Рабочая программа ВД ООО Азбука общения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука общения»
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
срок реализации 1 год
Направление: Общекультурное

Екатеринбург
2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука общения»
для учащихся 7 классов
срок реализации 1 год
Направление: Общекультурное
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные :
 Развивать творческие способности детей;
 Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и
взрослых;
 Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так
и поведения окружающих людей;
 знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением
расслаблением
 извлекать необходимую информацию из текста
 определять и формулировать цель в совместной работе
 учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
 осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
 реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
 планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
 соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
 наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
 обогатить представление о собственных возможностях и способностях
 учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
 оценивать правильность выполнения действий и корректировать
необходимости
 учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
 находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
 адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
 ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
 учиться контролировать свою речь и поступки
 учиться толерантному отношению к другому мнению
 учиться самостоятельно решать проблемы в общении
 осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
 формулировать своё собственное мнение и позицию

и

при

 учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Обучающиеся смогут узнать:


о

биполярных

качествах

личности

и

нравственных

нормах

поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих
достоинствах и недостатках;

о конфликтах и способах их разрешения;

об основных моделях коммуникативного поведения;

о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на
улице, в транспорте и др.


Обучающиеся смогут научиться :

соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других,
нравственные нормы поведения;

анализировать поступки свои и других людей;

вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

владеть коммуникативными моделями поведения, общения и
взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия замечания,
возражения, отвержения и т.д.
использовать нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в
магазине, на улице, в транспорте и др.;

адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания,
возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

адекватной самооценкю, ответственности за свои поступки;

взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«Азбука общения»
1.Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего
мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые
ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при
знакомстве.
2.Дом, в котором я живу.
Заочная экскурсия по дому.
Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций.
Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».
3.Моё любимое имя.
Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение.
Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации
совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов.
Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка.
Использование предметных картинок.
4.Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в
речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между
людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и
диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).
5.Как хорошо быть вместе!
Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и
поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к
собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра –
драматизация «Всё в порядке».
6.Внимательный ли ты слушатель?
Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что
слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты
слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная
пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению
«Овощи».
7.Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание
ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение:
«Что не так».
8.Винтики – конфеточки - мальчики и девочки.
Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила
социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры,
этюд, игровая ситуация.
9.Ссоры и споры.
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения
на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность.
Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд.
10.Вежливость - основа воспитанности.
Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие
вежливые слова вы знаете?
Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с
просьбой? Как можно поздороваться?
11.Мои умные помощники.
Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой,
жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти,
страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать
творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм.
Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.
Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения,
пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой
интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка
стихотворения, игра-пантомима.
12.Всё начинается со слова «Здравствуйте» .
Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное
употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную
эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.
Словесные игры.
13.Это слово говорят, если вас благодарят.
Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное
слово. Разыгрывание ролевой ситуации.
Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой
ситуации. Художественное слово.
14.Когда без извинения не обойтись?
Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как
находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения.
Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.
Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».
15.Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и
вести себя во время разговора).
Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно
развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть,
обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
16.У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону).
Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила
общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный
телефон».
17.В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) .
Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец».
Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.
18.К нам гости пришли!
Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации,
художественное слово.
Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.
19.Азбука общения.
Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо
слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение
(невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон»,
«Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча
«Голова и хвост змеи».
20.Волшебная палочка - это речь.
Наука «риторика», ее значение и история.
Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий
и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства,
состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость).
Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу.
21.Гостям всегда рады.
Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как
приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений.
Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила
приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли».
Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема
гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по
телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки
детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка
отрывка из сказки С.Маршака « Кошкин дом». Правила поведения в гостях.
22.Если с другом вышел в путь.
Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья».
Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».
Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение
«Давайте жить дружно».
Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.
23.Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья.

Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы
называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга?
Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь
своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом.
Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой
друг заболел. Что ты будешь делать?»
24.Почему люди ссорятся?
Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут
происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри
себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной
конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли
конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или
« Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио»,
«Отгадай» (на выбор ) .Притчи.
25.Правила поведения в столовой.
Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик».
Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за
столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за
столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую.
26.Правила поведения в библиотеке.
Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл
пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке.
Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг».
Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?»
Экскурсия в библиотеку.
27.Как дарить подарки?
Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок?
Правила этикета при получении подарка.
Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок»
( поздравление бабушке с приездом мартышки и попугая).
28.Культура общения
Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко
разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра
« Моя кошка делает вот так…». Формулирование правил речевого поведения.
Разыгрывание ситуаций.
29.Волшебные слова.
Чтение стихотворений. Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни
просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение ситуаций
(презентация). От чего зависит сила волшебных слов?
30.Да здравствует вежливость!
Что значит вежливость? Игра « Волшебные слова».
Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на
внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово».
Разучивание пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость –
это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать
вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится
теплее, радостнее.
31.Вежливый отказ
Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с
просьбой? Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев, «Подарите
крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами.
Разыгрывание ситуаций.

32.Правила общения с окружающими .
Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда
относятся доброжелательно.
Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня «
Птичий двор» (инсценировка)
-Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В
кругу симпатий». Игра
«Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание:
«Положительные и отрицательные качества личности человека».
Составление « Дерева вежливости».
33.Правила поведения на уроке и на перемене
Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич.
«Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах
поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки «Наш класс на
перемене».
34.Беседа по телефону
. Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Инсценировка отрывка
К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по
телефону.
35.Язык, мимика и жесты.
Из истории древней Греции и баснописце Эзопе. Игра «Актер». Какие жесты не
положены в обществе воспитанных людей? Инсценировка и анализ сказки Л.Мурра
«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Тематическое планирование
Название темы
Количество Количество Количество
часов
часов
часов
(всего)
(теория)
(практика)
Давайте познакомимся, друг
1
1
другу улыбнувшись!
Дом, в котором я живу
1
1
Моё любимое имя
1
1
Вежливая азбука. (Зачем
1
1
нужна вежливость?)
Как хорошо быть вместе!
1
1
Внимательный ли ты
1
1
слушатель?
Наш весёлый дружный класс 1
1
много разных в нём ребят.
Винтики – конфеточки 1
1
мальчики и девочки
Ссоры и споры
1
1
Мои умные помощники
1
1
Всё начинается со слова
1
1
«Здравствуйте»
Это слово говорят, если вас
1
1
благодарят
Как обратится с просьбой к
1
1
вам? (к тебе?)
Когда без извинения не
1
1

15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

обойтись
Слово - мостик понимания
между людьми (как слушать
собеседника и вести себя во время
разговора)
У меня зазвонил телефон
(Поговорим по телефону)
В магазин за покупками
(диалог продавца и покупателя)
К нам гости пришли!
Азбука общения
Волшебная палочка - это речь
Гостям всегда рады
Если с другом вышел в путь
Это - ты, а это – я, а это – все
мои друзья
Почему люди ссорятся?
Правила поведения в столовой
Правила поведения в
библиотеке
Как дарить подарки?
Культура общения
Волшебные слова
Да здравствует вежливость!
Вежливый отказ
Правила общения с
окружающими
Правила поведения на уроке и
на перемене
Беседа по телефону
Язык, мимика и жесты
Итого:

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
35

1

1
1
1

1

1
1
1

21

1
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».