Рабочая программа ВД НОО Умникам и Умницам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМНИКАМ И УМНИЦАМ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи
с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем).

Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, явления;
 обобщать, делать несложные выводы;
 классифицировать явления, предметы;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 давать определения тем или иным понятиям;
 определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
 выявлять функциональные отношения между понятиями;
 выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
В курсе «Юным умникам и умницам» создана система учебных заданий и задач,
направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью
усиления их математического развития.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой
и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и

определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается
основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями,
учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на
формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение
задания).
МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
 «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти,
повышается
устойчивость
внимания,
ускоряется
решение
элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
 Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции,
окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебнопознавательной деятельности.



Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так
необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,
углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности,
выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что
степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
 Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
 Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или
построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами.
Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать
предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только
подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и
формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление,
моделирование и штриховка предметов, и попутное составление ребятами небольших
рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием,
способ развития речи и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую
моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№

Тема занятия

занятия

Кол-во
часов

I четверть – 9 часов
1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на начало года.

1

2-3

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

2

4-5

Развитие концентрации внимания.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.
II четверть – 7 часов

2

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

6-7
8-9

10-11
12-13

2
2

2

14-15
16-17

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.

2
1

III четверть – 10 часов
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических
способностей.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.

1

20

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.

1

21

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.

1

22

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

23

Развитие логического мышления.

1

24

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.

1

25

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических
способностей.

1

26

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.

1

27

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.

1

28

Поиск закономерностей.

1

18
19

1

IV четверть – 8 часов
29

Поиск закономерностей.

1

30

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

31

Развитие логического мышления.

1

32

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения
рассуждать и анализировать.

1

33

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических
способностей.

1

34

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения
рассуждать и анализировать

1

35

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.

1

Итого 35 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».