Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЯ РОССИИ В ЛИЦАХ»
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
срок реализации 1 год
Направление: Общеинтеллектуальное
Екатеринбург
2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
«ИСТОРИЯ РОССИИ В ЛИЦАХ»
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
срок реализации 1 год
Направление: Общеинтеллектуальное
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения курса:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
представление о деятельности и роли исторических личностей в
истории России;
знакомство с биографиями ведущих деятелей культуры, политических,
общественных, государственных деятелей России.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Земля русская
Тема 1. Рюрик. Первые князья
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская
теория, её роль в русской истории.
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь
в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути
“из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её
соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа
управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин.
Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай.
Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 2. Владимир Святой и первые святые на Руси
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно
Солнышко.
Первая
междоусобица
на
Руси
и
победа
Владимира
Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как
русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица
на Руси после смерти Владимира Святославича.
Борис и Глеб – князья мученики.
Тема 3. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного
положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что
охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность
Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт.
Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение
династических связей в пределах Европы.
Тема 4. Князья периода феодальной раздробленности
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств.
Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и
зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в
Боголюбове.
Всеволод
Большое
Гнездо.
Галицко-Волынские
земли.
Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий.
Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность
Новгородской государственности.
Тема 5. Александр Невский
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя.
Борьба против шведских и немецких рыцарей. .
Раздел 2. Московская Русь
Тема 1. Иван Калита
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало
Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба
за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы
расширения владений.
Тема 2. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью.
Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Сергий Радонежский.
Тема 3. Иван III
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь
всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга
Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и
Нил Сорский.
Тема 4. Иван IV Грозный
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев,
митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост
территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических
отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и
“Домострой”.
Опричнина
как
средство
утверждения
самодержавной
деспотии. Культура и быт.
Раздел 3. Россия в XVII веке
Тема 1. Борис Годунов
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества.
Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Тема 2. Минин и Пожарский
Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование
народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на
духовную жизнь общества.
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший).
Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение
крестьянства.
Тема 3 Церковный раскол - Никон и Аввакум
Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзьявраги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.
Раздел 4. Россия в XVIII веке
Тема 1. Петр Первый и «Птенцы гнезда Петрова»”
Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги
Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре
войны.
Итоги
экономического
развития.
Дело
царевича
Алексея.
Публицистика.
Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич
Макаров. Александр Данилович Меншиков
Тема 2. Екатерина Великая
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление
крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Тема 3. Емельян Пугачев
Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после
Пугачева.
Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов
Тема 1. Екатерина Великая.
Внутренняя и внешняя политика. Народные волнения. Пугачевщина.
Тема 2. Александр I и Сперанский М.М.
“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые
друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя
политика.)
Сперанский
М.М.
Деятельность
Государственный
Совет.
государственного
деятеля.
в
Александро-Невской
Стремительный
В
должности
взлет
пензенского
семинарии.
выдающегося
губернатора.
Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.
Тема 3-6.
Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Николай I
- умный и расчетливый политик. Александр П. Отмена крепостного права и
либеральные реформы. Александр III и Николай II. Контрреформы
Александра III. Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти
была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало
сохранить самодержавие» (Н. Верт).
Раздел 6. Советская Россия 1918-1991 гг.
Тема 1. В. И. Ленин
Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. Роль
Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин глава советского правительства. Неоднозначность оценок личности Ленина и
его роли в российской истории. Каменев, Зиновьев, Троцкий, Сокольников,
Бухарин, Рыков. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны,
послевоенные судьбы.
Тема 3. Личности Гражданской войны
Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Красные командиры.
Политические портреты. Политические идеалы. Соратники В.И. Ленина и
политические процессы 30-х годов.
Тема 4. Сталин И.В.
Процесс по делу военных 1937 года и последствия для страны
большого террора. Кумиры и герои советских людей 1930 годы. И. В. Сталин
и Вторая мировая война.
Тема 5-6. Правители СССР и РФ.
Н.С. Хрущев, Л. И. Брежнев, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин.
Внутренняя и внешняя политика. Холодная война. Карибский кризис.
Период «разрядки. Гласность, Оттепель. Развал СССР.
Урок
1-2
3
4-5
6
7
8
9
10
1112
13
14
15
1618
1920
2122
23
26
27
28
29
3031
32
33
34
35
Название темы, раздела
Раздел 1. «Земля русская»
Призвание варягов. Рюрик . Первые князья. Олег. Игорь.
Княгиня Ольга. Святослав
Владимир Святой . Борис и Глеб – первые святые на
Руси
Ярослав Мудрый. Владимир Мономах
Князья периода феодальной раздробленности
Александр Невский
Раздел 2. Московская Русь
Иван Калита
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Иван III
Иван IV Грозный
Количество
часов
2
1
2
1
1
1
1
1
2
Раздел 3. Россия в XVII веке
Борис Годунов
Минин и Пожарский
Церковный раскол – Никон и Аввакум
Раздел 3. Россия в XVIII веке
Петр I. Птенцы гнезда Петрова
1
1
1
Александр I. Сперанский
2
Екатерина Великая
1
Емельян Пугачев
Раздел 5. Россия в XIX–XX веках
Николай 1
Александр II
Александр III и отмена крепостного права
Николай II. Падение монархии
Раздел 6. Советская Россия
В. И. Ленин
1
Личности Гражданской войны
Сталин И.В.
Н.С. Хрущев, Л. И. Брежнев.
М. С. Горбачев
1
1
1
1
3
1
1
2
1
2
Итого: 35 часов