Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
620026, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, стр.21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: liceum-173@yandex.ru
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Развитие системы дополнительного образования детей является одной
из приоритетных задач государственной политики в сфере образования.
Система дополнительного образования детей способствует развитию
склонностей, способностей и интересов социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей –
целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения
посредством
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных
услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами
основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Система
дополнительного
образования
в
МАОУ-лицей
№173
предоставляет собой интеграцию двух автономных модулей: бюджетные
программы дополнительного образования и платные образовательные
услуги.
Учебный план дополнительного образования обучающихся МАОУлицей №173 на 2023 – 2024 учебный год формируется на основе следующих
нормативно-правовых актов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании);
Федерального закона от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020г., зарегистрированных
Министерством
юстиции
Российской
Федерации
18.12.2020г.,
регистрационный номер 61573;
Стратегии
развития
информационного
общества
в
Российской
Федерации на 2017—2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая
2017 г. № 203);
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р);
Концепции информационной безопасности детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р);
Плана мероприятий по реализации на 2021-2025 годы Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 г. № 2945-р;
Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020
№1441;
Устава МАОУ – лицей №173;
Положения о дополнительном образовании МАОУ – лицей №173.
Цели и задачи дополнительного образования
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-
удовлетворение
индивидуальных
интеллектуальном,
потребностей
художественно-эстетическом,
учащихся
нравственном
в
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся,
не
противоречащих
осуществляемых
за
законодательству
пределами
Российской
федеральных
Федерации,
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Цель
дополнительного
образования:
создание
оптимальных
педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей
учащихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей,
мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
изучение и удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
дополнительном образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его
форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида
учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
сохранение психического и физического здоровья учащихся;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их
нравственных качеств и социальной активности;
развитие творческого потенциала личности, формирование нового
социального опыта и профессиональное самоопределение;
воспитания уважения к истории, культуре своего и других народов и
ориентация в информационном пространстве;
расширение
различных
дополнительного
удовлетворения
видов
образования
интересов
и
деятельности
детей
для
потребностей,
в
наиболее
системе
полного
обучающихся
в
объединениях по интересам.
Учебный план дополнительного образования является неотъемлемой
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
МАОУ – лицей №173, ежегодно корректируется с учетом образовательного
запроса
участников
образовательных
отношений
и
возможностей
образовательной организации.
Учебный план дополнительного образования отражает приоритеты и
опирается на основные концептуальные идеи образовательного учреждения.
Развитие и становление системы дополнительного образования детей в МАОУ
– лицей №173 - процесс эволюционный, опирающийся на многолетний опыт
внеурочной воспитательной деятельности.
Сложившиеся на практике
направления
сохраняются,
воспитательной
деятельности
развиваются,
создавая в школе современную социокультурную среду для наиболее
свободной реализации задач образования, воспитания, развития личности.
Дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, МАОУ
– лицей №173 предоставляются жителям микрорайона ОО, детям 6-17 летнего
возраста с целью:
реализации возможности выбора учащимися и их родителями
учебных и развивающих программ и полного развития творческих
способностей детей;
организации свободного времени и развития потенциала учащихся во
второй половине дня;
повышения
уровня
эффективности
дополнительного
образовательного процесса.
Режим оказания дополнительных образовательных услуг.
Организация образовательной деятельности регламентируется годовым
учебно- производственным планом и графиком проведения занятий в порядке
оказания дополнительных образовательных услуг в 2023/2024 учебном году,
которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением
самостоятельно.
Режим
оказания
дополнительных
устанавливается в соответствии
образовательных
услуг
Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» и Устава образовательного учреждения:
Занятия
проводятся
после
обязательного
перерыва,
продолжительностью не менее 40 минут, между окончанием
последнего урока и началом занятий.
Занятия состоят из академических часов, продолжительность
которых составляет:
в дошкольных группах - 30 минут;
1 - 4 классах - 35 - 40 минут;
5 - 11 классах - 40 минут; в 9-11 классах допустимо проведение
двух занятий подряд с перерывом не менее 10 минут
(академическая пара).
В
качестве
форм
организации
образовательного
процесса
применяются:
практические занятия;
деловые и ролевые игры;
диалоги, диспуты, беседы;
аудио и видео уроки;
работа в сети Интернет;
организация творческой работы;
открытые уроки для родителей.
Предоставление услуг начинается по мере формирования групп.
Структура учебного плана
Структура учебного плана включает учебные курсы, перечень которых
формируется на основе анализа запросов обучающихся и их родителей
(законных
представителей)
с
учетом
возможностей
образовательной
организации.
Перечень бюджетных программ дополнительного образования:
«Современный
танец
для
детей
школьного
возраста»
(художественная направленность).
Перечень платных образовательных услуг:
а)
реализация
общеразвивающих
программ
для
детей
6
лет:
«Предшкольная ступенька» социально – гуманитарной направленности
(Подпрограммы:
«Веселый
счет»,
«АБВГДейка»,
«Мои
волшебные
пальчики», «Ритмика», «Учимся, играя»);
б) реализация общеразвивающих программ различной направленности:
социально – гуманитарной направленности:
«Клуб
друзей
хорошего
настроения»
(Подпрограммы:
«Подвижные игры», «Мир вокруг нас», «Про всё на свете»),
«Играем, некогда скучать!» (Подпрограммы: «Конструирование»,
«Игры с песком», «Звонкие голоса», «Читаем вместе», «В
творческой мастерской», «Занимательный час», «Мир танца»,
«Подвижные игры», «Занимательные игры»);
физкультурно – спортивной направленности: «Дельфиненок.
Учебный план
2023 – 2024 уч.г.
Наименование программы
Кол-во часов
Итого за год
в нед.
Бюджет:
3ч.
110ч.
«Современный танец для детей школьного 6ч.
220ч.
возраста»
9ч.
330ч.
«Дельфинёнок - 1»
1ч.
23 ч.
«Дельфинёнок - 2»
2ч.
46 ч.
«Клуб друзей хорошего настроения»:
15ч
539ч.:
1.«Подвижные игры»
5ч
180ч
2. «Мир вокруг нас»
5ч
180ч
3. «Про всё на свете»
5ч
179ч
«Играем, некогда скучать!»:
15ч.:
438 ч.:
1. «Конструирование»
1ч.
29ч
2. «Мир танца»
1ч.
29ч
3. «Звонкие голоса»
2ч.
58ч
4. «Читаем вместе»
1ч.
29ч
5. «Творческая мастерская»
2ч.
58ч
Внебюджет:
6. «Занимательный час»
1ч.
29ч
7. «Игры с песком»
1ч.
29ч
8. «Занимательные игры»
2ч.
58ч
9. «Подвижные игры»
4ч.
119 ч
8ч.:
224ч.:
1. «Веселый счёт»
2ч.
56 ч.
2. «АБВГДейка»
2ч.
56 ч.
3. «Мои волшебные пальчики»
2ч.
56 ч.
4. Ритмика
1ч.
28 ч.
5. «Учимся, играя»
1ч.
28 ч.
«Предшкольная ступенька»:
Таким образом, образовательный процесс ориентирован не только на
передачу определенных знаний, умений и навыков, сколько на развитие
обучающегося, раскрытие его творческих возможностей, способностей и
таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия,
индивидуальность. Этот процесс немыслим без интеграции урочной и
внеурочной
работы
со
сложившейся
и
развивающейся
системой
дополнительного образования. Поэтому при составлении учебного плана
дополнительного образования соблюдались преемственность между уровнями
обучения, сбалансированность между направленностями. Кроме того,
учитывались интересы обучающихся, социальный заказ родителей (или
законных
представителей),
возможности
самого
образовательного
учреждения (наличие квалифицированных специалистов, соответствующее
материально-технического обеспечения образовательного процесса, наличие
программно-методического обеспечения).
В каникулярный период учебный процесс в объединениях может
продолжаться в форме проведения поездок, экскурсий, посещения выставок,
концертов и спортивных соревнований. Во время подготовки общешкольных
и городских мероприятий работа объединений дополнительного образования
осуществляется по особому графику.