Рабочая программа учебного предмета Музыка 1 класс (2022-2023 по обновлённому ФГОС)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

От

МАОУ – лицей № 173

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________И

______________Куницкая СВ

Руководитель МО

Протокол №2

Приказ №1

______________Иванов И.И.

от "2" 2 2 г.

от "2" 22022 г.

Протокол №1
от "12" 052022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1830123)
учебного предмета
«Музыка»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Власова Ирина Сергеевна
учитель музыки

Екатеринбург 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.
В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной
области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю).

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Весь мир звучит.

1

0

0

01.09.2022 Устный
опрос;

2.

Звукоряд. Интонация.

1

0

0

09.09.2022 Устный
опрос;

3.

Ритм. Ритмический рисунок.

1

0

0

16.09.2022 Устный
опрос;

4.

Размер. Музыкальный язык.

1

0

0

23.09.2022 Устный
опрос;

5.

Высота звуков.

1

0

0

30.09.2022 Устный
опрос;

6.

Мелодия. Сопровождение.

1

0

0

07.10.2022 Устный
опрос;

7.

Русский фольклор. Русские
народные музыкальные
инструменты.

1

0

0

14.10.2022 Устный
опрос;

8.

Композиторы — детям.

1

0

0

21.10.2022 Устный
опрос;

9.

Музыкальная сказка на сцене, на 1
экране.

0

0

28.10.2022 Устный
опрос;

10. Балет. Хореография — искусство 1
танца.

0

0

11.11.2022 Устный
опрос;

11. Сказки, мифы и легенды.

1

0

0

18.11.2022 Устный
опрос;

12. Народные праздники.

1

0

0

25.11.2022 Устный
опрос;

13. Музыкальные портреты.

1

0

0

02.12.2022 Устный
опрос;

14. Какой же праздник без музыки?

1

0

0

08.12.2022 Устный
опрос;

15. Программная музыка.

1

0

0

15.12.2022 Устный
опрос;

16. Песня.

1

0

0

22.12.2022 Устный
опрос;

17. Край, в котором ты живёшь.

1

0

0

29.12.2022 Устный
опрос;

18. Песни, обряды, музыкальные
инструменты.

1

0

0

12.01.2023 Устный
опрос;

19. Русские народные песни
(трудовые, солдатские,
хороводные и др.).

1

0

0

19.01.2023 Устный
опрос;

20. Инструментальные наигрыши.

1

0

0

26.01.2023 Устный
опрос;

21. Жанры музыкального
фольклора.

1

0

0

02.02.2023 Устный
опрос;

22. Народные праздники.

1

0

0

16.02.2023 Устный
опрос;

23. Музыка, создающая настроение
праздника.

1

0

0

24.02.2023 Устный
опрос;

24. Музыка, создающая настроение
праздника.

1

0

0

02.03.2023 Устный
опрос;

25. Музыка в цирке, на уличном
шествии, спортивном празднике

1

0

0

09.03.2023 Устный
опрос;

26. Программная музыка.

1

0

0

16.03.2023 Устный
опрос;

27. Программное название,
известный сюжет.

1

0

0

23.03.2023 Устный
опрос;

28. Музыкальные инструменты.

1

0

0

06.04.2023 Устный
опрос;

29. Флейта. Предки современной
флейты. Легенда о нимфе
Сиринкс. Музыка для флейты
соло, флейты в сопровождении
фортепиано, оркестра.

1

0

0

13.04.2023 Устный
опрос;

30. Опера. Главные герои и номера
оперного спектакля.

1

0

0

20.04.2023 Устный
опрос;

31. Ария, хор, сцена, увертюра —
оркестровое вступление.

1

0

0

27.04.2023 Устный
опрос;

32. Музыка народов Европы.

1

0

0

04.05.2023 Устный
опрос;

33. Музыка Японии и Китая.

1

0

0

18.05.2023 Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4
классы : пособие
для учителей общеобразоват. организаций / [Г. П. Сергеева,
Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина]. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 64 с
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Музыкальные инструменты
http://www.obsolete.com/120_years/ - электронные музыкальные инструменты
http://www.music-instrument.ru/ - виртуальный музей музыкальных инструментов
http://eomi.ws/bowed/ - энциклопедия музыкальных инструментов, при описании каждого инструмента
даются основные сведения, устройство, происхождение и видеофрагменты с исполнением.
http://pan-flute.com
http://frenchcorn.narod.ru/ - сайт о валторне
http://grenada.al.ru/enciklopedia/sg.htm - энциклопедия музыкальных инструментов народного ансамбля
Гренада. 98 инструментов, среди которых Агого, Аль Уд, Анклунг, Гуиро, змеиная флейта, рубоб.
Есть разделы фонотека и библиотека
http://www.virtualmuseum.ca/Exhibitions/Instruments/Francais/plan_du_site_fr.html Traditions and Musical Instruments of the Francophonie (Канада) (сайт на французском языке)
http://soros.novgorod.ru/projects/Toolkit/toolkit.htm - древнерусский музыкальный инструментарий
http://folkinst.narod.ru/ - история русских народных инструментов. Музыкальные файлы в исполнении
на русских народных инструментах. Например, шизгара в исполнении ансамбля народной музыки.
http://www.musicinventions.org/ http://musicmavericks.publicradio.org/features/feature_partch.html на сайте реализована технология игры на музыкальном инструменте.
Представлены 27 инструментов сделанных Гари Партчем.

http://www.gemueseorchester.org – венский овощной оркестр
http://www.music.iastate.edu/antiqua/instrumt.html - средневековые инструменты и инструменты эпохи
Возрождения
http://www.genkienglish.net/genkijapan/koto.htm - сайт посвящен японскому инструменту кото. На сайте
есть flash-модуль, на котором можно исполнить японскую песню «Сакура»
http://www.buckle.com/static/bscene/games/drums/drums.html – виртуальная ударная установка
http://www.kenbrashear.com/ - виртуальная ударная установка
http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?
src=222/consultant_resources/music/v2/siotankal/cleosiotanka2903.html - виртуальная флейта
(американская)
http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?
src=811/consultants_resources/music/kalman/timbre.html – объяснение понятия тембр с показом
изменения тембра цимбал в зависимости от типа палочек, или игры приемом пиццикато
http://www.giveusahome.co.uk/kidscorner/xylophone/Xylophone.html - виртуальный ксилофон
http://ngfl.northumberland.gov.uk/music/orchestra/default.htm - виртуальный оркестр
http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?
src=328/consultants_resources/music/nwemf/nwemf.html+ - видеофрагменты исполнения на старинных
инструментах

В музыкальном театре
http://www.philharmonia.spb.ru - сайт Санкт-Петрбургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича
http://www.mariinsky.ru/ - сайт Мариинского театра
http://www.opera.km.ru/
http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/intro.php - сайт Венской оперы
http://www.belcanto.ru/music.html
http://itopera.narod.ru/music.html - сайт посвящен оперному творчеству Джузеппе Верди
http://www.belcanto.ru/

http://www.musicals.ru/ - в разделе коллекции - ноты мюзиклов
http://frenchmusicals.narod.ru/ -французские мюзиклы (клавиры и mp3), ссылки на официальные сайты
мюзиклов.

Песня, песня, песня
http://www.bard.ru/ - авторская песня
http://www.plus-msk.ru/ - коллекция минусовок mp3
http://forums.minus-fanera.com http://fanerka.com/ - минусовки, караоке
http://www.mp3minus.ru/ - минусовки (оплата 0,9S через мобильный телефон)
http://songkino.ru/ - Песни из кинофильмов
http://grushin.samara.ru/ - всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина
http://www.bards.ru/
http://vysotsky.russian.ru/ - народная библиотека Владимира Высоцкого. Более 750 стихотворных
текстов, 13 прозаических текстов, 450 аудиоматериалов, 81 монолог, 37 маршрутов, информация о 38
фильмах с участием
http://sovmusic.ru/ - песни советского периода, рубрикатор содержит песни о труде, песни о Родине,
Интернационал, революционные, песни о Че Геваре, пионерские песни и т.п.
http://mokrousov.samnet.ru/ - сайт посвящен страницам жизни и творчества выдающегося советского
композитора Бориса Андреевича Мокроусова.
http://retro.samnet.ru/ - виртуальная ретро-фонотека. Музей истории советской массовой песни.
http://www.rusromans.com/ - театр русского романса

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийные обучающие
программы; Электронные учебники; Мультимедиапроектор; музыкальные инструменты; Экраннозвуковые пособия; печатные пособия.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
нотная тетрадь, музыкальные инструменты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».