Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ЛИЦЕЙ № 173
620144, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: liceum-173@yandex.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Начального общего образования
(ФГОС НОО)
срок реализации 4 года
Уровень: базовый

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Рабочая программа по изобразительному искусству, обеспечивающая реализацию
основной образовательной программы начального общего образования составлена в
соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от
06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241
от 26.11.2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального перечня рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» от 31марта 2014 № 253
5.
Постановление № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,
регистрационный номер 19993) Москва 29.12.2010
6.
Примерная основная образовательная программа начального общего
образования ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
7.
Приказ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 Г. N 373 "Об утверждении и введение в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» от 29 декабря 2014 г. N 1643.
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30
августа 2013 г. № 1015
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (регистрационный №40936)
10.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности МАОУ – лицей
№ 173 № 17927 от 16.10.2015 г.
11.
Свидетельство о государственной аккредитации (серия 66АО1 № 0002407 от
15.10.2015г. на срок до 25.04.2023 г. выдано Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области, регистрационный № 8730).
12.
Устав МАОУ – лицей № 173.
13.
Программа развития МАОУ – лицей № 173.
14.
Образовательная программа МАОУ – лицей № 173.
15.
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ,
осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения
2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации
(письмо от 06.12.2017 г. №08-2595).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
➢
развитие личности учащихся средствами искусства
➢
получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений
искусства и опыта художественно- творческой деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного
опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России и других стран;
• Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения
подходить к любой своей деятельности творчески, способности к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
• Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
• Овладение
элементарной
художественной
грамотой;
формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Согласно ФГОС НОО, результатами обучения должны стать:
– индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – ценностноэмоциональной, познавательной, саморегуляции;
– формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов
действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
– воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения
учебных задач.
Ориентацию РП НОО лицея на достижение в процессе обучения результата,
определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами:
«Научиться жить» - важно, чтобы обучение способствовало построению образа
«Я» (формированию Я-концепции), которая позволяет:
– формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние
общества;
– формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение
истории и культуры каждого народа
– формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе,
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
– формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой;
«Научиться делать» - помогает:
– осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;
– создать условия для самоопределения, смыслообразования;
3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
– научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;
– побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности
за их результаты.
«Научиться познавать»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно
знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:
– развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность,
мотивы познания и творчества;
– формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности
(планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).
«Научиться жить вместе»: процесс обучения невозможен без общения. Важно
строить процесс обучения на основе субъект-субъектных, а не субъект-объектных
общений. Это позволит формировать:
– уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;
– формировать информационную культуру — учить получать информацию из
различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и,
конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе
обучения, но и научить детей заботиться о нем.
– формировать установки на здоровый образ жизни;
– формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах
своих возможностей.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные
позиции,
социальные
компетентности,
личностные
качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Выпускник получит возможность для формирования:
⎯ внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
⎯ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
⎯ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
⎯ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
⎯ положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
⎯ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
⎯ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
⎯ установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
⎯ осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
⎯ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

5

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих
в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Таблица 1
Целевые установки требований к
результатам в соответствии с ФГОС

Предметные результаты

Искусство (Изобразительное искусство)
Сформированность первоначальных
представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в
духовно-нравственном развитии человека.
Сформированность
основ
художественной культуры, в том числе на
материале
культуры
родного
края,
эстетического
отношения
к
миру,
понимания
красоты
как
ценности,
потребности в художественном творчестве
и в общении с искусством.

Овладение практическими умениями
и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства.

Овладение
элементарными
практическими умениями и навыками в
различных
видах
художественной
деятельности
(рисунке,
живописи,
скульптуре,
художественном
конструировании),
а
также
в

Обладает чувством прекрасного и
эстетического на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной
культурой.
Умеет
оценивать
произведения
искусства с эстетической точки зрения и на
уровне эмоционального восприятия.
Имеет представление об истоках
человеческого
творчества
и
художественной культуре своего края.
Владеет
первоначальными
способами
художественно-образного мышления и
эмоционально чувственного отношения к
искусству, как основе развития творческой
личности.
Владеет
навыком
изображения
многофигурных композиций на значимые
жизненные темы и обладает опытом
участия в коллективных работах на эти
темы.
Умеет изобразить пейзаж, натюрморт,
портрет выражая к ним свое эмоциональное
отношение.
Умеет
различать
виды
художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное
конструирование, дизайн, декоративноприкладное искусство).
Обладает
опытом
участия
в
6

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Целевые установки требований к
результатам в соответствии с ФГОС

Предметные результаты

специфических формах художественной художественной творческой деятельности.
деятельности
(цифровая
фотография,
видеозапись, элементы мультипликации…).

Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» к
концу 4-го года обучения.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка
искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к
миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности - способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле,
должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и
действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных
устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве,
любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших,
ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала
в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных
культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни
родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная
земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных
традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности,
ответственности за общее благополучие. Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
7

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности,
используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для
передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного
образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в
знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать
аргументированное
суждение
о
художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
материалы для
воплощения
собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции
лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые
формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности
специфику
стилистики
произведений
народных
художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения
объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в
живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного
объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы
действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;

9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к
ним;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Виды художественной деятельности.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры России). Выдающиеся представители изобразительного искусства
народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский
музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных искусств в
повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, мелки и т.д.
Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных:
общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка
живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания
живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и
человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема,
вытягивание формы). Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота животных и человека, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон –
сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки Декоративно-прикладного искусства
и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и Декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и
т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
10

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит
искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и ассиметрия.
• Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
• Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закругленные, спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно
и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния
природы, человека, животного.
• Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
• Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
• Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д. ).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в
живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение
их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических
широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и др.
• Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного
искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И.
Шишкин, Н. К. Рерих и др.).
• Знакомство
с
несколькими
наиболее
яркими
культурами
мира,
представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая
Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций
разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и
декоративно-прикладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов. Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности.
• Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.
• Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
• Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией. Цветом, объемом, фактурой.
• Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
• Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла
в
рисунке,
живописи,
аппликации,
скульптуре,
художественном
конструировании.
•
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
•
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, бумажной пластики, гуаши, акварели,
пастели, восковых мелков, глины, подручных и природных материалов.
•
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Учебники
«Перспектива»
сборник
рабочих
программ.
Пособие
общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение 2011г.
1. Шпикалова Т. Я. ,.Ершова Л.В. Изобразительное искусство.
Москва «Просвещение», 2011.
2. Шпикалова Т. Я. ,.Ершова Л.В. Изобразительное искусство.
Москва «Просвещение», 2011.
3. Шпикалова Т. Я. ,.Ершова Л.В. Изобразительное искусство.
Москва «Просвещение», 2011.
4. Шпикалова Т. Я. ,.Ершова Л.В. Изобразительное искусство.
Москва «Просвещение», 2011.

для

учителей

Учебник. 1 класс.
Учебник. 2 класс.
Учебник. 3 класс.
Учебник. 4 класс.

12

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.

1 КЛАСС (33 часа)
Тема урока
Восхитись красотой нарядной осени (8 часов)
Пейзажи родной природы.
"Какого цвета осень". Экскурсия.
Разнообразие форм в природе.
"Твой осенний букет". Экскурсия.
Элементарные приемы композиции на плоскости.
Пейзаж Рисуем на асфальте.
Композиционный центр. Декоративная композиция "В сентябре у
рябины именины". Экскурсия.
Жанр натюрморта.
"Щедрая осень". Рисуем на асфальте.
Родина моя – Россия.
"Орнаменты народов России". Урок-игра.
Ритм линий, пятен, цвета.
Ритмы травного узора хохломы. Урок- творческая мастерская
Особенности художественного творчества: художник и зритель.
Наш проект "Что нового я знаю и могу"
Любуйся узорами красавицы зимы (10 часов)
Виды ритма.
Орнамент народов России: каргопольский узор
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России.
Русская глиняная игрушка
Приемы работы с различными графическими материалами.
Пейзаж в графике "Зимнее дерево"
Роль контраста в композиции.
Зимний пейзаж в графике "День и ночь"
Единство декоративного строя в украшении костюма.
Белоснежные узоры - вологодские кружева
Эмоциональные возможности цвета.
"Цвета радуги в новогодних игрушках"
Разнообразие материалов для художественного моделирования. Наш
проект "Оформление класса к новогоднему празднику"
Связь изобразительного искусства со сказаниями, сказками.
"По следам зимней сказки"
Эмоциональная и художественная выразительность образов.
Сюжетная композиция "Зимние забавы"
Опыт художественно – творческой деятельности.
Наш проект "Что нового я знаю и могу"
Радуйся многоцветию весны и лета (15 часов)
Восприятие и оценка шедевров русского искусства (В.М. Васнецов)
Образ защитника Отечества.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
13

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

№п/п

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России.
1
Открой секреты Дымки
Истоки декоративно – прикладного искусства.
1
Русская глиняная игрушка
Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение
1
одежды). Краски природы в наряде русской красавицы
Смешение цветов. Весенний пейзаж.
1
Эмоциональная оценка шедевров русского искусства (А.К. Саврасов)
1
Декоративная композиция "Птицы – вестники весны"
Эмоциональная оценка шедевров русского искусства (И.И. Шишкин)
1
Образ дерева в искусстве
Связь изобразительного искусства со сказаниями, сказками.
1
Образ сказочного героя
Основные и составные цвета
1
Практическое овладение основами цветоведения.
1
В царстве радуги-дуги
Красота и разнообразие природы.
1
Красуйся красота по цветам лазоревым
Эмоциональные возможности цвета.
1
Цвет и оттенки
Цвет – основа языка живописи.
1
"Какого цвета страна родная"
Наши достижения «Что я знаю и могу»
1
Фотография и произведение изобразительного искусства – сходство
1
и различие.
2 КЛАСС (35 часов)
Тема урока
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 часов)
Понятия: вертикаль, горизонталь.
Сюжетная композиция "Лето в искусстве"
Теплые и холодные цвета.
Осеннее многоцветье земли в живописи
Представление о богатстве и разнообразии художественной
культуры. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Экскурсия в
Музей камнерезного искусства.
Элементарные приемы работы с пластическими материалами.
В мастерской мастера-гончара
Разнообразие форм предметного мира.
Природные и рукотворные формы в натюрморте
Многообразие линий. Красота природных форм в искусстве графики
Передача с помощью цвета эмоционального состояния.
Разноцветные краски осени
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России.
Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров
Эмоциональная оценка шедевров русского искусства (К.С. ПеторвВодкин) Красный цвет в природе и искусстве
Смешение цветов.

Количество
часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
14

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

№п/п

1.
2.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Натюрморт "Оттенки красного цвета"
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании образа.
1
В гостях у чародейки- зимы (12часов)
Ознакомление с произведениями народных промыслов
1
В мастерской художника Гжели
Фантазируй волшебным гжельским мазком
1
Художественное конструирование. Маска, ты кто?
1
Сходство и контраст форм. Цвета радуги в новогодней ёлке
1
Образы архитектуры. Храмы Древней Руси
1
Передача с помощью цвета эмоционального состояния.
1
Измени яркий цвет белилами
Эмоциональная оценка шедевров русского искусства (А. Саврасов)
1
Зимняя прогулка
Ознакомление с произведениями народных промыслов
1
Русский изразец в архитектуре
Единство декоративного строя в украшении жилища.
1
Изразцовая русская печь
Образ защитника Отечества.
1
Прославление богатырей — защитников земли Русской
Связь изобразительного искусства с народной культурой.
1
Народный праздник "Масленица"
Жанр натюрморта.
1
Натюрморт из предметов старинного быта
Весна - красна! Что ты нам принесла? (11 часов)
Образ человека в традиционной культуре. Образ русской женщины
1
Ознакомление с произведениями народных промыслов
1
Чудо палехской сказки
Эмоциональные возможности цвета. Колорит весеннего пейзажа.
1
Космические фантазии, пейзаж: пространство и цвет, реальное и
1
символическое изображение.
Пейзаж в графике: монотипия. Весна разноцветная.
1
Ознакомление с произведениями народных промыслов
1
Тарарушки из села Полховский Майдан
Элементарные приемы работы с различными материалами.
1
Печатный пряник с ярмарки
Способы передачи объема. Рельеф и круглая скульптура. Памятник
1
доблестному воину.
Разнообразие линий и их знаковый характер. Братья наши меньшие.
1
Ритм линий, пятен, цвета. Цветы в природе и искусстве.
1
Наш проект "Доброе дело само себя хвалит"
1
Презентация проекта "Доброе дело само себя хвалит".
1
3 КЛАСС (35 часов)
Тема урока
Осень. Как прекрасен этот мир, посмотри (11 часов)
Природная форма.
Земля одна, а цветы на ней разные.
Роль природных условий в характере традиционной культуры.

Количество
часов
1
1
15

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
В жостовском подносе все цветы России
Ознакомление с произведениями народных промыслов
1
О чём может рассказать русский расписной поднос
Жанр натюрморта. "Каждый художник урожай своей земли хвалит"
1
Приемы работы с различными материалами для создания образа.
1
Лети, лети бумажный змей.
Единство декоративного строя в украшении предметов, жилища.
1
Лоскутная мозаика
Жанр пейзажа. Красота родной природы.
1
Ознакомление с произведениями народных промыслов
1
Родные края в росписи гжельской майолики
Образы архитектуры.
1
В мире народного зодчества "Двор, что город, изба, что терем"
Единство декоративного строя в украшении жилища
1
"То ли терем, то ли царёв дворец"
Сказочные образы в народной культуре. Каждая птица своим пером
1
красуется
Зима. "Как прекрасен этот мир, посмотри..." (10 часов)
Художественное оформление посуды, мебели.
1
Каждая изба удивительных вещей полна
Пейзажи родной природы.
1
Пейзаж "Русская зима"
Роль природных условий врав культурных традициях разных
1
народов мира. Орнамент "Зима не лето, в шубу одета"
Связь изобразительного искусства с народными традициями.
1
Зима за морозы, а мы за праздники
Художественное воображение и фантазия. Маски
1
Представление о богатстве и разнообразии художественной
1
культуры. Русский народный костюм
Искусство вокруг нас сегодня. Жизнь костюма в театре
1
Родина моя – Россия.
1
В мире народного зодчества "Россия державная"
Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
1
Памятники архитектуры "Город чудный…"
Представления народа о красоте человека.
1
Защитники земли Русской
Весна. "Как прекрасен этот мир посмотри..." (5 часов)
Образ современника. Женский портрет "Дорогие, любимые, родные"
1
Отражение в произведениях человеческих чувств и идей. Широкая
1
масленица
Влияние формы предмета на представление о его характере.
1
Красота и мудрость народной игрушки
Художественная выразительность образов, персонажей. Герои сказки
1
Главное и второстепенное в композиции. Основы художественной
1
грамоты
Лето. "Как прекрасен этот мир посмотри..." (8 часов)
Пейзажи родной природы.
1
Водные просторы России
Ознакомление с произведениями народных промыслов
1
16

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Цветы России на павловопосадских платках и шалях.
Ознакомление с произведениями народных промыслов. Русская
1
набойка
Родина – моя Россия. "В весеннем небе – салют Победы!"
1
Родина – моя Россия. Символические изображения "Гербы городов
1
Золотого кольца России, Екатеринбурга"
Эмоциональная оценка шедевров русского искусства (И Левитан)
1
Натюрморт "Сиреневые перезвоны"
Знакомство с различными культурами мира.
1
Орнамент народов мира "У всякого мастера свои затеи"
Наши достижения "Я знаю. Я могу. Наш проект"
1
Презентация достижений
1
4 КЛАСС (35 часов)
Тема урока
Восхитись вечно живым миром красоты (11часов)
Искусство вокруг нас сегодня.
Целый мир от красоты
Многообразие линий. Древо жизни – символ мироздания.
Пейзажи родной природы. Мой край родной, моя земля
Разница в изображении природы в разное время года. Цветущее
дерево.
Сказочные образы в народной культуре. Птица - символ света,
счастья и добра
Силуэт. Конь-символ солнца, плодородия и добра
Ознакомление с произведениями народных промыслов
Связь поколений в традициях Городца
Знакомство с ведущими художественными музеями России (Русский
музей). Знатна Русская земля мастерами и талантами
Образы природы в живописи. Вольный ветер - дыхание земли
Образ современника. Движение - жизни течение
Эмоциональная оценка шедевров русского искусства (В. Поленов).
Осенние метаморфозы
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 часов)
Тема семьи в искусстве. Родословное дерево — древо жизни.
Изображение природы в разное время года. Двенадцать братьев друг
за другом бродят
Изображение природы в разное время года. Год не неделя —
двенадцать месяцев впереди
Эмоциональные возможности цвета. Новогоднее настроение.
Художественное конструирование. Проектирование новогодней
открытки
Образ природы в искусстве. Зимние фантазии
Цвет – основа языка живописи. Зимние картины
Знакомство с ведущими художественными музеями России
(Эрмитаж). Ожившие вещи
Простые геометрические формы.
Батальный жанр . Русское поле. Бородино.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Жанр портрета. "Недаром помнит вся Россия про день Бородина... "
1
Понятие о синтетическом характере народной культуры. Образ мира
1
в народном костюме и убранстве крестьянского дома
Ознакомление с произведениями народных промыслов. Народная
1
расписная картинка-лубок.
Цвет, линия, штрих . Народная расписная картинка-лубок.
1
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 часов)
Связь изобразительного искусства с жизнью.
1
Проект экологического плаката "Вода — живительная стихия"
Роль изобразительного искусства в повседневной жизни. Проект
1
экологического плаката "Повернись к мирозданию"
Наблюдение природы и природных явлений. Весенний пейзаж
1
Эмоциональная выразительность образов. Русский мотив
1
Связь изобразительного искусства с историей страны. Всенародный
1
праздник - День Победы
Образ защитника Отечества. Медаль за бой, за труд из одного
1
металла льют
Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве.
1
Орнаментальный образ в веках
Роль природных условий в культурных традициях разных народов.
1
Узбекский орнамент в круге
Красота и разнообразие природы, человека выраженные средствами
1
рисунка. Круглый год
Выставка и презентация рисунков.
1

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».