Рабочая программа учебного предмета Литература 5 класс 2022-2023 уч. г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАОУ – лицей № 173

УТВЕРЖЕНО
______________
Приказ №
от ""

г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1296901)
учебного предмета
«Литература»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Жерлыгина Наталия Андреевна
учитель русского языка и литературы

город Екатеринбург 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и
многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с
курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены
при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего
развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим
вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска
необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка
на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5

классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее
трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под
Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз,
Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с
Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и
др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.
Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.
Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.
Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.

С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору).
Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др.
(главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,
«Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.
«Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;

— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:

— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной
задачи;

— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;

— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата
цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в
воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста
научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и
жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их
в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная
сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика;
сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей;
портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория;
ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения
фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом
возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных
ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к
тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки

прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с
учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений
фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических
впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в
том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться
публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной
форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Мифология
1.1.

Мифы народов России и мира

2

0

0

06.09.2022
08.09.2022

;
Творческий
Выразительно читать
проект;
мифы и другие
эпические
произведения,
отвечать на вопросы,
пересказывать;
Анализировать сюжет,
жанровые,
композиционные и
художественные
особенности;
Определять и
формулировать тему и
основную мысль
прочитанных мифов;

https://www.youtube.com/watch?
v=A4zqHu2zQnU&list=PLp1o4TiOetLxAsdwMXkQpgtvWEFigCvMl&index=1

1.2.

Внеклассное чтение

1

0

1

13.09.2022

Подготовка
творческого проекта

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Мифы народов мира. Энциклопедия. Электронное издание. vk.com/ethnograph

15.09.2022

Отличать пословицы
от поговорок;
Сопоставлять русские
пословицы и
поговорки с
пословицами и
поговорками других
народов;
Уметь сочинять и
разгадывать загадки;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/
Российская электронная школа - урок 2: Фольклор. Малые жанры фольклора

Итого по разделу

3

Раздел 2. Фольклор
2.1.

Малые жанры: пословицы, поговорки,
загадки

1

0

0.5

2.2.

Развитие речи

0

0

0

2.3.

Сказки народов России и народов мира

2

0

0.5

2.4.

Внеклассное чтение

0

0

0

Итого по разделу

20.09.2022
22.09.2022

Определять виды
сказок (волшебные,
бытовые, о
животных);
Определять и
формулировать тему и
основную мысль
прочитанной сказки;
Характеризовать
героев сказок,
оценивать их
поступки;
Определять
особенности языка и
композиции народных
сказок разных
народов (зачин,
концовка, постоянные
эпитеты, устойчивые
выражения и др.);

Зачет;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
уроки № 3- 6 (волшебная сказка, богатырская, сказки о животных, бытовые
сказки)
Инфоурок:
https://www.youtube.com/watch?
v=hAElom00rnY&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=2
https://www.youtube.com/watch?
v=tQaCnVRDpFw&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=1

27.09.2022
04.10.2022

Выразительно читать
басню, в том числе по
ролям;
Определять и
формулировать тему и
основную мысль
прочитанной басни;
Находить значение
незнакомого слова в
словаре;
Инсценировать
басню;
Определять
художественные
особенности
басенного жанра;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Российский образовательный ресурс:
https://resh.edu.ru/subject/14/5/ - уроки 9-10: Жанр басни в мировой литературе.
Басни И.А.Крылова.
https://www.youtube.com/watch?
Истоки басни. Басня как жанр:
v=73I43_XFQQE&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=4

3

Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору).
«Волк на псарне», «Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и
Соловей», «Ворона и Лисица»

3

0

0.5

3.2.

Развитие речи

0

0

0

3.3.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее
трёх). «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»

4

1

0

06.10.2022
18.10.2022

;
Выразительно читать
стихотворения;
Отличать поэтический
текст от
прозаического,
аргументировать свой
ответ;
Определять
тематическое
единство
подобранных
произведений;
Выявлять средства
художественной
изобразительности в
лирических
произведениях
(эпитет, метафору,
олицетворение,
сравнение);
Выполнять
письменные работы
по первоначальному
анализу
стихотворения;
Заучивать
стихотворения
наизусть;
Выразительно читать
сказку, отвечать на
вопросы по
содержанию;

Анализ лирики;
выразительное
чтение
наизусть;

Рифма, способы рифмовки:
https://www.youtube.com/watch?
v=tv3HAfKQ1Ws&list=PLmKJy6AbeKqWp86xBIdq4hjDBomcc3kQm&index=28
А.С.Пушкин- "Няне":
https://www.youtube.com/watch?v=6sIWaoeOQM&list=PLmKJy6AbeKqWp86xBIdq4hjDBomcc3kQm&index=25
Российский образовательный ресурс: А.С.Пушкин -уроки 15-16
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
Видеолекция - о Пушкине детям:
https://www.youtube.com/watch?v=UKqab7CXarg

3.4.

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворение «Бородино»

2

0

0

20.10.2022
25.10.2022

Выразительно читать
стихотворение;
Отвечать на вопросы
по прочитанному
тексту, задавать
вопросы с целью
понимания
содержания
стихотворения;
Определять его
историческую основу,
идейно-тематическое
содержание;
Определять позицию
автора;

Выразительное
чтение
стихотворения
наизусть;

https://www.youtube.com/watch?
v=8_8cFy2nF7o&list=PLp1o4TiOetLzAkvFWVf5_pNCDE2NveTFu&index=22
Российский образовательный ресурс - урок 18 - "Бородино":
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
биография М.Ю.Лермонтова:
https://www.youtube.com/watch?
v=d2TzDu7O6_U&list=PLmKJy6AbeKqWp86xBIdq4hjDBomcc3kQm&index=34
Фонохрестоматия к учебнику - слушаем актёрское чтение

3.5.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед
Рождеством»

2

1

0

3.6.

Внеклассное чтение

0

0

0

Итого по разделу

27.10.2022
08.11.2022

Выделять ключевые
эпизоды в тексте
произведения;
Составлять устный
отзыв о прочитанном
произведении;
Определять
художественные
средства, создающие
фантастический
настрой повести, а
также картины
народной жизни;

Сочинениехарактеристика
героя;

Экранизация художественного произведения
https://www.youtube.com/watch?v=YrsqKUD3Be8

видео-экскурсия по усадьбе И.Тургенева - Спасское-Лутовиново:
https://www.youtube.com/watch?v=mlWMlRUWJd4
Российский образовательный ресурс - уроки 22-23 по рассказу "Муму" https://resh.edu.ru/subject/14/5/
Экранизация художественного произведения: м/ф "Муму":
https://www.youtube.com/watch?v=SfRVedpOCJs

11

Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1.

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

3

0

0

10.11.2022
17.11.2022

Выделять наиболее
яркие эпизоды
произведения;
Составлять простой
план рассказа;
Определять тему,
идею произведения;
Характеризовать
главных героев
рассказа;
Составлять устный
портрет Герасима;
Определять роль
пейзажных описаний;

Устный опрос;
Анализ
эпизодов;

4.2.

Развитие речи

1

1

0

22.11.2022

Писать сочинение по
прочитанному
произведению

Письменный
контроль;

4.3.

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее
двух). «Крестьянские дети». «Школьник».
Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)

2

0

1

24.11.2022
29.11.2022

Выразительно читать
поэтический текст, в
том числе по ролям;
Определять
тематическое
содержание
стихотворения;
Характеризовать
главных героев,
лирического героя
(автора);
Определять
отношение автора к
детям;
Выявлять средства
художественной
выразительности;

Письменный
контроль;

Н.Некрасов. Есть женщины в русских селеньях:
https://www.youtube.com/watch?v=lOYoGMqmKk&list=PLmKJy6AbeKqWp86xBIdq4hjDBomcc3kQm&index=39
Российский образовательный ресурс - урок № 20
https://resh.edu.ru/subject/14/5/

4.4.

Л. Н. Толстой.
Рассказ «Кавказский пленник»

3

0

1

01.12.2022
08.12.2022

Выявлять основную
мысль рассказа,
определять его
композиционные
особенности;
Выделять ключевые
эпизоды в тексте
произведения;
Составлять план
сообщения о главных
героях произведения;
Составлять
сравнительную
характеристику
Жилина и Костылина;

Анализ
эпизодов.
Характеристика
героев;

видео-урок-презентация по рассказу Толстого "Кавказский пленник":
https://www.youtube.com/watch?v=ZojaKlbl4Qk
Российский образовательный ресурс - урок 25-26
https://resh.edu.ru/subject/14/5/

4.5.

Внеклассное чтение

1

0

0

13.12.2022

Чтение и осмысление
прочитанного.
Проведение аналогий
с рассказом Толстого.
Выявление авторской
позиции юмориста
С.Черного

оформление
странички
читательского
дневника;

Инфоурок - Саша Чёрный и его юмористические рассказу:
https://www.youtube.com/watch?
v=NBfQtxZLsp0&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=9

Итого по разделу
Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков

10

5.1.

Стихотворения отечественных поэтов XIX
—ХХ веков о родной природе и о связи
человека с Родиной (не менее пяти).
Например, стихотворения А. К. Толстого,
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А.
Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М.
Рубцова, Ю. П. Кузнецова

4

0

0

5.2.

Развитие речи

0

0

0

5.3.

Юмористические рассказы отечественных
писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов
(два рассказа по выбору). Например,
«Лошадиная фамилия», «Мальчики»,
«Хирургия» и др.

2

0

0

15.12.2022
27.12.2022

29.12.2022
10.01.2023

;
Выразительно читать
стихотворение,
определять его
тематическое
содержание, средства
художественной
выразительности
(эпитет, метафора,
сравнение,
олицетворение);
Выявлять
музыкальность
поэтического текста;
Выражать личное
читательское
отношение к
прочитанному;
Заучивать одно из
стихотворений
наизусть;

Анализ
языковых
средств лирики;

Определять роль
названия в
литературном
произведении;
Анализировать
произведение с
учётом его жанровых
особенностей, с
использованием
методов смыслового
чтения и
эстетического
анализа, давать
собственную
интерпретацию и
оценку
произведениям;
Характеризовать
героев рассказа;
Сопоставлять
произведения авторов
по заданным
основаниям;
Выявлять детали,
создающие
комический эффект;

Оформление
странички
читательского
дневника;

Российский образовательный ресурс - https://resh.edu.ru/subject/14/5/
урок 24 - Фет - чудные картины русской природы
урок 28 - Тютчев - великий певец природы
урок 29 - Русские поэты 19 века о Родине и родной природе
урок 33 - Образ родного дома в стихах С.Есенина
Фет - "Весенний дождь" - видеоурок:
https://www.youtube.com/watch?
v=2s5gB9HDbco&list=PLp1o4TiOetLzAkvFWVf5_pNCDE2NveTFu&index=23
Тютчев Ф.И. Есть в осени первоначальной...
https://www.youtube.com/watch?
v=xFylhx_GWDs&list=PLmKJy6AbeKqWp86xBIdq4hjDBomcc3kQm&index=59
https://www.youtube.com/watch?
v=eHNfTMjYAxY&list=PLmKJy6AbeKqWp86xBIdq4hjDBomcc3kQm&index=53
Сергей Александрович Есенин. Экскурсия в Константиново | Русская
литература 5 класс #22 | Инфоурок:
https://www.youtube.com/watch?
v=58QBcGzpaJA&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=12

Российский образовательный ресурс - Чехов - "Хирургия" урок № 27
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
А.П. Чехов. Литература. 5 класс:
https://www.youtube.com/watch?
v=xZfp6CIR1j0&list=PLmKJy6AbeKqWp86xBIdq4hjDBomcc3kQm&index=50
https://www.youtube.com/watch?
v=0Vz9CJuUdtw&list=PLmKJy6AbeKqWp86xBIdq4hjDBomcc3kQm&index=51

5.4.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору).
Например, «Галоша», «Лёля и Минька»,
«Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

2

0

0

12.01.2023
17.01.2023

Определять роль
названия в
литературном
произведении;
Анализировать
произведение с
учётом его жанровых
особенностей, с
использованием
методов смыслового
чтения и
эстетического
анализа, давать
собственную
интерпретацию и
оценку
произведениям;
Характеризовать
героев рассказа;

Устный опрос;

Инфоурок - рассказ Зощенко "Золотые слова":
https://www.youtube.com/watch?v=mQbc1V4A1yM
Детский проект - фильм по рассказу М.Зощенко "Галоша":
https://www.youtube.com/watch?v=gYiqo53FAsU&t=40s

5.5.

Произведения отечественной литературы о
природе и животных (не менее трёх).
Например, произведения А. И. Куприна, М.
М. Пришвина, К. Г. Паустовского

5

0

1

19.01.2023
02.02.2023

Находить и
характеризовать образ
рассказчика, его роль
в повествовании;
Определять средства
художественной
выразительности
прозаического текста;
Писать отзыв на
прочитанное
произведение;
Пользоваться
библиотечным
каталогом для поиска
книги;

Письменный
контроль;

Сказка «Тёплый хлеб» :
https://www.youtube.com/watch?v=Df9Jwsva54&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=15
Российский образовательный ресурс - урок 35 - Паустовский "Тёплый хлеб":
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
"Кладовая солнца" Пришвин - д/фильм с озвучкой:
https://www.youtube.com/watch?v=TiEPnlZUd0c
видео-урок:
https://www.youtube.com/watch?v=CphTuUfKvj8

5.6.

А. П. Платонов. Рассказ «Никита»

1

0

0

07.02.2023

Определять тему
рассказа;
Определять средства
выразительности
прозаического текста;
Давать развёрнутый
ответ на вопрос,
связанный со знанием
и пониманием
литературного
произведения;

Устный опрос;

Российский образовательный ресурс - урок 38 - Платонов "Никита"
https://resh.edu.ru/subject/14/5/

5.7.

Развитие речи

0

0

0

5.8.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино
озеро»

2

0

0

5.9.

Развитие речи

0

0

0

Итого по разделу

09.02.2023
14.02.2023

Находить значение
незнакомого слова в
словаре;
Определять характер
главного героя, его
взаимоотношение с
природой;
Выявлять роль
пейзажа в рассказе;
Высказывать своё
отношение к герою
рассказа;

Устный опрос;

16.02.2023
28.02.2023

Отвечать на вопросы
Письменный
(с использованием
контроль;
цитирования) и
самостоятельно
формулировать
вопросы к тексту;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Анализировать сюжет,
тему произведения,
определять его
композиционные
особенности;
Характеризовать и
сопоставлять героев
произведения,
выявлять
художественные
средства их создания;

Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро» | Русская литература 5 класс
#26 | Инфоурок:
https://www.youtube.com/watch?
v=eayGh2P4ejw&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=16
Российский образовательный ресурс - урок 39 - "Васюткино озеро"
https://resh.edu.ru/subject/14/5/

16

Раздел 6. Литература XX—XXI веков
6.1.

Произведения отечественной прозы на
тему «Человек на войне» (не менее двух).
Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои
мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с
Васильевского острова»; В. П. Катаев.
«Сын полка» и др.

4

0

1

6.2.

Внеклассное чтение

0

0

0

художественный фильм по произведению Катаева "Сын полка"
https://www.youtube.com/watch?v=l41lLZ5G-NQ
Российский образовательный ресурс - урок 40 - по Твардовскому
урок 41 - Симонов
https://resh.edu.ru/subject/14/5/

6.3.

Произведения отечественных писателей
XIX–XXI веков на тему детства (не менее
двух). Например, произведения В. Г.
Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина,
Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П.
Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я.
Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова,
М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В.
Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др.

5

0

1

6.4.

Развитие речи

0

0

0

6.5.

Произведения приключенческого жанра
отечественных писателей (одно по
выбору). Например, К. Булычёв «Девочка,
с которой ничегоне случится», «Миллион
приключений» (главы по выбору) и др.

1

0

0

Внеклассное чтение

0

6.6.

Итого по разделу

0

0

01.03.2023
16.03.2023

Определять тему,
идею произведения;
Характеризовать
главных героев,
составлять их
словесный портрет;
Сопоставлять героев и
их поступки с
другими персонажами
прочитанного
произведения и
персонажами других
произведений;
Выявлять авторскую
позицию;
Высказывать своё
отношение к
событиям,
изображённым в
произведении;
Писать отзыв на
прочитанную книгу;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

фильмы по произведениям В.Крапивина:
https://www.youtube.com/watch?
v=AI123Q4QN4k&list=PLA7a12VzSLnGP5fxJTj6mg79vEhjWhmrv
Инфо-урок - Короленко "В дурном обществе":
https://www.youtube.com/watch?
v=Vad1SI5F4dM&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=13
Российский образовательный ресурс - уроки 31-32 по повести Короленко:
https://resh.edu.ru/subject/14/5/

21.03.2023

Характеризовать
главных героев,
основные события;
Писать отзыв на
прочитанное
произведение,
аргументировать своё
мнение;
Выстраивать с
помощью учителя
траекторию
самостоятельного
чтения;

Устный опрос;

https://www.youtube.com/watch?
v=NoWRblMK_UI&list=PLt9RAUasEjZDZrXSSI7d2oNIjRyHthikZ
экранизация произведений Кира Булычева

Выразительно читать
и анализировать
поэтический текст;
Характеризовать
лирического героя;

Устный опрос;

КИР БУЛЫЧЕВ: БИОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ, ФАКТЫ:
https://www.youtube.com/watch?v=Fvjmdrf3tEA

10

Раздел 7. Литература народов Российской Федерации
7.1.

Стихотворения (одно по выбору).
Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне
пела»

1

0

0

7.2.

Развитие речи

0

0

0

Итого по разделу
Раздел 8. Зарубежная литература

1

23.03.2023

8.1.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).
3
Например, «Снежная королева», «Соловей»

0

0

04.04.2023
11.04.2023

Определять сюжет,
композиционные и
художественные
особенности
произведения;
Формулировать
вопросы к отдельным
фрагментам сказки;
Характеризовать
главных героев,
сравнивать их
поступки;
Высказывать своё
отношение к
событиям и героям
сказки;

Письменный
контроль;

Ханс Кристиан Андресен. «Снежная королева» | Русская литература 5 класс
#28 | Инфоурок:
https://www.youtube.com/watch?
v=JBWDFaObWig&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=18
м/ф по сказке: https://www.youtube.com/watch?v=-CgvqQkiAcc
Российский образовательный ресурс - уроки литературы в 5 классе https://resh.edu.ru/subject/14/5/
урок 48-49 ( Реальность и фантастика в сказке. Что есть красота?)

8.2.

Зарубежная сказочная проза (одно
произведение по выбору). Например, Л.
Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
(главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или
Туда и обратно» (главы) и др.

2

0

0.5

13.04.2023
18.04.2023

Писать отзыв на
прочитанное
произведение;
Пользоваться
библиотечным
каталогом для поиска
книги;

оформление
странички
читательского
дневника;

https://www.youtube.com/watch?v=DWIlgKXtYI&list=PLYymTuJXocGLF1GE0wOuK4t6OSDehtJ0Z
м/ф "Алиса в стране чудес", "Алиса в зазеркалье"

8.3.

Зарубежная проза о детях и подростках
(два произведения по выбору).
Например, М. Твен. «Приключения Тома
Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о
Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например,
«Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное
утро» и др.

6

0

1

20.04.2023
10.05.2023

Характеризовать
главных героев,
составлять их
словесные портреты;
Сопоставлять героев и
их поступки с
другими персонажами
прочитанного
произведения;
Писать отзыв на
прочитанную книгу;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/
Российский образовательный ресурс - урок 50 - "Приключение Тома Сойера";
урок 51 - "Сказание о Кише"

8.4.

Зарубежная приключенческая проза (два
произведения по выбору). Например, Р. Л.
Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная
стрела» (главы по выбору) и др.

1

0

0

12.05.2023
16.05.2023

Самостоятельно
формулировать
вопросы к
произведению в
процессе его анализа;
Сопоставлять
произведения по
жанровым
особенностям;
Выстраивать с
помощью учителя
траекторию
самостоятельного
чтения;

Устный опрос;

Остров сокровищ Р Л Стивенсона - https://www.youtube.com/watch?
v=_MQsgA1s-uo
Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ». Из курса «Как читать любимые
книги по-новому» - https://www.youtube.com/watch?v=4L_M26Qq2UE
фильмы по творчеству Жюль Верна - https://www.youtube.com/watch?
v=NX7ouxzIXSA&list=PLi1OqQdZKwvNLs3jvKPSRDLco-AJILpD_
Жизнь и творчество писателя Жюля Верна - https://www.youtube.com/watch?
v=GUVBoB0UnYw

8.5.

Зарубежная проза о животных (одно-два
произведения по выбору). Например, Э.
Сетон-Томпсон. «Королевская
аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий
свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж.
Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-ТиккиТави»

2

0

0

8.6.

Внеклассное чтение

0

0

0

1

0

4

9

Итого по разделу

18.05.2023

Отвечать на вопросы,
самостоятельно
формулировать
вопросы,
пересказывать
содержание
произведения или
отдельных глав;

Устный опрос;

23.05.2023

ответы на тестовые
задания и ответы на
проблемные вопросы

Контрольная
работа;

14

Раздел 9. Итоговый контроль
9.1.

Итоговые контрольные работы

1

Итого по разделу

1

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

Редьярд Киплинг и его «Книга джунглей» | Русская литература 5 класс #30 |
Инфоурок
https://www.youtube.com/watch?v=FtPTQZ28Gc&list=PLvtJKssE5NrjK5iSNfLHub3VQIRAUPAi3&index=20

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Отличие мифа от сказки. 1
Миф "Олимп". Зевс и
Прометей

0

0

06.09.2022 Тестирование;
Характеристика
греческих богов;

2.

Подвиги Геракла

1

0

0

08.09.2022 Устный опрос;

3.

Мифы народов России:
герои и сюжеты

1

0

1

13.09.2022 творческий
проект;

4.

Устное народное
творчество. Малые
жанры фольклора:
пословицы,
поговорки,загадки

1

0

0

15.09.2022 Сочинениерассказ по
пословице;

5.

Сказка как особый жанр 1
фольклора. Русские
народные сказки.
Волшебная сказка
"Царевна-лягушка"

0

0.5

20.09.2022 Устный опрос;
Анализ
элементов
сюжета и
языковых
приёмов сказки подбор цитат;

6.

Сказка о животных
1
"Журавль и цапля".
Бытовая сказка
"Солдатская шинель".
Своеобразие жанров
сказки, народное
представление о добре и
зле

0

0

22.09.2022 Письменный
контроль;

7.

Роды и жанры
1
литературы.
Особенности жанра
басни. А.П.Сумароков
«Кокушка», И.Дмитриев
«Муха»

0

0

27.09.2022 Устный опрос;
словарик
терминов с
примерами;

8.

Русские басни.
Басенный мир
И.А.Крылова.
Сатирическое и
нравоучительное в
баснях. "Ворона и
лисица", "Свинья под
дубом", "Осёл и
соловей"

1

0

0

29.09.2022 Зачет;
Выразительное
чтение басни
наизусть;

9.

Аллегория, мораль,
эзопов язык в баснях
"Квартет", "Волк на
псарне"

1

0

0

04.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

10.

Сведения о детстве
А.С.Пушкина. Роль
Арины Родионовны в
жизни и творчестве
поэта. Анализ
стихотворения "Няне"

1

0

0

06.10.2022 Чтение
стихотворения
наизусть;

11.

А.С.Пушкин. «Сказка о 1
мёртвой царевне и о
семи богатырях». Борьба
добра и зла в сказке.

0

0

11.10.2022 Устный опрос;
сравнительная
характеристика
героинь;

12.

Мир природы и человека 1
в лирике А.С.Пушкина.
Анализ языковых
средств
выразительности в
стихах "Зимнее утро",
"Зимняя дорога".

0

0

13.10.2022 анализ языковых
средств в стихах;
чтение наизусть;

13.

В мире художественного 1
слова Пушкина.Ритм и
рифма, способы
рифмовки.

0

0

18.10.2022 Тестирование;

14.

МЮ.Лермонтов.
«Бородино». История
Отечества как источник
поэтического
вдохновения и
национальной гордости.

0

0

20.10.2022 Устный опрос;

1

15.

Бородинское сражение и 1
его герои в
стихотворении
Лермонтова
«Бородино». В мире
художественного слова
поэта

0

0

25.10.2022 Зачет;
выразительное
чтение отрывка
стиха наизусть;

16.

Поэтизация народной
жизни в повести «Ночь
перед Рождеством».
Фольклорные мотивы

1

0

0.5

27.10.2022 Работа по
анализу текста;

17.

Типы народных
1
характеров,
юмористические приёмы
в повести Гоголя «Ночь
перед Рождеством».

0

0

08.11.2022 Письменный
контроль;
характеристика
героя с цитатами
из произведения;

18.

И.С.Тургенев. Слово о
писателе. Быт и нравы
крепостной России в
рассказе «Муму».

1

0

0.5

10.11.2022 Устный опрос;

19.

Герасим – «самое
замечательное лицо».
Герасим и его
окружение.

1

0

0

15.11.2022 Ответы на
вопросы в
учебнике;

20.

Герасим и Муму.
1
Авторская позиция и
способы её выражения в
рассказе

0

0

17.11.2022 характеристика
героя - подбор
эпизодов и цитат;

21.

Сочинение по рассказу
1
И.С.Тургенева "Муму" "Загадка фигуры немого
Герасима"

0

0

22.11.2022 Сочинение;

22.

Н.А.Некрасов. Слово о
поэте. Тема детства и
способы её раскрытия в
стихах "Крестьянские
дети", "Школьник"

1

0

0

24.11.2022 Устный опрос;

23.

Гимн русской славянке в 1
отрывке из поэмы
Н.Некрасова "Мороз Красный нос"

0

0

29.11.2022 Отрывок
наизусть;

24.

Л.Н.Толстой. Историко- 1
литературная основа
рассказа «Кавказский
пленник». Жилин и
Костылин. Две
жизненные позиции
героев

1

0

01.12.2022 Сравнительная
характеристика
героев;

25.

Дружба Жилина и Дины. 1
Изображение
внутреннего мира
человека.

0

0

06.12.2022 Устный опрос;

26.

Поразмышляем о
1
прочитанном.
Рассуждение: «Над чем
меня заставил
задуматься рассказ
Л.Толстого «Кавказский
пленник»?

0

0

08.12.2022 письменны ответ
на проблемный
вопрос;

27.

Урок внеклассного
чтения. С.Чёрный
"Кавказский пленник"

1

0

0

13.12.2022 Практическая
работа;

28.

А.Фет. Слово о поэте.
Чудесные мгновения
жизни природы в
стихотворениях
«Весенний дождь»,
"Чудная картина" .

1

1

0

15.12.2022 Практическая
работа;
анализ языковых
средств
выразительности;

29.

Природа и человек в
лирике Ф.И.Тютчева
"Зима недаром злится",
"Весенние воды", "Как
весел грохот летних
бурь", "Есть в осени
первоначальной"

1

0

0

20.12.2022 оформление
странички
читательского
дневника;

30.

Образ родной природы в 1
стихах Есенина: «Поёт
зима – аукает», «Нивы
сжаты, рощи голы», "С
добрым утром" и др.

0

0

22.12.2022 Стихотворение
наизусть ( по
выбору);

31.

Поэты ХХ века о
1
Родине, родной природе
и о себе. И.Бунин
"Помню - долгий
зимний вечер.
Н.М.Рубцов - "Родная
деревня"

0

0

27.12.2022 Индивидуальные
заданияпрезентации;

32.

Жанровое своеобразие
юмористических
рассказов А.П. Чехова
"Хирургия"

1

0

0

29.12.2022 Устный опрос;

33.

Герои-путешественники 1
в рассказе Чехова
"Мальчики"

0

0

10.01.2023 оформление
странички
читательского
дневника;

34.

М. М. Зощенко рассказ
«Галоша», сатира на
бюрократию

1

0

0

12.01.2023 отзыв по фильму;

35.

Мир детства в рассазах
М. Зощенко "Ёлка",
"Лёля и Митька" и др

1

1

0

17.01.2023 Оформление
странички
читательского
дневника;

36.

Отношения человека и
природы в рассказах
К.Г.Паустовского
"Тёплый хлеб", "Заячьи
лапы"

1

0

0

19.01.2023 Устный опрос;

37.

М.М.Пришвин. – сказка- 1
быль "Кладовая солнца".
Особенности жанра.

0

0.5

24.01.2023 Практическая
работа;

38.

Природа и человек:
тропа Митраши испытания героя

1

0

0.5

26.01.2023 Ответ на
проблемный
вопрос;

39.

Природа и человек:
1
тропа Насти - испытание
героини

0

0

31.01.2023 Ответ на
проблемный
вопрос;

40.

«Великий храм
1
природы» в сказке-были
«Кладовая солнца».
Смысл названия повести

0

0.5

02.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

41.

А.П.Платонов. Рассказ
«Никита». Мир глазами
ребёнка.

1

0

0.5

07.02.2023 Устный опрос;

42.

В.П.Астафьев. Сведения 1
о писателе.
Автобиографический
рассказ «Васюткино
озеро». Мир природы в
рассказе.

0

0

09.02.2023 составление
плана;

43.

Становление характера
героя в трудной
ситуации в рассказе
«Васюткино озеро».

1

0

0

14.02.2023 Характеристика
героя с цитатами
из текста;

44.

Человек на войне.
Ю.Яковлев "Девочка с
Васильевского острова"
- тема блокадного
Ленинграда.

1

0

0

16.02.2023 Оформление
странички в
читательском
дневнике;

45.

Ребёнок на войне - по
1
произведению
В.П.Катаева "Сын
полка". Смысл названия,
идея рассказа

0

0

21.02.2023 Устный опрос;

46.

Поэты о Великой
Отечественной войне.
А.Твардовский "Рассказ
танкиста"

1

0

0

23.02.2023 Анализ языковых
средств
выразительности
в лирике;

47.

Тема подвига во имя
Родины. К.Симонов
"Сын артиллериста",
"Майор привёз
мальчишку на лафете"

1

0

0

28.02.2023 выразительное
чтение стихов;
работа над
интонацией;

48.

Тема детства.
В.Г.Короленко "Дети
подземелья" ("В дурном
обществе". Отец и сын.
Портрет как средство
характеристики героев

1

0

0

02.03.2023 Устный опрос;

49.

Тема дружбы в повести
В.Г.Короленко - Вася ,
Валек и Маруся.

1

1

0

07.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

50.

Глава "Кукла" кульминация повести.
Идея доброты и
сострадания

1

0

0

09.03.2023 оформление
странички
читательского
дневника;

51.

Идея душевной красоты
в рассказе Ю.Яковлева
"Богульник"

1

0

0

14.03.2023 объяснить смысл
заголовка
рассказа;

52.

Тема взросления
подростка и осознания
жизненных ценностей в
повести В.Крапивина
"Колыбельная для
брата"

1

0

0

16.03.2023 оформление
странички
читательского
дневника;

53.

Произведения
приключенческого
жанра. К.Булычёв
"Девочка, с которой
ничего не случится"

1

0

0

21.03.2023 Устный опрос;

54.

Литература народов РФ. 1
Стихотворения
Р.Гамзатова "Песня
соловья", М.Карима
"Эту песню мать мне
пела"

0

0

23.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

55.

Г.Х.Андерсен. "Снежная 1
королева" - Кай и Герда
- история отношений

0

0

04.04.2023 Устный опрос;

56.

Символический смысл
фантастических образов
в сказке "Снежная
королева"

1

0

0

06.04.2023 Письменный
контроль;

57.

Кто и что помогло Герде 1
победить? Идея сказки
"Снежная королева"

0

0

11.04.2023 Мини-сочинение
;

58.

Зарубежная сказочная
1
проза. Л.Кэрролл "Алиса
в стране чудес"

0

0

13.04.2023 Устный опрос;

59.

Что понимает за время
своего путешествия
Алиса?

0

0

18.04.2023 Формулировка
вывода-идеи ;

1

60.

Зарубежная проза о
детях и подростках.
М.Твен "Приключения
Тома Сойера"

1

0

0

20.04.2023 анализ
избранных глав;

61.

Том Сойер и его друзья.
Неповторимый мир
детства. Анализ
избранных глав

1

0

0

25.04.2023 оформление
странички
читательского
дневника;

62.

Джек Лондон. Трудная,
но интересная жизнь
(слово о писателе).
«Сказание о Кише».
Мастерство писателя в
изображении
экстремальных
жизненных ситуаций.

1

0

0

27.04.2023 Устный опрос;

63.

Д.Лондон. «Сказание о
Кише»: что значит быть
взрослым? Черты
характера героя
(смелость, мужество,
изобретательность,
смекалка, чувство
собственного
достоинства).

1

0

0

02.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

64.

Ульф Старк "Умеешь ли 1
ты свистеть, Йоханна" отношения поколений:
дедушка и внук

0

0

04.05.2023 Устный опрос;

65.

Идея гуманизма, смысл
финала "трогательного"
рассказа У.Старк

1

0

0

10.05.2023 оформление
странички
читательского
дневника;

66.

Зарубежная
1
приключенческая проза.
Роман Жюль Верна по
выбору

0

0

12.05.2023 Устный опрос;

67.

Д.Дефо "Робинзон
Крузо" - жизненные
установки, помогшие
герою выжить на
необитаемом острове

0

0

16.05.2023 выводрассуждение;

1

68.

Зарубежная проза о
животных. Э. СетонТомпсон "Арно"

1

0

0

18.05.2023 Устный опрос;

69.

Годовая контрольная
1
работа. Защита проектов

1

0

23.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

70.

Резерв. Литература и
театр - содружество
искусств (просмотр и
обсуждение детского
спектакля)

0

0

25.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

1

71.

1

72.

1

73.

1

74.

1

75.

1

76.

1

77.

1

78.

1

79.

1

80.

1

81.

1

82.

1

83.

1

84.

1

85.

1

86.

1

87.

1

88.

1

89.

1

90.

1

91.

1

92.

1

93.

1

94.

1

95.

1

96.

1

97.

1

98.

1

99.

1

100.

1

101.

1

102.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

5

4.5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В. Я. Коровина, И. С. Збарский
ЛИТЕРАТУРА 5 класс Методические советы Под редакцией В. И. Коровина
• М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория, история, словарь. М, Айрис-пресс, 2012
Статьи из методических журналов "Литература в школе", "Урок литературы"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российский образовательный ресурс
Инфо-уроки по литературе
экранизации по произведениям программы курса

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
компьютер, проектор, экран
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Электронные таблицы и словари


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».