Рабочая программа ВД ООО Выбор профиля - шаг к профессии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЫБОР ПРОФИЛЯ - ШАГ К ПРОФЕССИИ»
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
срок реализации 1 год
Направление: Социальное

Екатеринбург
2021

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 9 класса
«ВЫБОР ПРОФИЛЯ - ШАГ К ПРОФЕССИИ»
срок реализации 1 год
Направление: Социальное

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы:
1. повышение уровня готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к
профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и
возможностей рынка труда;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностей
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие
опыта участия в социально значимом труде;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6. участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, социальных и экономических особенностей;
7. развитие компетентности в решении проблем на основе личностного выбора,
формирование осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам;
8. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные УУД:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
2

учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов;
2) умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою
деятельность;
4) умение строить монологические высказывания;
5) умение задавать вопросы;
6) умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах,
оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты освоения программы
Ученик научится:
ориентироваться в профилях обучения;
ориентироваться в мире профессий;
классифицировать профессии по предмету и содержанию труда;
ориентироваться
в требованиях,
предъявляемых профессиями к
человеку с учетом распределения профессий по типам и классам;
5. ориентироваться
в требованиях,
предъявляемых профессиями к
физической форме и состоянию здоровья человека;
6. выбирать профиль обучения в соответствии с индивидуальными интересами и
способностями;
7. использовать алгоритм выбора профессии.
1.
2.
3.
4.

Ученик получит возможность научиться:
1. определять индивидуальные склонности и способности к изучению предметов
различных профилей;
2. определять личностные особенности и анализировать их с точки зрения выбора
области профессиональной деятельности;
3

3. выстраивать индивидуальный образовательный маршрут;
4. выстраивать индивидуальный профессиональный маршрут.

Содержание программы
МОДУЛЬ I.
ВЫБОР ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ (17 часов)

Современное общество, образование и профессия. Профиль обучения
Особенности индустриального и постиндустриального общества. Изменения,
происходящие в обществе и их влияние на жизнь человека. Слагаемые оценки труда
ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Профильное обучение в
старшей школе и пути профессионального образования. Понятие «профиль обучения».
Противоречия мира профессионального труда. Перспективы профессионального
становления в условиях региона. Понятия «профессия»,
«специальность», «специализация», «должность».
Формула выбора профессии. Подходы к выбору профиля обучения
Склонности и интересы обучающегося («хочу») в профессиональном выборе.
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Социальные
проблемы труда («надо»). Интересы, склонности, способности и задатки как факторы,
которые необходимо учитывать в выборе профиля обучения и профессии. Потребности
рынка труда в кадрах. Общие подходы к оценке способности личности к выбору
дальнейшего профиля обучения и выбору профессии. Структура и содержание портфолио
ученика.
Алгоритм выбора профиля обучения, маршруты обучения
Маршруты (направления) обучения. Профили обучения. Понятие «предпрофильная
подготовка». Понятие «уровня готовности к выбору профиля и профессии».
Необходимость знаний своих интересов, способностей, личностных особенностей.
Возможности их изучения (определения). Понятие «профессиональные пробы».
Профессиональные пробы как возможность оценки способности к самоанализу, анализу
профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Связь
компетенций, получаемых в процессе изучения учебных предметов и профессий, в
которых они могут быть использованы. Государственная итоговая аттестация.
Государственная итоговая аттестация (ГИА). Основной государственный экзамен (ОГЭ).
Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Обязательные экзамены и экзамены по выбору.
Связь выбираемых экзаменов маршрутов (направлений) и профилей обучения.
Информационно – технологический, математический маршрут
Общая характеристика маршрута, группы профессий, связанных с маршрутом:
информационные, технологические, математические. Типичные профессии. Основные
средства труда. Основные способности и умения. Школьные предметы профильного
обучения. Тест «Склонности к информационно-технологическому и математическому
профилю». Профессиональная проба «Способности к информационно-технологическому и
4

математическому профилю». Профессии маршрута в жизни общества. Внесение
информации в портфолио ученика.
Инженерно – технический (физико – технический) маршрут
Общая характеристика маршрута, группы профессий, связанных с маршрутом: научные
исследования и разработки, прикладное использование научных знаний. Типичные
профессии. Основные средства труда. Основные способности и умения. Школьные
предметы профильного обучения. Тест «Склонности к инженерно-технологическому
профилю». Профессиональная проба «Способности к инженерно-технологическому
профилю». Профессии маршрута в жизни общества. Внесение информации в портфолио
ученика.
Финансово – экономический маршрут
Общая характеристика маршрута, группы профессий, связанных с маршрутом:
управляющие, анализирующие, клиентоориентированные. Типичные профессии.
Основные средства труда. Основные способности и умения. Школьные предметы
профильного обучения. Тест «Склонности к финансово-экономическому профилю».
Профессиональная проба «Способности к финансово-экономическому профилю».
Профессии маршрута в жизни общества. Внесение информации в портфолио ученика.
Естественно – научный маршрут
Общая характеристика маршрута, группы профессий, связанных с маршрутом:
биологические, медицинские, химические, связанные с науками о Земле и материи
(физическая химия, геология, география, метеорология). Типичные профессии. Основные
средства труда. Основные способности и умения. Школьные предметы профильного
обучения. Тест «Склонности к естественно-научному профилю». Профессиональная проба
«Способности к естественно-научному профилю». Профессии маршрута в жизни
общества. Внесение информации в портфолио ученика.
Производственно – технологический маршрут
Общая характеристика маршрута, группы профессий, связанных с маршрутом:
специалисты-технологи,
специалисты-техники,
квалифицированные
рабочие.
Типичные профессии. Основные средства труда. Основные способности и умения.
Школьные предметы профильного обучения. Тест «Склонности к производственнотехнологическому профилю». Профессиональная проба «Способности к производственнотехнологическому профилю». Профессии маршрута в жизни общества. Внесение
информации в портфолио ученика.
Социально – гуманитарный маршрут
Общая характеристика маршрута, группы профессий, связанных с маршрутом:
«помогающие» (сопровождающие человека), «изучающие» (исследующие человека).
Типичные профессии. Основные средства труда. Основные способности и умения.
Школьные предметы профильного обучения. Тест «Склонности к социальногуманитарному профилю». Профессиональная проба «Способности к социально5

гуманитарному профилю». Профессии
информации в портфолио ученика.

маршрута

в

жизни

общества.

Внесение

Творческий маршрут
Общая характеристика маршрута, группы профессий, связанных с маршрутом: создание
новых произведений искусства, воспроизведение накопленного опыта, изучение и
описание искусства и творчества. Типичные профессии. Основные средства труда.
Основные способности и умения. Школьные предметы профильного обучения. Тест
«Склонности к творческому профилю». Профессиональная проба «Способности к
творческому профилю». Профессии маршрута в жизни общества. Внесение информации в
портфолио ученика.
Военно – спортивный маршрут
Общая характеристика маршрута, группы профессий, связанных с маршрутом: спортивная
деятельность, военное дело (безопасность). Типичные профессии. Основные средства
труда. Основные способности и умения. Школьные предметы профильного обучения.
Тест «Склонности к военно-спортивному профилю». Профессиональная проба
«Способности к военно-спортивному профилю». Профессии маршрута в жизни общества.
Внесение информации в портфолио ученика.
Мои интересы и склонности. Анкета «Профориентация»
Методика И.Л. Соломина «Профориентация» (в авторском варианте «Ориентация»,
профориентационный опросник - методика оценки профессиональных интересов и
способностей). Анкета «Ориентация» определяет профессиональную направленность
личности к определенной сфере деятельности. Опросник профориентации был разработан
петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Методика Соломина
применяется для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и
взрослых людей. Диагностика по методике Соломина. Выявление типов и классов
профессий, предполагающих наибольшую самореализацию личности обучающегося с
точки зрения его интересов и способностей. Анализ полученных данных. Связь
результатов диагностики с показателями предрасположенности к профилям обучения.
Показатели активности личности и уровня притязаний. Внесение информации в
портфолио ученика.
Связь учебных предметов и профессий. Методика «Профиль»
Характеристика профессий с точки зрения их связи с учебными предметами. Диагностика:
методика «Профиль». Анализ результатов диагностики для выбора профиля дальнейшего
обучения. Соотнесение профилей обучения, соответствующих примерной основной
образовательной программе среднего общего образования с результатами диагностики по
методике «Профиль». Внесение информации в портфолио ученика.
Профильное
обучение.
Естественно-научный,
гуманитарный,
социальноэкономический, технологический, универсальный профили среднего общего
образования. Индивидуальный образовательный маршрут
Понятие «профильное обучение». Профили среднего общего образования в соответствии
с примерной основной образовательной программой среднего общего образования.
6

Естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический,
универсальный профили среднего общего образования. Соотнесение маршрутов
(направлений) образования с профилями в соответствии с примерной основной
образовательной программой среднего общего образования. Выбор предметов для
изучения - построение индивидуального образовательного маршрута.
Возможности профессионального образования. Индивидуальный профессиональный
маршрут
Учреждения профессионального образования. Высшие учебные заведения. Учреждения
профессионального образования и профессиональное обучение. Этапы профессионального
образования. Документы, получаемые по итогам профессионального образования.
Направления профессиональной деятельности (профессии, специальности) по этапам
профессионального образования. Возможные маршруты получения профессии. Понятие
«индивидуальный профессиональный маршрут. Запасные варианты индивидуального
профессионального
маршрута.
Алгоритм
построения
индивидуального
профессионального маршрута. Варианты выбора продолжения образования по окончании
основной школы.
Ошибки в выборе профиля обучения и профессии
Типичные ошибки, которые совершают обучающиеся общеобразовательных учреждений
при выборе профиля обучения и профессии.
Выбор профиля обучения
Анализ материалов портфолио ученика. Определение профиля дальнейшего обучения.
Определение набора экзаменов по выбору на уровне основного общего образования.
Внесение информации в портфолио ученика.
МОДУЛЬ II.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА «ОБРАЗ Я»

(17 часов)
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности: ощущения и
восприятие
Образ «Я» как система представлений о себе. Виды ощущений. Свойства восприятия.
Развитие и тренировка органов чувств. Иллюзии
восприятия и их объяснение. Влияние свойств восприятия на профессиональную
деятельность. Примеры направлений профессиональной деятельности (профессий,
специальностей), зависящих от свойств восприятия. Структура раздела портфолио
ученика по определению индивидуальных особенностей обучающегося.
Внимание. Память
Влияние развития личности на способность активизировать и поддерживать внимание.
Свойства внимания. Способы активизации внимания. Влияние обстоятельств на усиление
и поддержание высокого уровня внимания. Способы тренировки внимания. Тестирование
7

и тренинг на внимание Влияние свойств внимания на выбор профессиональной
деятельности.
Виды памяти у человека. Долгосрочная, краткосрочная и оперативная память. Свойства
памяти. Тестирование и тренинги памяти. Активизация и тренировка памяти. Игры на
развитие памяти. Учет особенностей памяти при выборе профессиональной деятельности.
Внесение информации по диагностике внимания и памяти в портфолио ученика.
Профессиональные пробы по профессиям естественно – научного профиля
Приглашение специалистов учреждений среднего профессионального образования в ОУ
для проведения профессиональных проб. Организация имитационной игры.
Темперамент в профессиональном становлении личности
Общее представление о темпераменте. Типы темперамента. Типы нервной системы
человека. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их
проявления в учебной и профессиональной деятельности. Диагностика: определение типа
темперамента. Методика Айзенка. Формула темперамента. Методика А. Белова. Анализ
результатов диагностики. Внесение информации в портфолио ученика.
Познавательные процессы человека. Мышление. Типы мышления. Определение
типа мышления
Понятие о мышлении как познавательном процессе человека. Гибкость мышления.
Индивидуальные особенности мышления. Развитие мышления.
Диагностика: определение типа мышления. Методики: «Числовые ряды», «Выделение
существенных признаков», «Узоры». Анализ результатов диагностики. Внесение
информации в портфолио ученика.
Профессиональные пробы по профессиям технологического профиля
Приглашение специалистов учреждений среднего профессионального образования в ОУ
для проведения профессиональных проб. Организация имитационной игры.
Общение. Организаторские способности и коммуникативные склонности
Стратегия и тактика общения. Коммуникативные склонности и организаторские
способности. Влияние этих особенностей на выбор профессиональной деятельности.
Диагностика: определение коммуникативных склонностей и организаторских
способностей. Методика КОС- 1 (В.В. Синявский, В.А. Федорошин). Анализ результатов
диагностики.Внесение информации в портфолио ученика.
Профессиональные пробы по профессиям гуманитарного профиля
Приглашение специалистов учреждений среднего профессионального образования в ОУ
для проведения профессиональных проб. Организация имитационной игры.
Способности к компромиссным решениям. Требования к предпринимательской
деятельности
Способы выхода из конфликтной ситуации. Диагностика: определение ведущего способа
выхода из конфликта. Методика Томаса. Качества предпринимателя по методике Бодо
8

Шеффера «Способен ли ты стать предпринимателем?». Диагностика качеств
предпринимателя. Анализ результатов диагностики. Внесение информации в портфолио
ученика.
Профессиональные пробы по профессиям социально – экономического профиля
Приглашение специалистов учреждений среднего профессионального образования в ОУ
для проведения профессиональных проб. Организация имитационной игры.
Определение профессионального типа личности.
Понятие «профессионального типа личности». Виды профессиональных типов личности.
Диагностика по методике Дж. Голланда «Определение профессионального типа
личности».
Психогеометрия
Методика «Психогеометрия». Соотнесение результатов методик по определению
профессионального типа личности. Анализ результатов диагностики. Внесение
информации в портфолио ученика.
Соотнесение личностных особенностей и типов профессий.
Практическая работа по составлению портретов идеального профессионала по типам
профессий. Анализ личностных особенностей идеальных профессионалов в различных
типах профессий. Сопоставление собственных результатов диагностики с результатами
анализа. Выбор сферы деятельности, обоснование выбора. Внесение информации в
портфолио ученика.
Построение индивидуального профессионального маршрута
Перечень функций, выполняемых работниками конкретной специальности, требования к
работникам конкретной специальности (специальные и общечеловеческие). Оценка своих
возможностей – физических, психических, нравственных («Смогу ли я работать по этой
специальности?»). Уровень своих притязаний («Смогу ли я сделать успешную карьеру в
этой сфере деятельности?»).
Анализ полученных результатов. Анализ учреждений профессионального образования для
получения выбираемой профессии.
Практическая работа: Построение индивидуального профессионального маршрута.
Внесение информации в портфолио ученика.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

2

3
4

5
6
7
8
10
11
12
13

14

15

Раздел / тема

Колво
часов

Формы проведения занятий

Модуль I. Выбор профиля обучения (17 часов)
Современное
общество,
Беседа,
упражнения,
работа
с
образование ипрофессия.
1
ключевыми понятиями
Профиль обучения
Беседа, практикум
Формула выбора профессии.
«Составление
формулы
выбора
Подходы к выбору профиля
1
профессии»,
структурирование
обучения
портфолио, организация работы с
портфолио ученика
Алгоритм
выбора
профиля
Организация работы по технологии
1
обучения, маршруты обучения
тестирования и анализа результатов
Информационно
–
Тестирование, анализ результатов.
технологический, математический
1
Профессиональная проба
маршрут
Инженерно – технический (физико
Тестирование, анализ результатов.
– технический)
1
Профессиональная проба
маршрут
Финансово
–
экономический
Тестирование, анализ результатов.
1
маршрут
Профессиональная проба
Тестирование, анализ результатов.
Естественно – научный маршрут
1
Профессиональная проба
Производственно –
Тестирование, анализ результатов.
1
технологический маршрут
Профессиональная проба
Тестирование, анализ результатов.
Творческий маршрут
1
Профессиональная проба
Тестирование, анализ результатов.
1
Военно – спортивный маршрут
Профессиональная проба
Мои интересы и склонности.
Тестирование, анализ, работа с
1
Анкета «Профориентация»
портфолио ученика
Связь учебных предметов и
Тестирование, анализ, работа с
1
профессий. Методика «Профиль»
портфолио ученика
Профильное обучение.
Естественно
–
научный,
гуманитарный,
социальноПрактическая работа:
экономический, технологический,
Построение
индивидуального
1
универсальный профили СОО.
образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный
маршрут
Возможности профессионального
Беседа, упражнения по построению
образования.
индивидуального профессионального
1
Индивидуальный
маршрута
10

№
п/п

Раздел / тема
профессиональный маршрут

16

Ошибки при выборе
обучения и профессии

профиля

Колво
часов
1

Формы проведения занятий

Беседа, дискуссия

Практическая работа по результатам
диагностических материалов
Модуль II. Индивидуальныеособенности человека «образ Я» (17 часов)
Свойства нервной системы в
Беседа, работа с портфолио ученика
18 профессиональной деятельности:
1
ощущения и восприятие
Тестирование, анализ результатов,
19 Внимание. Память
1
тренинг
Профессиональные пробы по
Профессиональная
проба,
20 профессиям естественно1
имитационная игра
научного профиля
Беседа,
тестирование,
анализ
Темперамент в профессиональном
результатов, работа с портфолио
21
1
становлении личности
ученика
Познавательные
процессы
Беседа,
тестирование,
анализ
человека.
Мышление.
Типы
результатов, работа с портфолио
22
1
мышления. Определение типа
ученика
мышления
Профессиональные
пробы по
Профессиональная
проба,
технологического
23 профессиям
1
имитационная игра
профиля
Общение.
Организаторские
Беседа,
тестирование,
анализ
результатов, работа с портфолио
24 способности и коммуникативные
1
склонности
ученика
Профессиональные
пробы по
Профессиональная
проба,
гуманитарного
25 профессиям
1
имитационная игра
профиля
Способности к компромиссным
Беседа, тестирование,
анализ
решениям.
Требования
к
результатов, работа с портфолио
26
1
предпринимательской
ученика
деятельности
Профессиональные
Профессиональная
проба,
27 пробы по профессиям социально –
1
имитационная игра
экономического профиля
Определение профессионального
Беседа,
тестирование,
анализ
28
1
типа личности.
результатов.
Тестирование, работа с портфолио
29 Психогеометрия
1
ученика
личностных
Практическая
работа, работа
с
30 – Соотнесение
2
17

Выбор профиля обучения

1

11

КолФормы проведения занятий
во
часов портфолио ученика
особенностей и типов профессий
индивидуального
Практическая
работа, работа
с
32 – Построение
3
34 профессионального маршрута
портфолио ученика
ИТОГО: 34 часа
№
п/п
31

Раздел / тема

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».