ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ПРАВО"
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе
среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и
установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной
позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный
предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно
освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов
государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях
жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и
правовой культуры.
Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне
предполагает ориентировку на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности.
Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования
опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к
таким учебным предметам, как «Обществознание», «История»,
«Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по
указанным учебным предметам.
Примерная программа учебного предмета «Право» составлена на
основе модульного принципа построения учебного материала, не задает
последовательности изучения материала, распределения его по классам, не
определяет количество часов на изучение учебного предмета. Примерная
программа учебного предмета «Право» определяет инвариантную
(обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается
возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования.
Правовое образование направлено на создание условий для развития
гражданско-правовой
активности,
ответственности,
правосознания
обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой
культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного
выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе
(гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника,
потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для
становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет
способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного
правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения. Содержание
правового образования на данном уровне выстроено с учетом
образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта
взрослеющей личности.
К основным содержательным линиям образовательной программы
курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый
уровень) относятся следующие:
- история государства и права, вопросы теории государства и права
- роль права в регулировании общественных отношений;
законотворческий процесс в стране;
- конституционное право, Конституция РФ;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан
в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права;
- имущественные и неимущественные права личности и способы их
защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы
трудового права и права социального обеспечения;
основы
гражданского,
уголовного,
административного
судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства;
- международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов
составления простых документов, понимания юридических текстов,
получения и использования необходимой информации, квалифицированной
юридической помощи и т.п. Условием решения образовательных задач
правового обучения и воспитания на базовом уровне является
образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке
и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ПРАВО"
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление
жизненных планов, готовность к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего
школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его
развития и состоянием здоровья.
– формирование российской гражданской идентичности обучающихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ПРАВО" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом изучения права на углубленном уровне в 10-11
классах отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
– умении самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
– умении оценивать возможные последствия достижения поставленной цели
в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали; – умении ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– способности оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– умении выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– способности организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых
для достижения поставленной цели;
– способности сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью; – способности искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– способности критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
– умении использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–умении находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
– умении выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
– умении выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
– способности менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
– способности при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– способности координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
– умении развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Право» на базовом
уровне Выпускник на базовом уровне научится:
– опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и
формам;
– выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
– характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
– различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности
правовых норм как вида социальных норм;
– различать субъекты и объекты правоотношений;
– дифференцировать правоспособность, дееспособность;
– оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного
поведения человека, делать соответствующие выводы;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
– характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон
государства, определяющий государственное устройство Российской
Федерации;
– осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской
Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических
ценностей и правопорядка;
– формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи
между государством и человеком;
– устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина
Российской Федерации;
– называть элементы системы органов государственной власти в Российской
Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального
Собрания Российской Федерации;
– выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных
органов в Российской Федерации;
– описывать законодательный процесс как целостный государственный
механизм;
– характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
– объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
– характеризовать и классифицировать права человека;
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека;
– характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное,
уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;
– характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать
организационно;
– иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав
потребителя;
– иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности,
различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности
гражданско-правового договора;
– иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой
ответственности;
– характеризовать права и обязанности членов семьи;
– объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
– характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать
участников этих правоотношений;
– раскрывать содержание трудового договора;
– разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
– иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и
привлечение к дисциплинарной ответственности;
– различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения– дифференцировать виды административных наказаний;
– дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
– выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
– различать права и обязанности налогоплательщика;
– анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
– различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство,
грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов
правовыми способами;
– высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права;
– различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– различать предмет и метод правового регулирования;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
– различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской
Федерации и в рамках других отраслей права;
– выявлять особенности референдума;– различать основные принципы
международного гуманитарного права;
– характеризовать основные категории обязательственного права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– выявлять способы защиты гражданских прав;
– определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;
– описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
– соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их
совершение;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ПРАВО"
10 - 11 КЛАСС
Теория государства и права Признаки государства. Формы государства:
формы правления, формы государственного устройства, политический
режим. Внутренние и внешние функции государства. Законность и
правопорядок. Признаки права. Функции права. Система права. Понятие,
структура и виды правовых норм. Предмет и метод правового регулирования.
Право в системе социального регулирования. Источники права. Нормативноправовой акт. Реализация права и ее формы. Толкование права: понятие, виды
и способы. Правоотношения: понятие, структура. Юридические факты.
Объекты
правоотношений.
Правоспособность,
дееспособность
и
деликтоспособность. Правомерное поведение. Правонарушение: понятие и
виды. Юридический состав правонарушения. Юридическая ответственность:
понятие, виды, основания. Правовые системы современности. Правовая
система России. Правовые семьи.
Конституционное право Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного
устройства РФ. Источники конституционного права Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы,
основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Избирательное право. Принципы избирательного
права в демократическом государстве. Типы избирательных систем.
Избирательный процесс. Федеративное устройство. Система органов
государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Законодательный процесс в РФ.
Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы
Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства.
Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской
Федерации. Система органов местного самоуправления.
Права человека Правовой статус человека и гражданина. Гражданство
в Российской Федерации. Классификация прав человека: гражданские,
политические, экономические, социальные, культурные. Право на
благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав
человека. Защита прав человека в мирное время. Международные договоры
о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях
военного времени. Основные принципы международного гуманитарного
права.
Основные отрасли российского права
Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды.
Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица.
Источники гражданского права. Гражданская право и дееспособность.
Деликтоспособность.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Право
собственности.
Интеллектуальная собственность. Обязательственное право. Понятие
обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения
договора: оферта и акцепт. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.
Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Налогообложение физических и юридических лиц. Семейное право.
Источники семейного права. Семья и брак. Условия вступления в брак.
Порядок регистрации брака. Процедура расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Брачный договор. Права и обязанности
членов семьи. Усыновление, опека (попечительство). Ответственность
родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового
права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель.
Порядок приема на работу. Трудовой договор. Заработная плата. Охрана
труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних. Административное
право.
Источники
административного
права.
Административное
правонарушение и административная ответственность. Административные
наказания. Уголовное право. источники уголовного права. Уголовный кодекс
и его структура. Действие уголовного закона. Признаки и виды
преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы
уголовной ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность
деяния. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Виды
наказаний в уголовном праве.
Основы российского судопроизводства Гражданское процессуальное
право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского
процесса. Стадии гражданского процесса. Уголовное процессуальное право.
Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса.
Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд
присяжных заседателей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Введение
1
Все о праве. Компас в мире
юриспруденции — http://www.
allpravo.ru
2
Право и государтсво
7
Право.Ру — http://pravo.ru
3
Форма и структура права
5
https://resh.edu.ru/subject/41/
4
Становление и развитие
отечественного права
3
https://игпр.рф/
5
Правотворчество и
правореализация
7
https://игпр.рф/
6
Право и личность
4
Московская Открытая Школа
Прав Человека при Сахаровском
Центре — http://www.sakharovcenter.ru/projects/240.html
7
Основы
конституционного права
Российской Федерации
7
Конституция РФ с
комментариями — http://constrf.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
11 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
История государства и права России
- https://игпр.рф/
1
Введение
1
2
Гражданское право
9
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/41/11/
3
Семейное право
2
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/41/11/
4
Правовое регулирование
трудовых отношений
5
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/41/11/
5
Административное право
3
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/41/11/
6
Уголовное право
3
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/41/11/
7
Финансовое право и
другие виды права
5
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/41/11/
8
Процессуальное право
5
Верховный Суд РФ (официальный
сайт) — http://www. supcourt.ru
9
Конституционное
судопроизводство
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
Конституционный Суд РФ —
http://www.ksrf.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Ведение
1
2
Происхождение права и государства
1
3
Сущность права
1
4
Сущность государства
1
5
Формы государства
1
6
Функции государства
1
7
Правовое государство
1
8
Гражданское общество
1
9
Право в системе социальных регуляторов
1
10
Нормы права
1
11
Источники права
1
12
Система пава
1
13
Правовые системы современности
1
14
Формирование и развитие русского права
1
15
Эволюция советского законодательства
1
16
Формирование права современной России
1
17
Правотворчество
1
18
Реализация и толкование права
1
19
Правовые отношения
1
20
Законность и порядок
1
21
Механизм правового регулирования
1
22
Правонарушение и юридическая ответственность
1
23
Преступление и наказание
1
24
Органы охраны правопорядка
1
25
Правосознание и правовая культура
1
26
Права человека: понятие, сущность, структура
1
27
Правовой статус человека и гражданина. Юридические
механизмы прав человека.
1
28
Особенности социального государства
1
29
Международная защита прав человека
1
30
Конституционное право Российской Федерации
1
31
Система органов государственной власти РФ
1
32
Судебная власть
1
33
Институт гражданства
1
34
Избирательный процесс
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
11 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Введение
1
2
Общие положения гражданского права
1
3
гражданско-правовые отношения
1
4
Субъекты и объекты гражданского права
1
5
Предпринимательская деятельность и ее регламентация
1
6
Сделки в гражданском праве
1
7
Гражданско-правовой договор
1
8
Наследование и его правовая регламентация
1
9
Право интеллектуальной собственности
1
10
Право интеллектуальной собственности
1
11
Авторское право
1
12
Защита гражданских прав и ответственности в
гражданском праве
1
13
Семейное право как отрасль права
1
14
Права, обязанности и ответственность членов семьи
1
15
Трудовые правоотношения
1
16
Трудоустройство и занятость
1
17
Дисциплина труда
1
18
Защита трудовых прав работников
1
19
Правовые основы социальной защиты и обеспечения
1
20
Административно-правовые отношения: понятие и
структура
1
21
Административно-правовой статус гражданина
1
22
Административные правонарушения. Административная
ответственность.
1
23
Уголовный закон
1
24
Преступление
1
25
Наказание
1
26
Финансовое право. Налоговое право
1
27
Экологическое право
1
28
Международное право
1
29
Международное гуманитарное право
1
30
Международное гуманитарное право в условиях
вооруженного конфликта
1
31
Гражданский процесс
1
32
Прохождение дела в суде
1
33
Уголовный процесс
1
34
Конституционное судопроизводство
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Право 10 класс: Учебник для общеобразовательных организаций;
Углубленный уровень. 2-ое издание А. Ю. Лазебникова, Е.А. Лукашева, А.И.
Матвеева. Акционерное общество «Просвещение», Москва 2020.
• Право 11 класс: Учебник для общеобразовательных организаций;
Углубленный уровень. 3-е издание А. Ю. Лазебникова, Т. Е. Абова, А.И.
Матвеева. Акционерное общество «Просвещение», Москва 2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/mr-istoriya/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Верховный Суд РФ (официальный сайт) — http://www. supcourt.ru
▪ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
(официальный сайт) — http://www.duma.gov.ru
История государства и права России - https://игпр.рф/
▪ Конституционный Суд РФ — http://www.ksrf.ru
▪ Конституция РФ с комментариями — http://constrf.ru