ДООП ПРЕДШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬКА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи ДООП «Предшкольная ступенька»
Планируемые результаты
Содержание ДООП «Предшкольная ступенька»
Организационно – педагогические условия
Учебный план
Календарный учебный график
Формы аттестации и оценочные материалы
Методические материалы и средства обучения
Список печатных и электронных образовательных и
информационных ресурсов

3
6
8
9
31

31
32
32
37
38

2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПРЕДШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬКА»
Направленность: СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНАЯ
Срок реализации 1 ГОД
(ПЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Предшкольная ступенька»

разработана на основе нормативно-правовых

документов:
1.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р)( далее – Концепция развития дополнительного образования детей).
2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016
№ 11).
3. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461
ПП «О Региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области».
4. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503
ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области».
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций

3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Свердловской области».
7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями.
8.

Приказ

Министерства

Просвещения

Российской

Федерации

(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03. 2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных образовательных программ,
способствующих

социально-психологической

профессиональному

самоопределению

детей

реабилитации,
с

ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
12. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
13.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области №34-Д от 27.01.2020 «О проведении сертификации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих

программ для
4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

включения

в

Реестр

сертифицированных

дополнительных

общеобразовательных программ в Свердловской области в 2020 году»
(Приложение №2 Требования к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим

программам

для

включения

в

систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области).
14.Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 №1441.
15. Устав МАОУ – лицей №173.
16. Положение о дополнительном образовании МАОУ – лицей №173.
17. Положение о порядке организации платных услуг МАОУ-лицей №173.
Адресат. Программа рассчитана на детей 6 летнего возраста воспитанников
подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений,
а также детей по различным причинам, не посещающих их. Одновременно в
группе может быть 10-20 человек. Психологические особенности детей этого
возраста выражаются в том, что длится значимый период детского развития,
который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и
устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем
станут основой для других

важных характеристик психики ребенка и

формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Ведущая
деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетноролевая игра.

Идет процесс формирования полной произвольности. Но

поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко
отвлекается от своих намерений и может

переключиться на что-то

неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен
сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает
яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым
волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес,
что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым
5

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

источником знаний. Восприятие продолжает свое развитие, оно становится
осмысленным, целенаправленным, анализирующим. По-прежнему основным
остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе
словесного описания. Но в том возрасте уже можно сформировать и словеснологическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать
логику рассуждений. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной
активностью воображения. Развивается творческое воображение, способное
создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития
фантазии ребенка. речь становится более связанной. Словарный запас
увеличивается. Характерной особенностью старшего дошкольного возраста
является развитие познавательных и мыслительных психических процессов:
внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой
«Предшкольная ступенька», соответствует возрастным особенностям детей
старшего дошкольного

возраста и составляет основу для использования

личностно ориентированных и развивающих технологий.
Режим занятий: Программа реализуется два раза в неделю (4 занятия в
день), продолжительность занятия 30 минут. Перемена между занятиями 10
минут.
Объем программы: 224 часов в год.
Срок реализации программы: Курс рассчитан на 7 месяцев – (с октября
по апрель).
Виды занятий – беседа, урок-концерт, практическое занятие, урок – игра
и др.
Форма обучения: Очная. Занятия проводятся в

различных формах:

фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, форма
свободного общения.
Форма подведения результатов: открытое занятие, творческий отчет,
практическое занятие.
6

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Цель программы «Предшкольная ступенька» - создать условия для
успешной адаптации дошкольников к условиям школьной жизни.
Задачи программы:
1. Создать условия для детей к обучению как новому для них виду
деятельности

(мотивационная

готовность,

познавательно-речевое

развитие).
2. Подготовить детей к обучению именно в лицее (работа в коллективе,
общению со взрослыми и сверстниками).
3. Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой
деятельности.
4. Выстроить

взаимодействие

с

семьями

детей

для

обеспечения

полноценного развития детей.
5. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям
(законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и
развития детей.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.
Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются:
• личностно-эмоциональная готовность;
• интеллектуальная готовность;
• физиологическая готовность.
Личностно-эмоциональная

готовность

включает

в

себя:

мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и
7

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение
владеть собой (произвольность поведения). Занятия проводятся в
игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и
творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется
познавательный интерес, желание учиться.
В программе используются коллективные игры, позволяющие
детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в
то же время проявить свою индивидуальность.
В составе программы «Предшкольная ступенька» 5 учебных курсов:
Учебный курс
Разделы содержания курса
«Веселый счет»

Общие понятия
Числа и операции над ними
Геометрические фигуры и величины
«АБВГДейка»
Развиваем и совершенствуем устную речь.
Звукопроизношение.
Подготовка к обучению чтению.
Развиваем фонематический слух.
«Мои волшебные Как устроена тетрадь?
Строка для письма.
пальчики»
Строка-помощница.
Правила штриховки, рисования, письма, обведения.
Правильное положение карандаша при рисовании и
письме.
Письмо упражнений.
«Ритмика»
Ритмика.
Parter.
Танцевальные элементы.
Этюдная работа.
«Учимся, играя»
Сходства и отличия, память и произвольное внимание.
Недостающие фигуры, память и счет.
Лишний предмет, фигуры. Коврики, классификация,
запомни фразы.
Найди фигуру. Память. Фрагменты. Игра слов.
Домики. Классификация. Лабиринты, парные
картинки, закономерность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
В ходе освоения содержания Программы обеспечиваются
8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

условия для достижения воспитанниками следующих личностных,
мотивационных и аналитико-синтетических результатов:
Личностные:
мотивационные
и
коммуникативные,
формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению
в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Познавательные: знаково-символическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных); синтез как составление
целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,
выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление;
выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в
зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку
и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника.
Коммуникативные: овладение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное
отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;
задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ ДООП «ПРЕДШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬКА»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

Общие понятия
 Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.
 Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
 Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим
признаком.
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части
9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов.
Обозначение

отменяй

равенства

и

неравенства.

Установление

равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью
составления пар (равно - не равно, больше на ..., меньше на ...).
 Формирование общих представлений о сложении как объединении
предметов в одно целое.
 Формирование общих представлений о вычитании как удалении части
предметов из целого.
 Взаимосвязь между целым и частью.
 Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем
жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных
мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
 Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
 Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа и операции над ними
 Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический
счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами,
точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
 Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше
на ...) на наглядной основе.
 Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в
пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между
сложением и вычитанием чисел.
10

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

 Число 0 и его свойства.
 Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
 Пространственно-временные представления. Примеры отношений: на над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу,
выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и
др. Установление последовательности событий. Последовательность
дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Геометрические фигуры и величины
 Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы
одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,
прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр,
конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
 Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
 Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной
линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
 Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и
опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный курс «Весёлый счёт»
№ занятия Тема

Кол-во
часов

1

«Посмотри и расскажи» Свойства предметов: цвет, форма,
1
размер, материал и др.

2

«Зоркий глаз» Сравнение предметов по цвету, форме, размеру,
1
материалу.

3
4
5
6
7
8
9
10

«Говорящий портфель» Группы предметов или фигур,
1
обладающих общим признаком.
«Если посмотреть вокруг внимательно» Составление группы
предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части 1
группы.
«Собирайся, детвора, начинается игра» Совокупности
предметов. Объединение предметов в группы по общему 1
свойству.
«В каждой деревушке свои игрушки». Сравнение двух групп
1
предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
«Встанем в пары: математический ручеёк» Установление
равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно 1
– не равно).
«Встанем в пары: математический ручеёк» Установление
равночисленности двух групп с помощью составления пар 1
(больше на… - меньше на…).
«Весёлый день рождения» Отношение: часть – целое.
Формирование общих представлений о сложении как 1
объединении групп предметов в одно целое.
«Математические прятки» Пространственные отношения: на,
1
над, под, справа, слева

11

«Давай делиться» Формирование общих представлений о
1
вычитании как удалении части предметов из целого.

12

«Вот портрет, на нём – семья» Пространственные отношения:
1
между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

13

«Правила дружбы» Взаимосвязь между целым и частью.
1
Представление: один – много.

14

«Мир посторен на силе чисел (Пифагор)» Число 1 и цифра 1.
1
Натуральное число как результат счета и измерения.

15

«Играем в классики» Пространственные отношения: внутри,
1
снаружи.

16

«Уроки Цифиркина: встанем в пары» Число 2 и цифра 2. Пара. 1

12

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
17
18
19
20
21

«Математическое путешествие по лицею».
Формирование представлений о точке и линии.

1

Путешествие в кабинет математики. Представления об отрезке,
1
прямой, луче.
«Уроки Цифиркина: сказочная магия» Число 3 и цифра 3.
1
Образование следующего числа путем прибавления единицы.
Путешествие в актовый зал «Встаньте, дети, в хоровод!»
Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой 1
линиях.
«Мастерская Самоделкина» Формирование представлений о
1
ломаной линии и многоугольнике.

22

«Уроки Цифиркина: дважды-два - четыре» Число 4 и цифра 4.
1
Сравнение чисел на наглядной основе.

23

«Что за чудо – оригами!» Формирование представлений об углах
1
и видах углов.

24

«Думай, считай, отгадывай». Натуральное число как результат
1
счета и измерения. Составление закономерностей.

25

«Уроки Цифиркина: всё началось с пятерни» Число 5 и цифра 5.
1
Поиск нарушения закономерности.

26
27
28

Путешествие в спортивный зал: «Кто вытянет репку?».
1
Пространственные отношения: впереди, сзади.
«Из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор». Сравнение групп
предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение 1
отношений: больше – меньше.
В. Даль «Старик-годовик». Установление последовательности
1
событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году.

29

«Делу- время, потехе- час». Временные отношения: раньше –
1
позже, вчера – сегодня – завтра и т.д.

30

«Путешествие с происшествием».
Рисуем план школы.
1
Ориентировка в пространстве с помощью плана.

31

«Ну-ка, цифры, встаньте в ряд!» Представление о числовом луче.
1
Числовой отрезок.

32

«Уроки Цифиркина» Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между
1
сложением и вычитанием чисел.

33

«Уроки Цифиркина» Число 6 и
математических представлений детей.

34

Пространственные отношения: длиннее, короче; шире, уже;
1
толще, тоньше.

35

«Больше? Меньше? Докажи!» Сравнение предметов по длине
1
(непосредственное).

36

«Больше? Меньше? Докажи!» Сравнение предметов по длине
1
(опосредованное с помощью мерки).

цифра

6.

Выявление

1

13

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
37
38
39
40
41
42
43

44

45
46
47
48
49

«Больше? Меньше? Докажи!» Зависимость результата сравнения
от величины мерки. Установление необходимости выбора единой 1
мерки для сравнения величин.
«Уроки Цифиркина: магия чисел в пословицах» Число 7 и цифра
1
7. Порядковый и ритмичный счет.
«Уроки Цифиркина» Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между
сложением и вычитанием чисел. Составление фигур из частей и 1
деление фигур на части.
«Старинные задачи». Начальные представления о величинах.
1
Отношения: тяжелее, легче.
«Приглашаем в магазин» Сравнение предметов по массе
(непосредственное и опосредованное с помощью различных 1
мерок). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
«Уроки Цифиркина: диво дивное - паук» Число 8 и цифра 8.
Название, последовательность и обозначение чисел точками на 1
отрезке прямой.
«Уроки Цифиркина». Число 8 и цифра 8. Формирование умения
выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой 1
формы.
Путешествие в кабинет химии. Представление об объеме
(вместимости).
Сравнение
предметов
по
объему
1
(непосредственное и опосредованное с помощью различных
мерок).
«Мастерская Самоделкина» Знакомство с некоторыми
1
общепринятыми единицами измерения различных величин.
«Уроки Цифиркина» Число 9 и цифра 9. Решение простых задач
1
на сложение и вычитание.
«Уроки Цифиркина» Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого
1
десятка. Прямой и обратный счет в пределах 10.
«Путешествуем по географической
карте» Начальное
представление о площади. Сравнение предметов по площади 1
(непосредственное и опосредованное с помощью мерки).
«Волшебница Клеточка». Зависимость результата сравнения от
1
величины мерки (большая клетка – маленькая клетка).

50

«Уроки Цифиркина: цифра вроде буквы О, а не значит ничего»
1
Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0.

51

«Уроки Цифиркина» Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого
1
десятка.

52
53
54

«Уроки Цифиркина» Число 10. Представления о сложении и
1
вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
«Уроки царицы Геометрии» Знакомство с геометрическими
фигурами – квадрат, прямоугольник. Конструирование фигур из 1
палочек.
«Уроки царицы Геометрии» Знакомство с геометрическими
фигурами – треугольник, круг. Конструирование фигур из 1
палочек.
14

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
55

«Уроки царицы Геометрии» Знакомство с геометрическими
1
фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

56

Проверялочка. Диагностика

1

Итого:

56 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «АБВГДейка»

Развитие

и

совершенствование

устной

речи.

Расширять

и

активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами,
обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевленных предметов -материал, форма, цвет, размер -и одушевленных
-человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с
прямым

и

переносным

значением,

уменьшительно-ласкательными

суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать
их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном
произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе)
слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно
описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание
роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту,
картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной
монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное -развитие
у

детей

интереса

к

самостоятельному

словесному

творчеству.

Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
15

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий,
признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова,
использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать
умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации.
Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить
замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить

сравнивать

предметы,

выделять

и

правильно

называть

существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств
(материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность
понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их
использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно,
логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к
его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать
загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации.
Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на
заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц,
деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному
воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи
взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить
краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание
содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и
следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному
творчеству,

поощрять

создание

рассказов,

сказок,

стихотворений.

Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи
окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование
элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения,
умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

16

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи, с чем в занятие включаются элементы
дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки,
помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ,
языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение
звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и
автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному
произношению,

орфоэпическим

нормам

литературного

языка.

Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и
в произношении все звуки родного языка.
Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с
определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении,
определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков.
Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать
артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз;
формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия,
интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию
интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков,
выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и
обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные
и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине
слова; сопоставлять слова по звуковой структуре. фонематический слух: учить
детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в
предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное
произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух.
Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению
17

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила,
мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию
интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков,
выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и
обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные
и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине
слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный курс «АБВГДЕйка»
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11-12
13-14
15
16

Тема

Кол-во
часов
«Слово - не стрела, а к сердцу льнёт». Речь: говорение. 1
Составление рассказа по сюжетной картинке «Осень»
«Слово - не стрела, а к сердцу льнёт». Речь: слушание. 1
Путешествие в кабинет русского языка «Великие русские
писатели»
«Живёт на книжной полке твой друг - Пишичитай». 1
Экскурсия в школьную библиотеку.
«Знания – сила». Выступление первоклассников «Как 1
хорошо уметь читать» Речь: письмо. Составление
рассказа по серии картинок.
Звуки. Русская народная сказка
1
« Маша и медведь»
Звуки речи. Путешествие в школьную библиотеку 1
«Русские народные сказки»
Гласные звуки. Путешествие в кабинет искусства «Там, 1
где музыка живёт»
Согласные звуки: твердые и мягкие. Составление рассказа 1
по серии картинок.
«Кто стучится в дверь ко мне?» Повторение: звуки речи. 1
Знакомство с физкультурным залом «Играем в почту».
Играем в телеграф. Слоги. Русская народная сказка 1
«Курочка Ряба»
Путешествие в физкультурный зал «Играем в поезд. 2
Ударение». Составление рассказа по сюжетной картинке
«Забавы детей»
«Путешествие в Словаринск» Слова. Составление 2
рассказа по серии картинок.
«Что дороже золота?» Слова добрые и вежливые. Мини- 1
концерт в актовом зале.
«Что рассказывают буквы?» Слова. Путешествие в 1
библиотеку.
18

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
17
18
19-20

21-22
23-24
25-26
27-28
29
30
31
32
33
34
35
36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46

«Что рассказывают буквы?» Игры на сцене. Путешествие
на сцену актового зала.
«Считай слоги, придумывай слова». Проверь себя.
«Сказочный, волшебный дом, азбука - хозяйка в нём».
Буквы Аа, Я я. Звук [а]. Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Не по траве, а около катилось О и охало…» Буквы О о,
Ё ё. Звук [о].
Составление рассказа по сюжетной картинке «Верный
друг»
«Учить – ум точить». Буквы У у, Юю. Звук [у].
Составление рассказа по серии картинок.
«Эхо, эхо это ты?..» Буквы Ээ, Е е. Звук [э]. Составление
рассказа по сюжетной картинке «Зимушка-зима»
«Тебе дано, а люди пользуются». Буква Ии, звук [и].
Буква ы, звук [ы]. Русская народная сказка «Ежонок»
«Кто пасётся на лугу?». Повторение: гласные звуки и
буквы гласных.
«На что похожа буква?» Буква М м. Звуки [м], [м'].
Русская народная сказка
« Маша и медведь»
Н. Носов «.Как Незнайка был музыкантом» Буква Н, н
Звуки [н], [н']. Составление рассказа по серии картинок
Путешествие на сцену «Приглашаем в хоровод». Буква
Рр. Звуки [р], [р'].
Составление рассказа по сюжетной картинке «У
новогодней ёлки»
«Ласковое слово что солнышко греет» Русская народная
сказка «Гуси-лебеди». Буква Л л. Звуки [л], [л'].
Н.Носов. «На горке» Буква Г г . Звуки [г], [г'].
Составление
рассказа
по
сюжетной
картинке
«Развлечения детей зимой»
«Урожай собирай». Буква Кк. Звуки [к], [к'].
Игры со словами. Пальчиковые игры
Выступление первоклассников «Стали буквы дружно в
ряд»
«Тайны парных согласных» Буква Зз . Звуки [з], [з']. Буква
Сс. Звуки [с], [с'].
Русская народная сказка «Лиса и заяц»
«Тайны парных согласных» Буква Дд. Звуки [д], [д'].
Буква Тт. Звуки [т], [т']. Составление рассказа по серии
картинок.
«Тайны парных согласных» «Буква Бб. Звуки [б], [б'].
Буква Пп. Звуки [п], [п']. Составление рассказа по
сюжетной картинке «Лёд идёт»
«Тайны парных согласных» Буква Вв. Звуки [в], [в']. Буква
Ф ф. Звуки [ф], [ф']. Составление рассказа по серии
картинок
«Тайны парных согласных» Буква Жж. Звук [ж].
Буква Шш. Звук [ш].

1
1
2

2

2
2
2
1
1

1
1

1
1

1
1

2

2

2

2

2
19

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Буква Цц. Звук [ц]. В.Драгунский«Заколдованная буква»
Составление рассказа по сюжетной картинке «Забавы
детей весной». Буква Ч ч. Звук [ч'].
«Преданней собаки нету существа» С.Михалков «Мой
щенок». Буква Щщ. Звук [щ'].
«Откуда хлеб пришёл?» Буква Х х. Звуки [х], [х'].
Составление рассказа по серии картинок.
С. Маршак. «Мяч». Буква Й й. Звук [й]. Составление
рассказа по серии картинок.
«Сказка о знаках». Буквы ъ и ь.Составление рассказа по
сюжетной картинке «Весна»
«Сделал дело - гуляй смело!» Игры со словами
Путешествие в библиотеку «Живёт на книжной полке
твой друг - Пишичитай». Ребусы
«Приглашаем в наш театр». Игры- диалоги
«Разминка для умников и умниц». Подводим итоги.
Диагностика

1
1

Итого:

56 часов

1
1
1
1
1
1
1
1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МОИ ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру
узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и
самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для
пальцев; знакомить с правилами письма —с правильной посадкой при письме,
с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать
в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку
снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его
особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой
оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв
различной конфигурации. .
В данном разделе программы решаются следующие задачи:
– повышение уровня наглядно-образного мышления детей;
– совершенствование способности к зрительному восприятию различных
форм;
– умение ориентироваться в пространстве листа;
– укрепление руки;
20

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

– улучшение координации движений;
– знакомство с гигиеническими правилами письма;
– формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование
буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов);
Занятия

строятся,

прежде

всего,

с

учетом

запросов,

интересов и

функциональных возможностей ребенка. В содержание занятий включаются
задания на:
1) расширение и обогащение чувственного опыта дошкольников, их знаний и
представлений об объектах окружающего мира;
2) развитие основных психических процессов и приемов познавательной
деятельности (умственной и практической);
3) развитие моторики и зрительно-моторных координаций;
4) формирование осознанности и произвольности поведения и деятельности;
5)

развитие

изобретательности,

инициативности,

любознательности,

формирование положительной мотивации учения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный курс «Мои волшебные пальчики»
№
занятия
1-2
3-4

5-6
7-8
9-10
11-12
13-15

16-17

Тема

Кол-во
часов
Воспроизведение 2

«Знакомьтесь: Братья-Карандаши».
линий по клеткам
«Волшебница Клеточка». Воспроизведение узора в
системе клеток. Экскурсия в кабинет математики
«Путешествие Точечки»
«Путешествие в Зазеркалье». Раскрашивание рисунка с
учетом симметричного расположения его частей
«Школа юного художника». Повтори узор по клеткам с
образца
«Школа юного художника». Повтори узор по точкам
«Точечка-помощница спешит на помощь». Копирование
несимметричных фигур по точкам
«Точечка-помощница
спешит
на
помощь».
Воспроизведение по точкам. Раскрашивание фигуры.
Экскурсия в кабинет математики «Модели объёмных тел»
«Путешествие в Зазеркалье». Достраивание изображений
на основе симметрии

2

2
2
2
2
3

2
21

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
2

52
53

«Братья-Карандаши открывают секреты». Раскрашивание
изображений с целью формирования представлений о
контуре
«Братья-Карандаши открывают секреты». Повтори узор
витражей на окне
«Придумать я хочу…». Придумай и нарисуй свой цветок
«Школа юного художника». Нарисуй схемы созвездий.
«Школа юного художника». Закончи узор. Раскрась
картинку. Нарисуй льва по клеткам.
«Школа юного художника». Дорисуй узор и закончи
штриховку.
«Школа юного художника». Повтори контур собаки по
клеткам.
Экскурсия в школьный кабинет изобразительного
искусства. «Школа юного художника». Закончи орнамент
по образцу.
«Волшебница Клеточка». Штриховка квадратов на сетке.
«Волшебница Клеточка». Повтори рисунок по клеткам на
основе словесной инструкции.
«Волшебница Клеточка». Диктант. Создание узора по
словесной инструкции.
«Волшебница Клеточка». Повтори рисунок и штриховку
по клеткам.
«Школа юного художника». Скопируй фигуру в рамке и
дорисуй.
«Придумать я хочу…».». Придумай и нарисуй пейзаж
около дома.
«Братья-Карандаши открывают секреты». Дорисуй
штриховкой шерстку бурундука и раскрась его.
«Придумать я хочу…». Придумай свой узор и укрась
ковер.
«Братья-Карандаши открывают секреты». Преврати
геометрическую фигуру в предмет.
«Придумать я хочу…». Придумай и нарисуй дерево.
«Придумать я хочу…». Укрась посуду.

54
55-56

«Школа юного художника». Нарисуй любимую игрушку.
«Школа юного художника». Диагностика

1
2

Итого:

56 часов

18-19

20
21
22
23
24-27
28
29-32

33-34
35-38
39
40-43
44-47
48
49
50
51

1
1
1
1
4
1
4

2
4
1
4
4
1
1
1
1
1
1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РИТМИКА»

1.Организационная работа.
Игра-знакомство.
2.Ритмика.
22

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Знакомство с основными упражнениями, которые направлены на
развитие пластики тела, музыкальные игры. Умение слушать музыку,
различать ее характер. Вступать в начало музыкальной фразы. В процессе
обучения детей следует учитывать физическую нагрузку, не допуская
перенапряжения, а также учить правильно дышать, при исполнении
танцевальных движений.
Изучается поклон для мальчиков и девочек.
Изучаются шаги с носка («иголочки»), на пятках («пингвины»), на
носочках («великаны»), с высоким подниманием колена («лошадки»).
Бег (захлест, колени вперед, на носочках, с выносом ноги вперед).
Повороты и наклоны головы на развитие мышц шеи («часики»), круговые
вращения («волшебный карандаш»).
Поднимание и опускание плеч вместе и по очереди («самовар»),
движение вперед их и назад («паровозик»).
Наклоны корпуса вправо, вперед, влево («ванька-встанька»).
Plie исполняется по параллельным позициям.
Пальчиковая разминка («варежки-перчатки», «паучок»).
Упражнения для рук (вращение кистей, локти и полностью по одной
руке).
Положение рук: на поясе, за спиной, свободное положение рук, у девочек
на юбочки.
Изучается releve на середине для выработки устойчивости («свечка»).
Прыжки:

для

тренировки

опорно-двигательного

аппарата

и

выносливости. Изучаются трамплинные прыжки (по 6 позиции ног, в сторону
вместе, с поджатыми, с поворотами на 90 градусов).
Позиции ног: изучаются 1, 2, 3 позиции ног свободные и параллельные, 4
параллельная.
Во втором полугодии все упражнения усложняются: хлопками,
наклонами головы, поворотами корпуса, синкопированным ритмом и т.д.
23

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

3.Parter.
Вытягивания, разворачивание и сокращение стопы («окошечко»,
«птички»). Упражнения на исправление осанки, на улучшение гибкости
позвоночника («черепашка»). Упражнения для улучшения подвижности
тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра («лягушка»). Сидя на
полу наклоны («чемодан»). Сидя на полу releve lent на 45 градусов (для
выработки пресса). Стоя на коленях на прогиб в пояснице («кошечка»).
Упражнения на силу рук (поднимание бедер «скамеечка»). Лежа на животе,
исполняются: «лодочка», «книжечка», «корзинка», «самолет». Лежа на спине
для укрепления мышц живота («свечка», «березка», «ножницы»). Изучаются
шпагаты (продольный и поперечный), перекаты.
4. Танцевальные элементы.
Изучаются

различные

комбинации

(их

необходимо

сочетать

с

несложными стишками). Упражнения на координацию и ориентировку в
пространстве.
Танцевальные элементы: соскоки, шаги с хлопками, приставной шаг,
выставление ноги на каблук, «гармошка».

Изучаются подскоки, галоп (по

линиям и по кругу). Приставной шаг с качаниями корпуса, с наклоном головы.
Изучаются перестроения из линии в колонку, из 1 круга в 2, «до-за-до»,
«улитка», «змейка» на ориентацию в пространстве.

Танцевальные

комбинации на координацию.
5. Этюдная работа.
Ставятся 2 небольших этюда: на смену характера музыки и рисунок.
Танцы создаются на основе изученных танцевальных элементов. Они просты
и не требуют особого проучивания.
6. Концертная деятельность.
Подготовка и проведение открытого урока.

24

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «РИТМИКА»
№п/п
1
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
6.
ИТОГО

Раздел/тема
Организационная работа
Ритмика
Шаг, бег
Разминка. Упражнения на развитие пластики
тела
Позиции рук, ног
Прыжки
Ритмические упражнения
Parter
Танцевальные элементы
Упражнения на координацию
Упражнения на ориентацию в пространстве
Танцевальные элементы
Этюдная работа
Концертная деятельность

Количество часов
1
13
2
4
1
3
3
3
6
2
2
2
4
1
28 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РИТМИКА»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема занятия
Организационная работа. Игра-знакомство.
Изучение шагов (с носка, с высоким поднимание колена) и бега
(на носочках, захлест).
Разминка. Упр. на развитие пластики тела (наклоны и повороты
головы и корпуса).
Разминка. Упр. На развитие пластики тела (поднимание и
опускание плеч, plie).
Изучение прыжков (по 6 позиции, в сторону-вместе).
Parter (упр. для стоп «окошечко» и для тазобедренного сустава
«лягушка»).
Изучение положения рук (на поясе, за спиной, свободное) и ног
(I и II параллельные).
Танцевальные элементы (приставной шаг, подскоки).
Танцевальные элементы («гармошка», шаг с качанием корпуса).
Разминка (упр. для рук, пальчиковая гимнастика).
Разминка (releve на середине «свечка»).
Изучение прыжков (поджатые).
Изучение шагов (на полупальцах, пятках) и бега (с выносом ноги
вперед «ножницы»).
Parter (для развитие гибкости спины «кошечка» и «чемодан»).

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Parter (для укрепления пресса «ножницы», «березка» и
«самолет»).
Ритмические упражнения.
Изучение танцевальной комбинации.
Изучение танцевальной комбинации.
Упражнения на ориентацию в пространстве (перестроение из
круга в линии).
Упражнения на ориентацию в пространстве («до-за-до»).
Этюдная работа (постановка номера).
Этюдная работа (постановка номера).
Этюдная работа (постановка номера).
Этюдная работа (постановка номера).
Ритмические упражнения.
Ритмические упражнения.
Упражнения на ориентацию в пространстве.
Концертная деятельность. Открытый урок для родителей.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «УЧИМСЯ, ИГРАЯ»

Тема 1. Сходства и отличия, память и произвольное внимание.
Недостающие фигуры, память и счет. (4 часа). Развитие внимания,
восприятия.

Сравни

картинки.

Найди

предметы.

Найди

отличия.

Геометрические фигуры. Развитие памяти: слуховая память, зрительнообразная память. Память и счет. Игры «Путешествие на воздушном шаре»,
«Лесные гномики», «Паровоз для детей». Развитие мышления, воображения.
Нелепицы. Сходства и отличия. Квадраты. Недостающие фигуры. Игра
«Осенний лес». Развитие мелкой моторики рук. Подвижность, сила и гибкость
пальцев. Работа с пластилином. Игра. Приключения в лесу.
Тема 2. Лишний предмет, фигуры. Коврики, классификация, запомни
фразы (3часа). «Магазин». Развитие внимания, восприятия. Нарисуй фигуры.
Дорисуй картинку. Коврики. Развитие объема внимания. Путешествие в
магазин.

«Город волшебников». Развитие мышления, воображения.

Геометрические фигуры. Лишний предмет. Лишняя фигура. Что лишнее?
Классификация. Запомни фразы. Покажи и расскажи. Придумай рассказ.
«Юные дизайнеры». Развитие мелкой моторики рук. Подвижность, сила и
гибкость пальцев. Работа с цветными карандашами и мелками.
26

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Тема 3.

Найди фигуру. Память. Фрагменты. Игра слов. Домики.

Классификация

(4часа).

«Веселые

человечки».

Развитие

внимания,

восприятия. Мячики-цветочки. Помогите Ежику. Найди фигуру. Дострой
фигуры. Улов. «Сказка на новый лад». Развитие памяти. Запомни рисунки.
Механическая память и осмысленное запоминание. Набор слов. Запоминание
цифр, букв, слов. «Лесные приключения». Развитие мышления, воображения.
Дорисуй фрагмент. Четвертая фигура. Ёжики. Домики. Соедини фигуры.
Классификация. «Марципановый замок». Развитие мелкой моторики рук.
Подвижность, сила и гибкость пальцев.
Тема

4.

Расставь

значки,

память,

сравнение

предметов.

Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее
слово.(3 часа) «Рыболовы». Развитие внимания, восприятия. Дострой фигуры.
Улов. Расставь значки. Найди квадрат. Рыбалка.
«Волшебное лото». Развитие памяти. Набор слов. Запоминание цифр, букв,
слов.
Зрительная память. Десять слов. Произвольная регуляция деятельности.
Работа

с

карточками.

воображения.

Домики.

«Сказочная
Соедини

мозаика».

фигуры.

Развитие

Классификация.

мышления,
Словесно-

логическое мышление. Сравнение предметов. Окончание слов. Найди лишнее
слово.
Тема 5. Пространственное представление, регуляция деятельности,
лишнее слово. Наблюдательность, графический диктант.(4 часа).
«Геометрические узоры». Развитие внимания, восприятия. Геометрические
фигуры.

Развитие

пространственных

представлений.

Расставь

точки.

Наблюдательность. Необыкновенный город. «Перекресток». Развитие памяти.
Слуховая память. Произвольная регуляция деятельности. Графический
диктант. Путешествие по городу. «Волшебное зеркало». Развитие мышления,
воображения. Окончание слов. Найди лишнее слово. Лишняя картинка.
Гибкость ума. Определи понятие. «Веселый коллаж». Развитие мелкой
27

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

моторики рук. Массаж пальцев и ладоней. Изготовление коллажа, используя
цветную бумагу.
Тема 6. Зрительное воображение, что пропущено. Найди число, узор.
Последовательные картинки. (4 часа).

«Волшебный замок». Развитие

внимания, восприятия. Внимание. Расставь значки. Сравни картинки.
Наблюдатель. Найди числа. «Необитаемый остров». Развитие памяти. Сочини
сказку. Зрительное воображение. Да и нет. Узор.

«Волшебная палочка».

Развитие мышления, воображения. Говори наоборот. Бывает – не бывает. Что
пропущено? Мир животных. Последовательные картинки. Пропущенные
фигуры. «Пластилиновая страна». Развитие мелкой моторики рук. Массаж
пальцев и ладоней. Создание пластилиновой страны.
Тема 7. Копирование образца, классификация, закономерность. Веселые
картинки, пропущенные фигуры.(4 часа). «Мы строим парк». Развитие
внимания, восприятия. Фрагменты. Цифры.

Прочитай слова. Будь

внимателен. «Волшебная поляна». Развитие памяти. Копирование образца.
Работа с картинками Составление рассказа. Весёлые картинки. «Сказка о
Соне».

Развитие мышления, воображения. Последовательные картинки.

Коврики. Классификация. Закономерность.
фигуры.

Продолжи ряд. Пропущенные

«ЛЕГОконструирование». Развитие мелкой моторики рук.

Упражнения в парах. Построение детского парка.
Тема 8. Лабиринты, парные картинки, закономерность. Лестница, третий
лишний (3часа). «Волшебный лабиринт». Развитие внимания, восприятия.
Прочитай

и

запиши.

Лабиринты.

Прочитай

пословицу.

Корабли.

«Обыкновенное чудо». Развитие памяти. Запомни и найди предмет. Парные
картинки.

Зрительная

и

слуховая

память.

Лестница.

«Сказочные

приключения». Развитие мышления, воображения. Закономерность. Игра
«Белочки». Мое настроение. Третий лишний. Смысловой ряд. Цветной
полотно. Итоговое занятие.

28

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «УЧИМСЯ, ИГРАЯ»
№п/п

Тема занятия

Количество
часов

Сходства и отличия, память и произвольное внимание.
Недостающие фигуры, память и счет. (4 часа)
1

«Путешествие на воздушном шаре».

1

Знакомство. Правила поведения. Развитие внимания,
восприятия. Сравни картинки. Найди предметы. Найди
отличия. Геометрические фигуры. Игры.
2

«Лесные гномики».

1

Встреча с гномиками. Развитие памяти: слуховая память,
зрительно-образная память. Память и счет. Геометрические
фигуры.
3

«Паровоз для детей».

1

Развитие мышления, воображения. Нелепицы. Сходства и
отличия. Квадраты. Недостающие фигуры.
4

«Осенний лес».

1

Развитие мелкой моторики рук. Подвижность, сила и
гибкость пальцев. Работа с пластилином. Игра. Приключения
в лесу.
Лишний предмет, фигуры. Коврики, классификация, запомни фразы (3 часа).

5

«Магазин».

1

Развитие внимания, восприятия. Нарисуй фигуры. Дорисуй
картинку. Коврики. Развитие объема внимания.
Путешествие в магазин.
6

«Город волшебников».

1

Развитие мышления, воображения. Геометрические
фигуры. Лишний предмет. Лишняя фигура. Что лишнее?
Классификация. Запомни фразы. Покажи и расскажи.
Придумай рассказ.
29

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
7

«Юные дизайнеры».

1

Развитие мелкой моторики рук. Подвижность, сила и
гибкость пальцев. Работа с цветными карандашами и
мелками.
Найди фигуру. Память. Фрагменты. Игра слов. Домики. Классификация. (4 часа)

8

«Веселые человечки».

1

Развитие внимания, восприятия. Мячики-цветочки.
Помогите Ежику. Найди фигуру. Дострой фигуры. Улов.

9

«Сказка на новый лад».

1

Развитие памяти. Запомни рисунки. Механическая память и
осмысленное запоминание. Набор слов. Запоминание цифр,
букв, слов.
10

«Лесные приключения».

1

Развитие мышления, воображения. Дорисуй фрагмент.
Четвертая фигура. Ёжики. Домики. Соедини фигуры.
Классификация.
11

«Марципановый замок».

1

Развитие мелкой моторики рук. Подвижность, сила и
гибкость пальцев.
Расставь значки, память, сравнение предметов.
Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово. (3 часа)

12

«Рыболовы».

1

Развитие внимания, восприятия. Дострой фигуры. Улов.
Расставь значки. Найди квадрат. Рыбалка.
13

«Волшебное лото».

1

Развитие памяти. Набор слов. Запоминание цифр, букв,
слов.

30

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Зрительная память. Десять слов. Произвольная регуляция
деятельности. Работа с карточками.
14

«Сказочная мозаика».

1

Развитие мышления, воображения. Домики. Соедини
фигуры. Классификация. Словесно-логическое мышление.
Сравнение предметов. Окончание слов. Найди лишнее
слово.

Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово.
Наблюдательность, графический диктант. (4 часа)

15

«Геометрические узоры». Развитие внимания, восприятия. 1
Геометрические фигуры. Развитие пространственных
представлений.
Расставь
точки.
Наблюдательность.
Необыкновенный город.

16

«Перекресток». Развитие памяти. Слуховая память. 1
Произвольная регуляция деятельности. Графический
диктант. Путешествие по городу.

17

«Волшебное зеркало». Развитие мышления, воображения. 1
Окончание слов. Найди лишнее слово. Лишняя картинка.
Гибкость ума. Определи понятие.

18

«Веселый коллаж» .Развитие мелкой моторики рук. Массаж 1
пальцев и ладоней. Изготовление коллажа, используя
цветную бумагу.

Зрительное воображение, что пропущено. Найди число, узор. Последовательные
картинки. (4 часа)
19

«Волшебный замок». Развитие внимания, восприятия. 1
Внимание. Расставь значки. Сравни картинки. Наблюдатель.
Найди числа.

20

«Необитаемый остров». Развитие памяти. Сочини сказку. 1
Зрительное воображение. Да и нет. Узор.

21

«Волшебная палочка». Развитие мышления, воображения. 1
Говори наоборот. Бывает – не бывает. Что пропущено? Мир
животных. Последовательные картинки. Пропущенные
фигуры.
31

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
22

«Пластилиновая страна». Развитие мелкой моторики рук. 1
Массаж пальцев и ладоней. Создание пластилиновой страны.

Копирование образца, классификация, закономерность. Веселые картинки,
пропущенные фигуры. (4 часа)

23

«Мы строим парк». Развитие внимания, восприятия. 1
Фрагменты. Цифры. Прочитай слова. Будь внимателен.

24

«Волшебная поляна». Развитие памяти. Копирование 1
образца. Работа с картинками Составление рассказа. Весёлые
картинки.

25

«Сказка о Соне».
Развитие мышления, воображения. 1
Последовательные картинки. Коврики. Классификация.
Закономерность. Продолжи ряд. Пропущенные фигуры.

26

«ЛЕГОконструирование». Развитие мелкой моторики рук. 1
Упражнения в парах. Построение детского парка.

Лабиринты, парные картинки, закономерность. Лестница, третий лишний. (2
часа)

27

«Волшебный лабиринт». Развитие внимания, восприятия. 1
Прочитай и запиши. Лабиринты. Прочитай пословицу.
Корабли.

28

«Сказочные приключения».
Развитие мышления, 1
воображения. Закономерность. Игра «Белочки». Мое
настроение. Третий лишний. Смысловой ряд. Цветной
полотно. Итоговое занятие.
Итого: 28 часов

ОРГАНИЗАЦИОННО _ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Предшкольная ступенька» определяет перечень, трудоемкость,
32

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов,
реализуемых в качестве платной образовательной услуги.
Занятия с дошкольниками проводятся с октября по апрель 2 раза в неделю (8
учебных часов в неделю.). Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Перерыв 10 минут.
Наименование программы

Кол-во часов
в нед.
8ч.:
2ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.

«Предшкольная ступенька»:
1. «Веселый счёт»
2. «АБВГДейка»
3. «Мои волшебные пальчики»
4. Ритмика
5. «Учимся, играя»

Итого за год
224ч.:
56 ч.
56 ч.
56 ч.
28 ч.
28 ч.

Календарный учебный график
Учебный курс

Колво
часов
в нед.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Итого
за год

Веселый счёт

2ч.

9ч.

8 ч.

9 ч.

6ч.

7ч.

9ч.

8ч.

56 ч.

АБВГДейка
Мои
волшебные
пальчики
Ритмика
Учимся, играя

2ч.
2ч.

9ч.
9ч.

8 ч.
8 ч.

9 ч.
9 ч.

6ч.
6ч.

7ч.
7ч.

9ч.
9ч.

8ч.
8ч.

56 ч.
56 ч.

1ч.
1ч.

5ч.
4 ч.

4 ч.
4ч.

4ч.
5ч.

3ч.
3ч.

4ч.
3ч.

4ч.
5ч.

4ч.
4ч.

28 ч.
28 ч.

Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль с целью выявления стартовых возможностей
обучающихся (диагностика уровня подготовки детей) - тестовые задания,
наблюдение.
Промежуточный контроль - после прохождения каждой темы учебного плана
программы (задание, олимпиада, игра-соревнование).
Итоговый контроль - игровая программа «Здравствуй, школьная
ступенька!» «Оценим свои достижения».
Методы контроля:
- метод наблюдения за ходом познавательной деятельности на занятиях
(О.В. Прозоровой);
- диагностика,

позволяющая

определить

степень

усвоения
33

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

программных требований, предъявляемых детям (наблюдение, беседа, игра,
игровые ситуации, тестовые и контрольные задания).
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся определяется педагогом
самостоятельно.
Методика диагностики по развитию речи и обучению грамоте.
Результаты работы можно увидеть с помощью диагностических
методик Е. В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и
письму детей».
Задания, предложенные в методиках, предназначены для
диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в
школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка
к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает
затруднения, и оказать ему необходимую помощь.
Предлагаемые задания: (по Е. В.Колесниковой)
1. Развитие звуковой культуры речи (с. 4—7, задания 1—12).
В данном разделе предлагаются задания для проверки
правильного произношения некоторых звуков, что очень важно для
последующего овладения грамотным письмом.
Неправильное произношение звуков, замена одного звука другим
является одной из причин неуспеваемости по русскому языку.
Например: ребенок звук «р» произносит как «л», тогда он
напишет вместо слова «рыба» - «лыба». Или он заменяет звук «ш» на
«с», тогда вместо «шапка», он напишет «сапка».
2. Развитие фонематического слуха (с. 8—15, задания 13—30).
Хорошо развитый фонематический слух станет в последующем
основой грамотного письма (фонематический слух - способность четко
отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются
отдельные слова).
В понятие «фонематический слух» входит также умение
различать твердые и мягкие согласные, умение делить слова на слоги,
умение различать слова, отличающиеся только одним звуком, умение
определять место заданного звука в слове.
3. Развитие графических навыков и моторики (с. 16—19, задания 31—
43).
Развитие графических навыков и моторики - часть подготовки к
34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

обучению письму в школе.
Умение ориентироваться в тетради в клетку и в линейку, рисовать
в них несложные элементы позволяет проверить не только развитие
графических навыков, но и степень развития зрительного и
двигательного контроля, который является необходимым условием для
овладения письмом в школе.
4. Развитие звуко - буквенного анализа (с. 20—27, задания 44—55).
Развитие звуко - буквенного анализа предполагает умение последовательно
вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами, что в
дальнейшем позволит детям грамотно писать. Умение переводить письменные
знаки в звуки позволит научиться хорошо читать.
5. Чтение (с. 28—31, задания 56—60).
Чтение - это умение прочитать текст без предварительной
подготовки и понять его. Выполнение ребенком диагностических
заданий, предложенных в книге, позволяет проверить не только знания
и навыки, но и его учебные умения: понимание учебной задачи,
умение выполнить ее самостоятельно, умение адекватно воспринять
вашу оценку выполненной им работы.
Протокол результатов
диагностики Разделы

Развитие звуковой культуры
Развитие фонематического слуха
Развитие графических навыков,
моторики
Развитие звуко- буквенного анализа
Чтение
Оценка
результатов
Разделы
Развитие
звуковой
культуры
Развитие
фонематического
слуха

Сколько
должно быть
зеленых
шариков
12
18
13

Сколько
зеленых
шариков по
факту

12
5

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий уровень

9-12

6-9

4-6

15-18

15-12

12-10

35

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Развитие
графических
навыков,
моторики
Развитие звукобуквенного
анализа
Чтение

10-13

7-10

5-7

9-12

6-9

3-6

3-5

2-3

1-2

Количество и счет
1. Умение считать в пределах 20 в прямом порядке и в пределах 5 в
обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10
предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких
предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в
пределах 5
Величина
4. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте,
раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в
речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)
Форма
5. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, цилиндр.
Ориентировка во времени
6. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году,
устанавливать их последовательность.
Ориентировка в пространстве
7. Умение определять направление движения от себя (направо,
налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
8. Умение показывать правую и левую руки, предметы,
расположенные справа и слева от неживого объекта.
Решение арифметических задач
9. Умение решать простые и сложные задачи.
10. Решать задачи в уме.
11. Записывать соответствующее математическое выражение.
12. Переводить сюжетную ситуацию в условно – схематическую
модель.
36

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Развитие графических навыков, моторики
13. Умение ориентироваться в тетради в клетку и в линейку,
14. Рисовать в них несложные элементы
Оценка результатов:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя 3 балла –
ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
3
Оценка результатов
Высокий
Средний
Низкий
Разделы
уровень
уровень
уровень
9-12
6-9
4-6
Решение
арифметических задач
Форма
4-6
3-4
1-3
Величина
7-9
5-7
3-5
Количество и счет
9 - 12
6-9
4-6
7-9
5-7
3-5
Ориентировка в
пространстве
7-9
5-7
3-5
Ориентировка во
времени
Умозаключения
9 - 12
6-9
4-6
4-6
3-4
1-3
Развитие графических
навыков, моторики
При

Методические материалы и средства обучения
реализации программы необходимо создать комфортную

обстановку для детей: просторный учебный кабинет, игровой кабинет,
ростовая

мебель

(столы

и

стулья),

магнитная

доска,

смартдоска,

мультимедийное оборудование, хореографический кабинет.
Наборы кубиков с цифрами и знаками «Учимся — играя!»;
Набор пластиковых магнитных геометрических фигур;
Набор объемных тел;
Счѐтный раздаточный материал;
Набор карточек «Времена года»;
Наборы иллюстративного материала по темам «Животные», «Техника»,
«Овощи», «Фрукты», и др.
Ручки, карандаши простые, карандаши цветные, ластики, линейки.
37

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга

Компьютерное обеспечение:
- Серия занятий «Уроки тётушки Совы»;
- Интерактивные игры «Со словами и буквами»;
- Онлайн разминки.
Список печатных и электронных образовательных и
информационных ресурсов
1.Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей
старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Часть 1,2,3.
2.Жукова Н.С. Букварь. Издательство: Эксмодетство, 2017 г.- 96с.
Истомина Н.Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка для
детей старшего дошкольного возраста. Часть 1,2.
3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 57 лет. - ТЦ Сфера, 2021. – 48 с.
4. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 67 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2005.- 32с.
5. Лункина Е.Н. Прописи по грамоте для детей 5-7 лет. Издательство:
Сфера, 2014 г. – 24с.
6. Лункина Е.Н. Прописи по математике для детей 5-7 лет. Издательство:
Сфера, 2020 г. – 24с.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».