МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
От
МАОУ – лицей № 173
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________И
______________Куницкая СВ
Руководитель МО
Протокол №2
Приказ №1
______________Иванов И.И.
от "2" 2 2 г.
от "2" 22022 г.
Протокол №1
от "12" 052022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1830123)
учебного предмета
«Музыка»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Власова Ирина Сергеевна
учитель музыки
Екатеринбург 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.
В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной
области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю).
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Весь мир звучит.
1
0
0
01.09.2022 Устный
опрос;
2.
Звукоряд. Интонация.
1
0
0
09.09.2022 Устный
опрос;
3.
Ритм. Ритмический рисунок.
1
0
0
16.09.2022 Устный
опрос;
4.
Размер. Музыкальный язык.
1
0
0
23.09.2022 Устный
опрос;
5.
Высота звуков.
1
0
0
30.09.2022 Устный
опрос;
6.
Мелодия. Сопровождение.
1
0
0
07.10.2022 Устный
опрос;
7.
Русский фольклор. Русские
народные музыкальные
инструменты.
1
0
0
14.10.2022 Устный
опрос;
8.
Композиторы — детям.
1
0
0
21.10.2022 Устный
опрос;
9.
Музыкальная сказка на сцене, на 1
экране.
0
0
28.10.2022 Устный
опрос;
10. Балет. Хореография — искусство 1
танца.
0
0
11.11.2022 Устный
опрос;
11. Сказки, мифы и легенды.
1
0
0
18.11.2022 Устный
опрос;
12. Народные праздники.
1
0
0
25.11.2022 Устный
опрос;
13. Музыкальные портреты.
1
0
0
02.12.2022 Устный
опрос;
14. Какой же праздник без музыки?
1
0
0
08.12.2022 Устный
опрос;
15. Программная музыка.
1
0
0
15.12.2022 Устный
опрос;
16. Песня.
1
0
0
22.12.2022 Устный
опрос;
17. Край, в котором ты живёшь.
1
0
0
29.12.2022 Устный
опрос;
18. Песни, обряды, музыкальные
инструменты.
1
0
0
12.01.2023 Устный
опрос;
19. Русские народные песни
(трудовые, солдатские,
хороводные и др.).
1
0
0
19.01.2023 Устный
опрос;
20. Инструментальные наигрыши.
1
0
0
26.01.2023 Устный
опрос;
21. Жанры музыкального
фольклора.
1
0
0
02.02.2023 Устный
опрос;
22. Народные праздники.
1
0
0
16.02.2023 Устный
опрос;
23. Музыка, создающая настроение
праздника.
1
0
0
24.02.2023 Устный
опрос;
24. Музыка, создающая настроение
праздника.
1
0
0
02.03.2023 Устный
опрос;
25. Музыка в цирке, на уличном
шествии, спортивном празднике
1
0
0
09.03.2023 Устный
опрос;
26. Программная музыка.
1
0
0
16.03.2023 Устный
опрос;
27. Программное название,
известный сюжет.
1
0
0
23.03.2023 Устный
опрос;
28. Музыкальные инструменты.
1
0
0
06.04.2023 Устный
опрос;
29. Флейта. Предки современной
флейты. Легенда о нимфе
Сиринкс. Музыка для флейты
соло, флейты в сопровождении
фортепиано, оркестра.
1
0
0
13.04.2023 Устный
опрос;
30. Опера. Главные герои и номера
оперного спектакля.
1
0
0
20.04.2023 Устный
опрос;
31. Ария, хор, сцена, увертюра —
оркестровое вступление.
1
0
0
27.04.2023 Устный
опрос;
32. Музыка народов Европы.
1
0
0
04.05.2023 Устный
опрос;
33. Музыка Японии и Китая.
1
0
0
18.05.2023 Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4
классы : пособие
для учителей общеобразоват. организаций / [Г. П. Сергеева,
Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина]. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 64 с
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Музыкальные инструменты
http://www.obsolete.com/120_years/ - электронные музыкальные инструменты
http://www.music-instrument.ru/ - виртуальный музей музыкальных инструментов
http://eomi.ws/bowed/ - энциклопедия музыкальных инструментов, при описании каждого инструмента
даются основные сведения, устройство, происхождение и видеофрагменты с исполнением.
http://pan-flute.com
http://frenchcorn.narod.ru/ - сайт о валторне
http://grenada.al.ru/enciklopedia/sg.htm - энциклопедия музыкальных инструментов народного ансамбля
Гренада. 98 инструментов, среди которых Агого, Аль Уд, Анклунг, Гуиро, змеиная флейта, рубоб.
Есть разделы фонотека и библиотека
http://www.virtualmuseum.ca/Exhibitions/Instruments/Francais/plan_du_site_fr.html Traditions and Musical Instruments of the Francophonie (Канада) (сайт на французском языке)
http://soros.novgorod.ru/projects/Toolkit/toolkit.htm - древнерусский музыкальный инструментарий
http://folkinst.narod.ru/ - история русских народных инструментов. Музыкальные файлы в исполнении
на русских народных инструментах. Например, шизгара в исполнении ансамбля народной музыки.
http://www.musicinventions.org/ http://musicmavericks.publicradio.org/features/feature_partch.html на сайте реализована технология игры на музыкальном инструменте.
Представлены 27 инструментов сделанных Гари Партчем.
http://www.gemueseorchester.org – венский овощной оркестр
http://www.music.iastate.edu/antiqua/instrumt.html - средневековые инструменты и инструменты эпохи
Возрождения
http://www.genkienglish.net/genkijapan/koto.htm - сайт посвящен японскому инструменту кото. На сайте
есть flash-модуль, на котором можно исполнить японскую песню «Сакура»
http://www.buckle.com/static/bscene/games/drums/drums.html – виртуальная ударная установка
http://www.kenbrashear.com/ - виртуальная ударная установка
http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?
src=222/consultant_resources/music/v2/siotankal/cleosiotanka2903.html - виртуальная флейта
(американская)
http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?
src=811/consultants_resources/music/kalman/timbre.html – объяснение понятия тембр с показом
изменения тембра цимбал в зависимости от типа палочек, или игры приемом пиццикато
http://www.giveusahome.co.uk/kidscorner/xylophone/Xylophone.html - виртуальный ксилофон
http://ngfl.northumberland.gov.uk/music/orchestra/default.htm - виртуальный оркестр
http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?
src=328/consultants_resources/music/nwemf/nwemf.html+ - видеофрагменты исполнения на старинных
инструментах
В музыкальном театре
http://www.philharmonia.spb.ru - сайт Санкт-Петрбургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича
http://www.mariinsky.ru/ - сайт Мариинского театра
http://www.opera.km.ru/
http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/intro.php - сайт Венской оперы
http://www.belcanto.ru/music.html
http://itopera.narod.ru/music.html - сайт посвящен оперному творчеству Джузеппе Верди
http://www.belcanto.ru/
http://www.musicals.ru/ - в разделе коллекции - ноты мюзиклов
http://frenchmusicals.narod.ru/ -французские мюзиклы (клавиры и mp3), ссылки на официальные сайты
мюзиклов.
Песня, песня, песня
http://www.bard.ru/ - авторская песня
http://www.plus-msk.ru/ - коллекция минусовок mp3
http://forums.minus-fanera.com http://fanerka.com/ - минусовки, караоке
http://www.mp3minus.ru/ - минусовки (оплата 0,9S через мобильный телефон)
http://songkino.ru/ - Песни из кинофильмов
http://grushin.samara.ru/ - всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина
http://www.bards.ru/
http://vysotsky.russian.ru/ - народная библиотека Владимира Высоцкого. Более 750 стихотворных
текстов, 13 прозаических текстов, 450 аудиоматериалов, 81 монолог, 37 маршрутов, информация о 38
фильмах с участием
http://sovmusic.ru/ - песни советского периода, рубрикатор содержит песни о труде, песни о Родине,
Интернационал, революционные, песни о Че Геваре, пионерские песни и т.п.
http://mokrousov.samnet.ru/ - сайт посвящен страницам жизни и творчества выдающегося советского
композитора Бориса Андреевича Мокроусова.
http://retro.samnet.ru/ - виртуальная ретро-фонотека. Музей истории советской массовой песни.
http://www.rusromans.com/ - театр русского романса
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийные обучающие
программы; Электронные учебники; Мультимедиапроектор; музыкальные инструменты; Экраннозвуковые пособия; печатные пособия.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
нотная тетрадь, музыкальные инструменты.