1
2
Содержание
1.
Целевой раздел дополнительной общеообразовательной
общеразвивающей программы
4
1.1.
Пояснительная записка
3
1.1.1.
Цели
и
задачи
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
8
1.1.2.
Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
10
1.2.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Современный танец для детей школьного возраста»
12
1.2.2.
Дополнительная
общеобразовательная
программа «Дельфиненок»
общеразвивающая
14
1.2.3.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Клуб друзей хорошего настроения»
16
1.2.4.
Дополнительная
общеобразовательная
программа «Играем, некогда скучать!»
общеразвивающая
17
1.2.5.
Дополнительная
общеобразовательная
программа «Предшкольная ступенька»
общеразвивающая
19
1.3.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
20
2.
Содержательный
раздел
дополнительной
общеообразовательной общеразвивающей программы
21
2.1.
Система оценки достижения планируемых результатов в области
21
1.2.1.
формирования
и
развития
УУД.
Особенности
13
оценки
личностных результатов
2.2.
Содержание общеобразовательных общеразвивающих программ
дополнительного образования
24
3
3.
Организационный
раздел
дополнительной
24
общеообразовательной общеразвивающей программы
3.1.
Учебный план дополнительного образования
3.2.
Материально-техническое
обеспечение
24
дополнительной
29
общеобразовательной общеразвивающей программы
3.3.
Мониторинг
эффективности
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
30
4
1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – Лицей
№173 (далее - ДООП МАОУ –Лицей №173) разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании);
Федерального закона от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г., зарегистрированных Министерством юстиции
Российской Федерации 18.12.2020г., регистрационный номер 61573;
Концепция развития
дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р)( далее – Концепция развития дополнительного образования детей;
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
30.11.2016 № 11);
5
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461
ПП «О Региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области»;
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503
ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
от
26.06.2019
рекомендаций
№
«Правила
70-Д
«Об
утверждении
персонифицированного
методических
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03. 2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
образовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
№34-Д
от
27.01.2020
«О
проведении
сертификации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для
включения
в
Реестр
сертифицированных
дополнительных
общеобразовательных программ в Свердловской области в 2020 году»
(Приложение №2 Требования к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области);
Правил
оказания
платных
образовательных
услуг,
утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020
№1441;
Устава МАОУ – Лицей №173;
Положения о дополнительном образовании МАОУ – Лицей №173.
ДООП МАОУ –Лицей №173 определяет содержание и организацию
образовательного
процесса
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам в учреждении.
Развитие системы дополнительного образования детей является одной из
приоритетных задач государственной политики в сфере образования. Система
дополнительного образования детей способствует развитию склонностей,
способностей и интересов социального и профессионального самоопределения
детей и молодежи. Дополнительное образование детей – целенаправленный
процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных
оказания
общеобразовательных
дополнительных
общеразвивающих
образовательных
услуг
и
программ,
информационно-
образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, государства.
7
Система
дополнительного
образования
в
МАОУ-лицей
№173
предоставляет собой интеграцию двух автономных модулей: бюджетные
программы дополнительного образования и платные образовательные услуги.
Система дополнительного образования в Лицее
выступает как
педагогическая структура, которая:
– максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
– обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и
личностную значимость обучающихся;
– дает шанс каждому открыть себя как личность; – предоставляет ученику
возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном
темпе;
– налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования
на принципах реального гуманизма;
– побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
– обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
ДООП МАОУ – Лицей №173 соответствует основным принципам
государственной политики РФ в области образования:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, с
учетом индивидуальности национальных культур, региональных культурных
традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
8
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающихся научно обоснованной картины мира и
соответствие
применяемых
технологий
возрастным
особенностям
обучающихся и воспитанников;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами
независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности;
– недопустимость подмены образовательной деятельности, финансируемой за
счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской
Федерации,
местных
бюджетов
оказанием
платных
дополнительных образовательных услуг.
1.1.1 Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
9
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для
всестороннего
удовлетворения
потребностей
учащихся
и
развития
их
индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и
творчеству.
Задачи:
изучение и удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
дополнительном
образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и
методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения,
особенностей его социокультурного окружения;
сохранение психического и физического здоровья учащихся;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их
нравственных качеств и социальной активности;
развитие
творческого
потенциала
личности,
формирование
нового
социального опыта и профессиональное самоопределение;
воспитания уважения к истории, культуре своего и других народов и
ориентация в информационном пространстве;
10
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, обучающихся в объединениях по интересам.
1.1.2
Принципы
и
подходы
к
формированию
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотивации
личности
к
познанию
и
творчеству,
реализация
дополнительных
образовательных программ в интересах развития личности.
Дополнительное
образование – практико-ориентированная форма организации культурносозидательной деятельности ребенка с преобладающим проектно-проблемным
типом деятельности, который является базовой технологией развивающего
образования.
При организации дополнительного образования детей Лицей опирается на
следующие приоритетные принципы:
– принцип непрерывности и преемственности;
– принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования,
– принцип вариативности;
– принцип гуманизации и индивидуализации;
– принцип творчества;
– принцип разновозрастного единства;
– принцип открытости системы;
– принцип добровольности;
– принцип деятельностного подхода.
В основе реализации ДООП МАОУ – Лицей №173 лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
11
культур
и
уважения
его
многонационального,
полилингвального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения
социально
желаемого
уровня
(результата)
личностного
и
познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования —
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения
при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества
и расширение зоны ближайшего развития.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя образовательной организации,
формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких
нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение
к культуре;
12
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
-
рекреационная
–
организация
содержательного
досуга
как
сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов
ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха
в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков
воспроизводства
социальных
связей
и
личностных
качеств,
необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
К
числу
планируемых
результатов
освоения
дополнительной
образовательной программы отнесены: личностные результаты, которые
формируются за счёт реализации программ отдельных учебных курсов;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные).
13
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программ всех без
исключения
учебных
курсов,
предметные
результаты
—
освоенный
обучающимися в ходе изучения учебных курсов опыт специфической для каждого
курса по получению нового знания.
1.2.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Современный танец для детей школьного возраста»
Направленность: художественная
Форма предоставления: бюджет
Возрастная категория обучающихся: 7-13 лет
Планируемые результаты.
Личностные:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе творческой деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах
культурного наследия;
формирование мотивации к самовыражению с помощью обучения детей
творческой хореографической
деятельности, осуществляемой по законам
красоты.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
14
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
формирование
основ
музыкальной
культуры
обучающихся
как
неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с
музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,
самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе
осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда;
Коммуникативные УУД:
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Предметные:
приобретение необходимых теоретических знаний;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов
мира,
классическому
и
современному
музыкальному
и
хореографическому наследию;
подготовка учащихся к конкурсным мероприятиям.
1.2.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дельфиненок»
Направленность: физкультурно - спортивная
Форма предоставления: внебюджет
15
Возрастная категория обучающихся: 7-10 лет
Планируемые результаты.
Личностные:
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
приобретение опыта организации самостоятельных систематических
занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и
профилактики травматизма;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении
занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
Коммуникативные УУД:
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в команде;
16
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Предметные:
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники плавания;
повышение физической выносливости.
1.2.3. Дополнительная общеообразовательная общеразвивающая программа
«Клуб друзей хорошего настроения»
Направленность: социально-гуманитарная
Форма предоставления: внебюджет
Возрастная категория обучающихся: 7-8 лет
Планируемые результаты.
Личностные:
формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и
познавательные
мотивы;
овладение
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
Познавательные УУД:
17
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью
учителя; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений.
Коммуникативные УУД:
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности.
Предметные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в
том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач.
1.2.4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Играем, некогда скучать!»
Направленность: социально-гуманитарная
Форма предоставления: внебюджет
Возрастная категория обучающихся: 7-8 лет
Планируемые результаты.
Личностные:
формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы; овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
18
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
Познавательные УУД:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью
учителя; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений.
Коммуникативные УУД:
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности.
Предметные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в
том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели
19
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач.
1.2.5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Предшкольная ступенька»
Направленность: социально-гуманитарная
Форма предоставления: внебюджет
Возрастная категория обучающихся: дошкольник (6 лет)
Планируемые результаты.
Личностные:
формирование основ базовой культуры личности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные:
20
обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
всестороннее развитие психических и физических качеств будущих
первоклассников.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
Стартовый
(позволяющий
определить
исходный
уровень
развития
учащихся);
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль - в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания;
самооценка и самоконтроль;
21
определение учеником границ своего «знания -
незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в
зачётном листе учителя, в личном портфолио обучающегося, в индивидуальном
маршрутном листе (в рамках накопительной
рейтинговой системы оценки
результатов образовательной деятельности). Для оценки эффективности занятий
можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей
за
работой
учащихся
на
других
уроках
(повышение
активности,
работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Промежуточная и итоговая аттестация не проводится.
2. Содержательный раздел дополнительной общеообразовательной
общеразвивающей программы
2.1. Система оценки достижения планируемых результатов в области
формирования и развития УУД.
Особенности оценки личностных результатов
22
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов,
представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия»
программы формирования универсальных учебных действий. Формирование
личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов
образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую
семьёй и школой.
Основным
объектом
оценки
личностных
результатов
служит
сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие
три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления
профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностносмысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных
отношений, правосознание.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка
достижения
метапредметных
планируемых
результатов
результатов
представляет
освоения
собой
оценку
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. Основным объектом оценки
метапредметных результатов является:
-
способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
-
способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
23
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе
различных процедур.
Критериями оценки сформированности универсальных
учебных действий у обучающихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень
развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления
познавательной деятельностью учащихся.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Технологии развития универсальных учебных действий
Также как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе
лежит системно-деятельностный подход. Среди технологий, методов и приёмов
развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации,
которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть
построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.
Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена
такими ситуациями, как:
-
ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует
оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать
умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в
качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация,
представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать
информацию для нахождения более простого способа её решения);
24
- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым
решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг
возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной
деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность.
2.2. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Программы отдельных учебных курсов представлены в виде рабочих
программ по предметам согласно перечню, программ отдельных учебных
предметов который определен учебным планом дополнительного образования.
Рабочие программы являются обязательным приложением к ДООП.
3. Организационный раздел дополнительной общеообразовательной
общеразвивающей программы
3.1. Учебный план дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования является неотъемлемой
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
МАОУ – Лицей №173, ежегодно корректируется с учетом образовательного
запроса
участников
образовательных
отношений
и
возможностей
образовательной организации.
Учебный план дополнительного образования отражает приоритеты и
опирается на основные концептуальные идеи образовательного учреждения.
Развитие и становление системы дополнительного образования детей в МАОУ –
Лицей №173 - процесс эволюционный, опирающийся на многолетний опыт
внеурочной
воспитательной
деятельности.
Сложившиеся
на
практике
направления воспитательной деятельности сохраняются, развиваются, создавая в
школе современную социокультурную среду для наиболее свободной реализации
задач образования, воспитания, развития личности.
25
Дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, МАОУ –
Лицей №173 предоставляются жителям микрорайона ОО, детям 6-17 летнего
возраста с целью:
реализации возможности выбора учащимися и их родителями учебных и
развивающих программ и полного развития творческих способностей
детей;
организации свободного времени и развития потенциала учащихся во
второй половине дня;
повышения уровня эффективности дополнительного образовательного
процесса.
Режим оказания дополнительных образовательных услуг.
Организация образовательной деятельности регламентируется годовым
учебно- производственным планом и графиком проведения занятий в порядке
оказания дополнительных образовательных услуг в 2021/2022 учебном году,
которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением
самостоятельно.
Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в
соответствии
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Устава
образовательного учреждения:
Занятия
проводятся
после
обязательного
перерыва,
продолжительностью не менее 40 минут, между окончанием
последнего урока и началом занятий.
Занятия состоят из академических часов, продолжительность которых
составляет:
в дошкольных группах - 30 минут;
1 - 4 классах - 40 минут;
26
5 - 11 классах - 40 минут; в 9-11 классах допустимо проведение двух
занятий подряд с перерывом не менее 10 минут (академическая пара).
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
практические занятия;
деловые и ролевые игры;
диалоги, диспуты, беседы;
аудио и видео уроки;
работа в сети Интернет;
организация творческой работы;
открытые уроки для родителей.
Предоставление услуг начинается по мере формирования групп.
Структура учебного плана
Структура учебного плана включает учебные курсы, перечень которых
формируется на основе анализа запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей) с учетом возможностей образовательной организации.
Перечень бюджетных программ дополнительного образования:
«Современный
танец
для
детей
школьного
возраста»
(художественная направленность).
Перечень платных образовательных услуг:
а) реализация общеразвивающих программ для детей 6 лет: «Предшкольная
ступенька» социально – гуманитарной направленности
(Подпрограммы:
«Веселый счет», «АБВГДейка», «Мои волшебные пальчики», «Ритмика»,
«Учимся, играя»);
б) реализация общеразвивающих программ различной направленности:
социально – гуманитарной направленности:
«Клуб друзей хорошего настроения» (Подпрограммы: «Подвижные
игры», «Мир вокруг нас», «Про всё на свете»),
27
«Играем, некогда скучать!» (Подпрограммы: «Конструирование»,
«Игры с песком», «Звонкие голоса», «Читаем вместе», «В творческой
мастерской», «Занимательный час», «Мир танца», «Подвижные
игры», «Занимательные игры»);
физкультурно – спортивной направленности: «Дельфиненок.
Учебный план
2021 – 2022 уч.г.
Наименование программы
Кол-во часов
Итого за год
в нед.
Бюджет:
3ч.
110ч.
«Современный танец для детей школьного 6ч.
220ч.
возраста»
9ч.
330ч.
«Дельфинёнок - 1»
1ч.
23 ч.
«Дельфинёнок - 2»
2ч.
46 ч.
«Клуб друзей хорошего настроения»:
15ч
539ч.:
1. «Подвижные игры»
5ч
180ч
2. «Мир вокруг нас»
5ч
180ч
3. «Про всё на свете»
5ч
179ч
15ч.:
438 ч.:
1. «Конструирование»
1ч.
29ч
2. «Мир танца»
1ч.
29ч
3. «Звонкие голоса»
2ч.
58ч
4. «Читаем вместе»
1ч.
29ч
5. «Творческая мастерская»
2ч.
58ч
6. «Занимательный час»
1ч.
29ч
7. «Игры с песком»
1ч.
29ч
Внебюджет:
«Играем, некогда скучать!»:
28
8. «Занимательные игры»
2ч.
58ч
9. «Подвижные игры»
4ч.
119 ч
8ч.:
224ч.:
1. «Веселый счёт»
2ч.
56 ч.
2. «АБВГДейка»
2ч.
56 ч.
3. «Мои волшебные пальчики»
2ч.
56 ч.
4. Ритмика
1ч.
28 ч.
5. «Учимся, играя»
1ч.
28 ч.
«Предшкольная ступенька»:
Таким образом, образовательный
процесс ориентирован не только на
передачу определенных знаний, умений и навыков, сколько на развитие
обучающегося, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких
качеств
личности,
как
инициативность,
самодеятельность,
фантазия,
индивидуальность. Этот процесс немыслим без интеграции урочной и внеурочной
работы
со
сложившейся
и
развивающейся
системой
дополнительного
образования. Поэтому при составлении учебного плана дополнительного
образования
соблюдались
преемственность
между
уровнями
обучения,
сбалансированность между направленностями. Кроме того, учитывались
интересы
обучающихся,
социальный
заказ
родителей
(или
законных
представителей), возможности самого образовательного учреждения (наличие
квалифицированных специалистов, соответствующее материально-технического
обеспечения образовательного процесса, наличие программно-методического
обеспечения).
В каникулярный период учебный процесс в объединениях может
продолжаться в форме проведения поездок, экскурсий, посещения выставок,
концертов и спортивных соревнований. Во время подготовки общешкольных и
29
городских мероприятий работа объединений дополнительного образования
осуществляется по особому графику.
МАОУ – Лицей №173 предоставляет дополнительные образовательные
услуги по следующим уровням:
I уровень - формирование базовых знаний, умений и навыков – «школа
начинающего», включает детские объединения дополнительного образования
первого года работы;
II уровень - совершенствование и углубление навыков интеллектуальной и
творческой деятельности;
III уровень - формирование первичных профессиональных навыков –
«школа мастерства».
Организация дополнительного образования детей в МАОУ – Лицей №173
решает проблему мотивации личности к познанию и творчеству, через
реализацию программ дополнительного образования детей.
3.2.
Материально-техническое
обеспечение
дополнительной
общеообразовательной общеразвивающей программы
Для
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ МАОУ-лицей №173 располагает спортивным залом
со спортивным инвентарем, бассейном, игровой комнатой, актовым залом,
библиотекой, стадионом с
кабинетом
ИЗО-студии,
баскетбольной площадкой,
музыки.
Учебные
специализированным
кабинеты
оборудованными
компьютерной техникой с подключением к локальной сети Интернет.
В процессе реализации Программы произойдет:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
30
укрепление связи между семьёй и школой.
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
программ дополнительного образования представлены в рабочих программах
соответствующих курсов.
3.3. Мониторинг эффективности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Целью
мониторинговых
исследований
является
создание
системы
организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей
результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного
образования по следующим критериям: Задача диагностики – выяснить уровень
удовлетворенности предоставляемыми дополнительными образовательными
услугами участников образовательных отношений. Объекты мониторинга:
1. Диагностика эффективности дополнительного образования школьников
(оценка востребованности форм и мероприятий кружковой работы/курсов;
сохранность контингента всех направлений дополнительного образования;
анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления
удовлетворённости воспитательными мероприятиями).
2. Личность самого воспитанника (динамика качественных изменений по
результатам самооценки).
3. Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер
межличностных отношений).