Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
срок реализации 1 год
Направление: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
Екатеринбург
2021
1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
9 класс
ФГОС ООО
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Направление: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся
в проектной деятельности и освоение, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в
ходе которого обучающийся сможет:
овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль,
рефлексия учебной деятельности);
сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений;
научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с
учетом устойчивых учебно-познавательных интересов;
сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре,
традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;
освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт
участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций;
развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил
поведения на дороге.
Метапредметные результаты
В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении
(способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются:
планировать решение задачи, выбирать метод для решения и определять необходимые
ресурсы;
2
проводить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости
уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые
способы решения;
выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с
аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать
различные пути решения;
выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики
запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на
основе заданных критериев; видеть слабые и сильные стороны полученного результата и
своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других,
совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.
В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в
образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационнокоммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются:
исходя из задачи получения информации:
Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы
получения информации; работать в поисковых системах Интернета, со справочными и
другими бумажными источниками; проводить самостоятельные наблюдения и
эксперименты;
Находить в сообщении информацию и конкретные сведения, разъяснение значения слова,
основную идею, указание на время и место действия, описание отношений между
упоминаемыми лицами, их объяснение, обобщение и установление связей между
событиями;
Оценивать правдоподобность сообщения, выявлять отношение автора к происходящим
событиям и использованные им приемы;
Выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной
задачи, отсеивать лишние данные;
Обнаруживать недостаточность или неясность данных, формулировать вопросы учителю с
указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
Сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во
внешних источниках, выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;
исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:
Планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм представления
информации (текст, рисунок, анимация, таблица, схема, фотография, видео, презентация и
другое) и инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения
эффективного создания сообщения;
Обрабатывать имеющиеся сообщения: преобразовывать запись устного сообщения,
интервью в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов, кратко
резюмировать, комментировать, выделять основные линии, иллюстрировать и
преобразовывать в наглядную форму;
Создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых на
изображениях, фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и
событий, понятий, связи между ними;
3
Фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (при решении
математической
задачи,
формулировке
вывода
эксперимента,
обосновании
технологического решения);
Участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их
позиции, ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты будут достигнуты;
исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст,
чертеж, виртуальная модель);
исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и
действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством.
В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы
задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии
коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению
собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются:
способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в
умениях:
Привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению;
Понять и принять другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его
целей;
Оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями и
нормами общественной жизни;
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях:
Строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, выдерживающее
предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному
вопросу;
Читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности и с разными
стилистическими особенностями;
Оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и
осваивать недостающие для этого средства;
способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:
Осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели
участников, учитывать различия и противоречия в них;
Планировать взаимодействие;
Оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных
результатов;
способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:
Находить пути разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного
конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса.
В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно
создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою
образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и
адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:
строить собственную индивидуальную образовательную траекторию на последующих
этапах обучения;
4
определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение
по определенной обучающимся траектории;
оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении цели;
обладать развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов;
проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать
продуктивные методы рефлексии.
В результате изучения учебного предмета будут сформированы личностные, познавательные,
коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества
и умения учиться в общении.
Основным результатом освоения учебного курса является успешная защита индивидуального
итогового проекта выпускника основной школы.
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Что такое «проектная деятельность»? Цель и содержание. Развитие проектной деятельности в
России и за рубежом.
Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практикоориентированные проекты, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру
контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные,
недельные, годичные.
От проблемы – к цели
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины
возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ
проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость,
прозрачность, реалистичность. Цели, преследуемые при работе над информационным проектом. Понятие
результата. Результаты работы с информационным проектом.
Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление
(планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени,
необходимого для их выполнения.
«Паспорт проекта». Заполнение паспорта проекта, создание базы данных и электронных рабочих
папок для хранения результатов работы по проекту.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с
информационным проектом.
Работа с информационными источниками
Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные
документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные
источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска
информации в каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения
информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок. Способы
первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями.
Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними.
Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и
диаграмм. Оформление числовых данных.
Представление информации
Оформление ссылок. Библиографические правила цитирования источников. Создание
библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме.
Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и
диаграмм. Оформление числовых данных.
Презентация продукта.
6
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня;
представление веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению.
Методы привлечения внимания аудитории. Работа с вопросами. Поведение выступающего при
вопросах. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление. Требования к защите индивидуального итогового проекта выпускника
основной школы.
Анализ результатов работы
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные
шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные»
и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть
трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
занятия
1
Введение.
2–3
4–5
Количество
часов
Что такое «проектная деятельность»? Цель и содержание.
1
Развитие проектной деятельности в России и за рубежом.
Виды проектов и их особенности. Информационный
проект,
исследовательский
проект,
практикоориентированные проекты, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности,
по комплексности и характеру контактов: монопроекты,
межпредметные; по продолжительности: мини-проекты,
краткосрочные, недельные, годичные.
От проблемы – к
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие
2
цели
реального и желаемого. Причины возникновения проблем.
Выбор темы информационного проекта. Понятие
проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации.
Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке:
измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность,
реалистичность. Цели, преследуемые при работе над
информационным
проектом.
Понятие
результата.
Результаты работы с информационным проектом.
Планирование
деятельности.
Постановка
задач,
адекватных
цели.
Пошаговое
представление
(планирование)
деятельности.
Хронологическая
последовательность действий и расчет времени,
необходимого для их выполнения.
«Паспорт проекта». Заполнение паспорта проекта,
создание базы данных и электронных рабочих папок для
хранения результатов работы по проекту.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды
ресурсов, полезных для работы с информационным
проектом.
Работа с
Виды информационных источников. Справочники,
2
информационными учебники, статьи, монографии, архивные документы,
источниками
статистические материалы, Интернет, электронные
Содержание
7
№
занятия
6
Тема
Представление
информации
7–8
Презентация
продукта.
9
Анализ
результатов
работы
Содержание
издания, радио и телевизионные источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге.
Виды каталогов. Параметры поиска информации в
каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной
литературы. Способы размещения информации в
справочной литературе. Поиск и отбор информации.
Оформление ссылок. Способы первичной обработки
информации. Чтение текста с маркированием. Работа с
терминами и понятиями.
Работа со статистическим материалом. Статистические
таблицы и приемы работы с ними.
Дизайн информации. Представление информации в виде
таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм.
Оформление числовых данных.
Оформление
ссылок.
Библиографические
правила
цитирования источников. Создание библиографического
описания первоисточников при цитировании документов в
различной форме.
Дизайн информации. Представление информации в виде
таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм.
Оформление числовых данных.
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача
изданного информационного бюллетеня; представление
веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению.
Методы привлечения внимания аудитории. Работа с
вопросами. Поведение выступающего при вопросах.
Форма вопроса и форма ответа.
Публичное
выступление.
Требования
к
защите
индивидуального итогового проекта выпускника основной
школы.
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия
приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы.
Способы оценивания работ. Критерии и процедура
оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые»
стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться.
Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач.
Оценка собственного продвижения.
Количество
часов
1
2
1
Итого: 9 ч.
8