Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ»
Среднего общего образования
(ФГОС СОО)
срок реализации 2 года
Направление: общеинтеллектуальное
Екатеринбург
2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:2 ГОДА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3.
Формирование
современному
уровню
целостного
развития
мировоззрения,
науки
и
соответствующего
общественной
практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6.Развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11.Развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями
и другими поисковыми системами;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое
тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических
методов;
анализировать
отдельные
этапы
проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или
физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку
из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при
выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать
полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
узнавать
анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
в
них
проявление
изученных
физических
явлений
или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в
расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине
их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования
физических величин с использованием различных способов измерения
физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного
поставленной
задаче,
проводить
оценку
достоверности
полученных
результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-
популярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о
физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать
выступление
аудитории сверстников.
презентацией,
учитывая
особенности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ»
10 класс
ТЕМА 1. Электромагнитные явления (16 часов)
Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя
электропроводка.
Техника
безопасности
при
работе
с
«бытовым
электричеством». Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество.
Фоторецепторы. Электрорецепторы. Биоэлектричество сна. Магнитное поле и
живые организмы. Использование магнитов в быту. Использование магнита
как металлоискателя. Радио. Телевидение. Влияние электромагнитного
излучения
на
электромагнитного
живой
организм.
излучения
Исследование
электробытовых
интенсивности
приборов
с
помощью
Кипение.
Вопросы
рентгеновской пленки.
ТЕМА 2. Тепловые явления (18 часов)
Виды
теплопередачи
в
быту.
безопасности в тепловых процессах.
Терморегуляторы.
посуды;
проверка
Диффузия.
Способы измерения температуры.
Значение цвета для оформления бытовых приборов,
работы
вентиляции;
ароматизация
помещения,
изготовление волосяного гигрометра. Насыщенный, ненасыщенный пар.
Влажность.
Значение
температурного
режима
и
влажности
для
жизнедеятельности человека.
11 класс
ТЕМА 3. Механические колебания и волны (4 часа)
Механические колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце
и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскоп и
фонендоскоп. Выстукивание – как один из способов определения размеров
внутренних органов и их состояния. Звук как средство восприятия и передачи
информации. Орган слуха. Область слышимости звука. Голосовой аппарат
человека. Характеристики голоса человека. Ультразвук и инфразвук.
Физические основы ультразвукового исследования человека. Звуки природы.
ТЕМА 4. Оптические явления (30 часов)
Фотометрия.
Световой
поток.
Законы
освещенности.
Законы
геометрической оптики. Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале
и в системе зеркал. Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула
тонкой линзы. Строение глаза человека. Физические основы зрения человека.
Дефекты зрения и способы их исправления. Расчет параметров линзы и
изображения. Спектральная и энергетическая чувствительность глаза. Полное
внутреннее отражение. Волновая оптика. Дисперсия света. Интерференция и
дифракция света. Световые явления в природе.
Формы организации деятельности:
классно-урочная,
регламентированная дискуссия,
работа в малых группах.
Виды деятельности:
чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач,
выполнения лабораторных работ.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Физика в исследованиях»
10 класс
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Электромагнитные явления
3.
Электростатические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на 1
живые организмы. Биоэлектричество. Электрорецепторы. Биоэлектричество сна.
Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка. Техника безопасности при 1
работе с «бытовым электричеством».
Электрические свойства тела человека.
1
4.
Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей человека»
1
5.
Природные и искусственные электрические токи
1
6.
Природные и искусственные электрические токи
1
1.
2.
7.
История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.
1
8.
История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.
1
Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы. Альтернативные1
источники энергии»
10. Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы. Альтернативные 1
источники энергии»
11. Магнитное поле Земли и его влияние на человека
1
9.
12. Использование магнитов в быту. Использование магнита как металлоискателя. 1
Радио. Телевидение.
13. Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек
1
14. Исследование интенсивности электромагнитного излучения электробытовых 1
приборов с помощью рентгеновской пленки.
15. Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты
1
16. Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты
1
Тепловые явления
17. Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на жизнь 1
человека
18. Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Кипение.
1
19. Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при переходе c твердого в 1
газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от
времени»
20. Способы измерения температуры. Терморегуляторы.
Влажность. Значение 1
температурного режима и влажности для жизнедеятельности человека.
21. Значение цвета для оформления бытовых приборов, посуды; проверка работы 1
вентиляции; ароматизация помещения, изготовление волосяного гигрометра.
Насыщенный, ненасыщенный пар.
22. Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач
1
23. Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. 1
Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы
24. Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. 1
Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы
25. Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление 1
климата»
26. Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление 1
климата»
27. Тепловые процессы в теле человека
1
28. Тепловые процессы в теле человека
1
29. Лабораторная работа «Определение дыхательного объёма легких человека»
1
30. Лабораторная работа «Определение давления крови человека»
1
31. Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество 1
вещества)
32. Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество 1
вещества)
33. Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа. 1
Влажность воздуха)
34. Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа. 1
Влажность воздуха)
Итого: 34 часов
11 класс
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Механические колебания и волны
1. Колебания и волны в живых организмах. Механические колебания и человек.
Происхождение биоритмов.
2. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскоп
и фонендоскоп.
3. Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Область
слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса
человека. Ультразвук и инфразвук
4. Выстукивание
.
– как один из способов определения размеров внутренних
органов и их состояния. Физические основы ультразвукового исследования
человека. Звуки природы.
Оптические явления
1
5. Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа
«Определение уровня освещённости в классе»
6. Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа
«Определение уровня освещённости в классе»
7. Искусственное освещение. Виды электрических ламп
1
8. Искусственное освещение. Виды электрических ламп
1
9. Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.
Экспериментальная работа: « Построение изображения в плоском зеркале и в
системе зеркал.»
10. Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.
Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском зеркале»
11. Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских
зеркалах”
12. Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских
зеркалах”
13. Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Тонкая линза:
нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы.
14. Линзы. Строение глаза человека. Физические основы зрения человека. Дефекты
зрения
15. Расчет параметров линзы и изображения. Построение изображения в системе
зеркал
16. Построение изображения в системе зеркал
1
17. Поле зрения
1
18. Поле зрения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19. Способы исправления дефектов зрения. Спектральная и энергетическая
чувствительность глаза
20. Способы исправления дефектов зрения
1
21. Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы
очков». Решение экспериментальных задач
22. Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы
очков». Решение экспериментальных задач.
23. Волновая оптика. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Световые явления в природе.
24. Световые явления в природе (радуга, миражи, гало)
1
25. Оптические иллюзии нашего зрения
1
26. Оптические иллюзии нашего зрения
1
1
1
1
1
27. Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды) 1
28. Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды) 1
29. Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция,
биолюминесценция)
30. Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция,
биолюминесценция)
31. Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с
рассеянием и поглощением света
32. Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с
рассеянием и поглощением света
33. Защита проектов и презентаций
1
34. Защита проектов и презентаций
1
1
1
1
1
Итого: 34 часов