации.
1
34
Представление работ. Анализ проектов.
1
35
Анкета «Мои успехи в проектной деятельности».
1
ИТОГО:
35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Паспорт учебного проекта
1.Тема проекта __________________________________________
______________________________________________________________________________
__________________________________
2.Авторы проекта________________________________________
________________________________________________________
3.Класс_________________________________________________
4.Научный руководитель_________________________________
________________________________________________________
5.Тип проекта (интегративный, предметный)______________
______________________________________________________________________________
__________________________________
6.Форма проекта_________________________________________
7.Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и
т.д.)__
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
уч. год
Оценочный лист (балльный):
цель работы
актуальность темы
новизна материала
научная ценность
личный вклад
оформление работы
ораторское мастерство
наглядность и качество демонстрируемого материала
Оценка выступления
0-1-2
максимальный балл - 40
2- рассказывает
2-логика построения доклада
2- владение иллюстративным материалом
2- соблюдение регламента
2- владеет теорией вопроса
2- краткость и аргументированность
2- наличие демонстрационного материала
2- хорошо ориентируется в демонстрационном материале
2- соответствует выступлению
2- оригинальность демонстрационного материала
2- владение специальными терминами
2- вступительная часть
2- четкость выводов, обобщающих доклад
2- адекватность громкости и темпа
2- уверенность и убедительная манера изложения
2- использование знаний вне школьной программы
2- использованы разнообразные источники
2- цитаты, ссылки на авторов
2- доступность для восприятия
2- заключение, обобщение доклада.
ИТОГО
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)