Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:1 ГОД
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
7) соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к
новому содержанию и новым способам познания;
- числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам
познания;
-адекватного
понимания
причин
успешности
проектно-исследовательской
деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на
основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении
моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры
действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат
действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить
варианты решения познавательной задачи.
Познавательные
универсальные
учебные
действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять
главное; -осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
10)
-устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под
понятие; -устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и
проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения,
стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в
высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции
своего действия; -контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
-цели и задачи исследовательской деятельности;
- как проводить исследование;
- -источники информации;- требования к оформлению работ;
- -оформление работы;
-как делать презентацию;
- как проводить тематические учебные исследования.
Обучающиеся должны уметь:
- характеризовать понятие «исследование», «исследователи»;
- использовать основной круг понятий при проведении исследования «этапы
работы»,
- «методы исследования», «тема исследования», «предмет исследования»,
«научный факт»;
- описывать и сравнивать основные методы исследования;
- «Использовать различные источники информации;
- соблюдать правила оформления списка используемой литературы;
- владеть
основными
методами
исследования
«эксперимент»,
«наблюдение», «анкетирование»;
- осуществлять мыслительные операции «анализ», «синтез», «сравнение»,
«обобщение»,
«выводы»;
- отбирать материал для темы исследования;
- соблюдать требования к оформлению работы;
- представлять результаты своей работы в виде доклада;
- уметь делать презентацию;
- проводить исследования по разным темам;
- оформлять работы правильно, последовательно.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Узнаём» (9 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления:
памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в
пространстве и т.д.
«Исследуем» (9ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков,
необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети
знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим» (10ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об
исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний,
развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные
наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем» (7ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного
исследования, развитие личности ребёнка, способной к
самореализации и
самоутверждению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (35 ЧАСОВ)
Содержание блока, раздела
№
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над
проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.
Проблема. Решение проблемы
Выбор темы твоего исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над
проектом. Сбор информации
Практическая работа. Создание мини-постера
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
Количество
часов
2
2
2
2
4
6
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-28
29-30
31-32
33-35
Программа МРР. Анимация. Настройка анимации
Программа МРР. Дизайн
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
Практическое занятие. Составление первой презентации по
заданному тексту
Подготовка проектной документации к выступлению на
конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
Пробное выступление пред незнакомой аудиторией.
Твои впечатления от работы над проектом
Пожелания будущим проектантам
Советы на лето от Мудрого Дельфина
4
4
4
6
4
2
4
2
2
3