Рабочая программа ВД СОО Физика в исследованиях

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ»
Среднего общего образования
(ФГОС СОО)
срок реализации 2 года
Направление: общеинтеллектуальное

Екатеринбург
2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:2 ГОДА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3.

Формирование

современному

уровню

целостного
развития

мировоззрения,

науки

и

соответствующего

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6.Развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11.Развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями
и другими поисковыми системами;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с



учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое



тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи



физических

методов;

анализировать

отдельные

этапы

проведения

исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;


ставить опыты по исследованию физических явлений или

физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку
из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.


понимать роль эксперимента в получении научной информации;



проводить исследование зависимостей физических величин с

использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;


проводить косвенные измерения физических величин: при

выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать
полученные результаты с учетом заданной точности измерений;


узнавать

анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
в

них

проявление

изученных

физических

явлений

или

закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;


понимать принципы действия машин, приборов и технических

устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;



использовать при выполнении учебных задач научно-популярную

литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:


осознавать ценность научных исследований, роль физики в

расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;


использовать приемы построения физических моделей, поиска и

формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;


сравнивать точность измерения физических величин по величине

их относительной погрешности при проведении прямых измерений;


самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования

физических величин с использованием различных способов измерения
физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного
поставленной

задаче,

проводить

оценку

достоверности

полученных

результатов;


воспринимать информацию физического содержания в научно-

популярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;


создавать собственные письменные и устные сообщения о

физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать

выступление

аудитории сверстников.

презентацией,

учитывая

особенности

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ»
10 класс
ТЕМА 1. Электромагнитные явления (16 часов)
Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя
электропроводка.

Техника

безопасности

при

работе

с

«бытовым

электричеством». Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество.
Фоторецепторы. Электрорецепторы. Биоэлектричество сна. Магнитное поле и
живые организмы. Использование магнитов в быту. Использование магнита
как металлоискателя. Радио. Телевидение. Влияние электромагнитного
излучения

на

электромагнитного

живой

организм.

излучения

Исследование

электробытовых

интенсивности

приборов

с

помощью

Кипение.

Вопросы

рентгеновской пленки.
ТЕМА 2. Тепловые явления (18 часов)
Виды

теплопередачи

в

быту.

безопасности в тепловых процессах.
Терморегуляторы.
посуды;

проверка

Диффузия.

Способы измерения температуры.

Значение цвета для оформления бытовых приборов,
работы

вентиляции;

ароматизация

помещения,

изготовление волосяного гигрометра. Насыщенный, ненасыщенный пар.
Влажность.

Значение

температурного

режима

и

влажности

для

жизнедеятельности человека.
11 класс
ТЕМА 3. Механические колебания и волны (4 часа)
Механические колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце
и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскоп и
фонендоскоп. Выстукивание – как один из способов определения размеров
внутренних органов и их состояния. Звук как средство восприятия и передачи
информации. Орган слуха. Область слышимости звука. Голосовой аппарат
человека. Характеристики голоса человека. Ультразвук и инфразвук.
Физические основы ультразвукового исследования человека. Звуки природы.

ТЕМА 4. Оптические явления (30 часов)
Фотометрия.

Световой

поток.

Законы

освещенности.

Законы

геометрической оптики. Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале
и в системе зеркал. Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула
тонкой линзы. Строение глаза человека. Физические основы зрения человека.
Дефекты зрения и способы их исправления. Расчет параметров линзы и
изображения. Спектральная и энергетическая чувствительность глаза. Полное
внутреннее отражение. Волновая оптика. Дисперсия света. Интерференция и
дифракция света. Световые явления в природе.
Формы организации деятельности:


классно-урочная,



регламентированная дискуссия,



работа в малых группах.

Виды деятельности:

чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,


обсуждение докладов и презентаций,



составление и решение задач,



выполнения лабораторных работ.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Физика в исследованиях»
10 класс
№ п/п

Тема

Кол-во
часов

Электромагнитные явления

3.

Электростатические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на 1
живые организмы. Биоэлектричество. Электрорецепторы. Биоэлектричество сна.
Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка. Техника безопасности при 1
работе с «бытовым электричеством».
Электрические свойства тела человека.
1

4.

Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей человека»

1

5.

Природные и искусственные электрические токи

1

6.

Природные и искусственные электрические токи

1

1.
2.

7.

История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.

1

8.

История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.

1

Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы. Альтернативные1
источники энергии»
10. Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы. Альтернативные 1
источники энергии»
11. Магнитное поле Земли и его влияние на человека
1
9.

12. Использование магнитов в быту. Использование магнита как металлоискателя. 1
Радио. Телевидение.
13. Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек
1
14. Исследование интенсивности электромагнитного излучения электробытовых 1
приборов с помощью рентгеновской пленки.
15. Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты
1
16. Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты

1

Тепловые явления
17. Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на жизнь 1
человека
18. Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Кипение.
1
19. Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при переходе c твердого в 1
газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от
времени»
20. Способы измерения температуры. Терморегуляторы.
Влажность. Значение 1
температурного режима и влажности для жизнедеятельности человека.
21. Значение цвета для оформления бытовых приборов, посуды; проверка работы 1
вентиляции; ароматизация помещения, изготовление волосяного гигрометра.
Насыщенный, ненасыщенный пар.
22. Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач
1
23. Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. 1
Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы
24. Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. 1
Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы
25. Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление 1
климата»
26. Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление 1
климата»
27. Тепловые процессы в теле человека
1
28. Тепловые процессы в теле человека

1

29. Лабораторная работа «Определение дыхательного объёма легких человека»

1

30. Лабораторная работа «Определение давления крови человека»

1

31. Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество 1
вещества)
32. Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество 1
вещества)

33. Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа. 1
Влажность воздуха)
34. Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа. 1
Влажность воздуха)

Итого: 34 часов
11 класс
№ п/п

Тема

Кол-во
часов

Механические колебания и волны
1. Колебания и волны в живых организмах. Механические колебания и человек.
Происхождение биоритмов.
2. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскоп
и фонендоскоп.
3. Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Область
слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса
человека. Ультразвук и инфразвук
4. Выстукивание
.
– как один из способов определения размеров внутренних
органов и их состояния. Физические основы ультразвукового исследования
человека. Звуки природы.
Оптические явления

1

5. Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа
«Определение уровня освещённости в классе»
6. Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа
«Определение уровня освещённости в классе»
7. Искусственное освещение. Виды электрических ламп

1

8. Искусственное освещение. Виды электрических ламп

1

9. Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.
Экспериментальная работа: « Построение изображения в плоском зеркале и в
системе зеркал.»
10. Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.
Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском зеркале»
11. Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских
зеркалах”
12. Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских
зеркалах”
13. Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Тонкая линза:
нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы.
14. Линзы. Строение глаза человека. Физические основы зрения человека. Дефекты
зрения
15. Расчет параметров линзы и изображения. Построение изображения в системе
зеркал
16. Построение изображения в системе зеркал

1

17. Поле зрения

1

18. Поле зрения

1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

19. Способы исправления дефектов зрения. Спектральная и энергетическая
чувствительность глаза
20. Способы исправления дефектов зрения

1

21. Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы
очков». Решение экспериментальных задач
22. Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы
очков». Решение экспериментальных задач.
23. Волновая оптика. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Световые явления в природе.
24. Световые явления в природе (радуга, миражи, гало)

1

25. Оптические иллюзии нашего зрения

1

26. Оптические иллюзии нашего зрения

1

1

1
1
1

27. Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды) 1
28. Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды) 1
29. Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция,
биолюминесценция)
30. Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция,
биолюминесценция)
31. Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с
рассеянием и поглощением света
32. Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с
рассеянием и поглощением света
33. Защита проектов и презентаций

1

34. Защита проектов и презентаций

1

1
1
1
1

Итого: 34 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».