ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ № 173
____________________________________________________________________
620144, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: liceum-173@yandex.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Математика»
Начального общего образования
(ФГОС НОО)
для 1 класса начального общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Уровень: базовый
1
МАТЕМАТИКА
Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область
«Математика и информатика») включает пояснительную записку, содержание
учебного предмета «Математика» для 1классов
начальной школы,
планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на
уровне начального общего образования и тематическое планирование
изучения курса.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению
младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы
к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных
учебных
действий
(УУД)
—
познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать
средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается
пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных
универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с
информацией».С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности
строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия,
саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения идоброжелательности при
налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными
средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных
действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная
деятельность».
Планируемые
результаты
включают
личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по
всем разделам (темам) содержания обучения 1 класса, а также раскрываются
методы и формы организации обучения и характеристика видов деятельности,
которые
целесообразно использовать при изучении той или иной
программной темы (раздела). Представлены также способы организации
2
дифференцированного обучения.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в
развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий на математическом
материале, первоначальное овладение математическим языком станут
фундаментом обученияв основном звене школы, а также будут востребованы в
жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение
следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1.
Освоение начальных математических знаний — понимание
значения величин и способов их измерения; использование арифметических
способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать
учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий.
2.
Формирование функциональной математической грамотности
младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта
решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, построенных на
понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических
действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3.
Обеспечение математического развития младшего школьника —
формирование
способности
к
интеллектуальной
деятельности,
пространственного воображения, математической речи; умение строить
рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и
неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров,
оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4.
Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к
изучению математики и умственному труду; важнейших качеств
интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного
мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования
математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых
результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со
становлением личности младшего школьника:
1)
понимание математических отношений выступает средством
познания закономерностей существования окружающего мира, фактов,
процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология
событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение
формы, размера и т. д.);
2)
математические представления о числах, величинах,
геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений
природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и
культуры, объекты природы);
3)
владение математическим языком, элементами алгоритмического
мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную
3
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические
цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности
предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить,
определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их
расположения во времени ив пространстве. Осознанию младшим школьником
многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что
облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с
разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица,
диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются
школьником при изучении других учебных предметов (количественные и
пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование
графических форм представления информации). Приобретённые учеником
умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и
письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности
выполнения действий, а также различение, называние, изображение
геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина,
периметр, площадь) становятсяпоказателями сформированной функциональной
грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего
обучения в основном звене школы.
В учебном плане на изучение математики в 1 классе начальной школы
отводится 4 часа в неделю— 132 часа.
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основное содержание обучения в примерной программе представлено
разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые
задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры»,
«Математическая информация».
1 КЛАСС
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта.Десяток.
Счёт предметов, запись результата цифрами. Число ицифра 0 при измерении,
вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и
двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр;
установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов
действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как
действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи
по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой
задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве:
слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных
отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника,
прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с
помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в
сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы
объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному
признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение,
продолжение ряда.
,Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные
относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение
5
данного из строки, столбца; внесение одного-двух данныхв таблицу. Чтение
рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных
величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением,
измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия
(пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
—наблюдать математические объекты (числа, величины) в
окружающем мире;
—обнаруживать общее и различное в записи арифметических
действий;
—понимать назначение и необходимость использования величин в
жизни;
—наблюдать действие измерительных приборов;
—сравнивать два объекта, два числа;
—распределять объекты на группы по заданному основанию;
—копировать изученные фигуры, рисовать от руки по
собственному замыслу;
—приводить примеры чисел, геометрических фигур;
—вести порядковый и количественный счет (соблюдать
последовательность).
Работа с информацией:
—понимать, что математические явления могут быть представлены с
помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
—читать таблицу, извлекать информацию, представленную в
табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру,
последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
—комментировать ход сравнения двух объектов;
—описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое
отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в
пространстве.
—различать и использовать математические знаки;
—строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
—принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
—действовать в соответствии с предложенным образцом,
инструкцией;
—проявлять интерес к проверке результатов решения учебнойзадачи, с
помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
—проверять правильность вычисления с помощью другого приёма
выполнения действия.
6
Совместная деятельность:
—участвовать в парной работе с математическим материалом;
выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с
мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в
соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность
оказывают влияние темп деятельности ребенка, скорость психического
созревания, особенности формирования учебной деятельности (способность к
целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтрольи т.
д.).
Планируемые результаты освоения программы по математике в 1 классе,
отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также
они включают отдельные результаты в области становления личностных
качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты
на этом этапе обучения. Тем самым подчеркивается, что становление
личностных
новообразований и универсальных учебных действий
осуществляется средствами математического содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в 1 классе у
обучающегося начнут формироваться следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к
жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития
способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать
или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
осваивать
навыки
организации
безопасного
поведения
в
информационной среде;
применять математику для решения практических задач в
повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам,
детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать
в
ситуациях,
расширяющих
опыт
применения
математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к
интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении
поставленных задач, умение преодолеватьтрудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для рационального и эффективного
7
решения учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути
устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и
умения;
пользоваться разнообразными информационными средствами для
решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем,
задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе у обучающегося
формироваться следующие универсальные учебные действия.
начинают
Универсальные познавательные учебные действия:
1. Базовые логические действия:
1)
устанавливать связи и зависимости между математическими
объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
2)
применять базовые логические универсальные действия:
сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
3)
приобретать практические графические и измерительные
навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
4)
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели,
схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной
учебной проблемой.
2. Базовые исследовательские действия:
1)
проявлять способность ориентироваться в учебном материале
разных разделов курса математики;
2)
понимать и адекватно использовать математическую
терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения
учебных и практических задач;
3)
применять изученные методы познания (измерение,
моделирование, перебор вариантов)
3. Работа с информацией:
1)
находить и использовать для решения учебных задач
текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной
среды;
2)
читать, интерпретировать графически представленную
информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
3)
представлять информацию в заданной форме (дополнять
таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
4)
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые
электронные средства и источники информации.
8
Универсальные коммуникативные учебные действия:
1)
конструировать утверждения, проверять их истинность;
строить логическое рассуждение;
2)
использовать текст задания для объяснения способа и хода
решения математической задачи; формулировать ответ;
3)
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
4)
объяснять полученный ответ с использованием изученной
терминологии;
5)
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —
задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
6)
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного
вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к
примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины
отрезка);
7)
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять,
исправлять деформированные; составлять по аналогии;
8)
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные
типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1. Самоорганизация:
1)
планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность учебных действий;
2)
выполнять правила безопасного использования электронных
средств, предлагаемых в процессе обучения.
2. Самоконтроль:
1)
осуществлять контроль процесса и результата своей
деятельности; объективно оценивать их;
2)
выбирать и при необходимости корректировать способы
действий;
3)
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины,
вести поиск путей преодоления ошибок;
3.
Самооценка:
1)
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным);
2)
оценивать рациональность своих действий, давать им
качественную характеристику.
Совместная деятельность:
1)
участвовать в совместной деятельности: распределять работу
между членами группы (например, в случае решения задач, требующих
перебора большого количества вариантов, приведения примеров и
9
контрпримеров); согласовывать мненияв ходе поиска доказательств, выбора
рационального способа, анализа информации;
2)
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых
действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
1)
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до
20;
2)
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый
номер объекта;
3)
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное
число;
4)
выполнять арифметические действия сложения и вычитанияв
пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток;
5)
называть и различать компоненты действий сложения
(слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
6)
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и
вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
7)
сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними
соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
8)
знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять
длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
9)
различать число и цифру;
10)
распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,
прямоугольник (квадрат), отрезок;
11)
устанавливать между объектами соотношения: слева/справа,
дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
12)
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
13)
группировать объекты по заданному признаку; находить и
называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
14)
различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в
таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
15)
сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);
16)
распределять объекты на две группы по заданному основанию.
10