ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 173
620144, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: liceum-173@yandex.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПОЛИТОЛОГИЯ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
Среднего общего образования
(ФГОС СОО)
срок реализации 2 года
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Политология. Политическая жизнь
современного общества» адресована обучающимся 10–11 классов
муниципального автономного общеобразовательного учреждения – лицей
№173 г. Екатеринбурга.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной основной
образовательной программы среднего общего образования.
Преподавание курса ведётся в соответствии со следующими
нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года
№ 273- ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, внесенная в реестр образовательных программ, одобренная
федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию
(протокол от 28 июня 20156г. № 2/16-з). http://fgosreestr.ru/.
Цели, задачи, планируемые результаты
Цель изучения курса: углубление и расширение знаний, умений и
навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и
обществознания, а также предпрофессиональная подготовка учащихся,
желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.
Выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе
расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умения и
навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики.
Задачи изучения курса:
− Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о
сложном и противоречивом мире политики. Формирование потребности в
знаниях, готовности к самообразованию.
− Овладение
умениями
познавательной,
информационнокоммуникативной,
рефлексивной
деятельности.
Осуществление
различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы.
− Формирование
научного
мировоззрения
и
самостоятельных
мировоззренческих позиций. Воспитание нравственных качеств,
эстетического восприятия мира.
− Развитие
памяти,
внимания,
мышления
учащихся.
Развитие
познавательных
интересов,
положительных
мотивов
учебной
деятельности.
2
− Формирование опыта практического применения приобретенных знаний
и умений жизнедеятельности.
− Предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить
обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.
− Активизация
самоопределения ученика
или выбора
профессиональной деятельности через интерес к данной области знания.
− Создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле
и знакомство учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности.
− Активизация
познавательной деятельности
школьника,
повышение информационной и коммуникативной компетентностей.
− Формирование познавательных интересов на основе активной жизненной
позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны.
− Систематизация начальных знаний
по
политологии,
связь
данного элективного курса с предметами «Обществознание», «История»,
«Право»
Общие цели и задачи.
Целями реализации рабочей программы элективного курса среднего
общего образования являются:
− становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление
жизненных планов, готовность к самоопределению;
− достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной
образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:
– формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
– сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация
права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и
культурой многонационального народа России;
– обеспечение равных возможностей получения качественного
среднего общего образования;
– обеспечение
достижения
обучающимися
образовательных
результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования
3
(далее – ФГОС СОО);
– обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего
общего образования в объеме основной образовательной программы,
предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в
учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных
областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для
включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
– установление требований к воспитанию и социализации
обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно
значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного
выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для
человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ,
входящих в основную образовательную программу;
– обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования;
– развитие государственно-общественного управления в образовании;
– формирование основ оценки результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы;
– создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни обучающихся.
Срок реализации программы: 2 года.
Место курса в базисном учебном плане. Курс «Политология.
Политическая жизнь современного общества» изучается на уровне среднего
общего образования в качестве элективного в 10–11-х классах гуманитарного
профиля в общем объёме 68 часов, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного процесса.
Методологическая основа рабочей программы ФГОС СОО - системнодеятельностный подход, который обеспечивает:
− формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
− проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
− активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
− построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся.
4
На уровне среднего общего образования существенно изменяется
функция деятельности педагога в связи с переходом в позицию тьюторов,
организаторов самостоятельной образовательной деятельности обучающихся с
максимально возможной опорой на применение и использование уже
сформированных на уровне основного общего образования универсальных
учебных действий, личностных качеств, метапредметных знаний, умений и
компетенций. Поэтому программа предусматривает следующие активные и
интерактивные методы и формы обучения.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная
к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты
ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной
ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет
исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по
ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной
ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ
подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
— метод, направленный на развитие критического (самостоятельного,
творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура
уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в
форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом
обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников
— организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Формы учебных занятий: дискуссии, семинары, практикумы, круглые
столы, презентации, защита проекта или идеи, лекции.
Связь образовательного процесса и внеурочной деятельности на уровне
среднего общего образования прослеживается в организации самостоятельной
работы и проектной деятельности учащихся. Элективный курс «Политология.
Политическая жизнь современного общества» логически связан с таким
предметом учебного плана, как «Обществознание», «Право», «История».
Предполагаемые результаты.
В результате изучения элективного курса «Политология. Политическая
жизнь современного общества» на уровне среднего общего образования
обучающийся должен:
знать:
5
− теоретические и прикладные компоненты политического знания,
понимать их роль и функции в подготовке и обосновании
политических решений, в обеспечении личностного вклада в
общественно-политическую жизнь;
− иметь представление о сущности власти и политической жизни,
политических отношениях и процессах, о субъектах политики,
политических системах и политических режимах в жизни общества, о
процессах международной политической жизни, геополитической
обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в
современном политическом мире;
− права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в
различных сферах жизнедеятельности.
уметь:
− ориентироваться в политическом процессе, анализировать процессы и
явления, происходящие в обществе;
− быть толерантным, научиться признавать право каждого на
политический и идеологический выбор;
− аргументированно отстаивать свои политические идеалы и ценности,
понимать необходимость овладения демократической политической
культурой;
− выражать свою политическую позицию;
− отстаивать свои интересы в политической сфере;
− иметь представление о гражданском обществе и правовом государстве,
демократических институтах и ценностях;
− владеть:
− политологической терминологией.
Результатом освоения элективного курса «Политология. Политическая
жизнь современного общества» является овладение обучающимися
общекультурными компетенциями: способностью анализировать основные
этапы и закономерности исторического развития общества для формирования
гражданской позиции
Система
оценки
достижений
обучающихся.
Федеральный
государственный стандарт общего образования предполагает комплексный
подход к оценке результатов образования (оценка личностных,
метапредметных и предметных результатов основного общего образования).
Оценка успешности освоения содержания всех учебных предметов проводится
на основе системно-деятельностного подхода (то есть проверяется способность
обучающихся к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных
6
задач). По итогам изучения курса выставляется отметка «зачет/незачет».
10 класс
№
п/п
1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество
часов
Тема
Тема 1. Политика как общественное явление
5
2.
Тема 2. История политических идей и учений
7
3.
Тема 3. Современная политическая наука
3
4.
Тема 4. Политическая власть
3
5.
Тема 5. Политические элиты
3
6.
Тема 6. Политическое лидерство
4
7.
Тема 7. Политическая система общества
4
Уроки итогового повторения
2
Уроки представления результатов проектной
деятельности
ИТОГО
7
3
34
11 класс
№
п/п
Количество
часов
Тема
5
5
Тема 8. Политический режим
Тема 9. Политика и общество. Гражданское
общество
Тема 10. Политические институты
Тема
11.
Политическая
социализация
личности
Тема 12. Политические идеологии
6
Тема 13. Международная политика
7
7
Итоговое повторение
1
ИТОГО
34
1
2
3
4
4
9
4
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс. 34 часа
Тема № 1. Политика как общественное явление (5 часов)
Понятие «политика», причины её возникновения, важнейшие
признаки политики. Структура политики, её роль в обществе. Функции
политики. Политикаи мораль.
Понятие политики. Ее сущностная характеристика. Политика как
общественное явление. Происхождение и природа политики. Ее основные
структурные звенья. Функции политики. Взаимоотношения политики с
другими сферами общественной жизни. Политика и экономика. Политика
и право. Политика и мораль. Научная база политики. Политические
теории. Основополагающие направления политологии и их роль в
реконструировании политической реальности. Политика как искусство.
Учет национального и религиозного факторов в политике.
Тема № 2. История политических идей и учений (7 часов)
Развитие политической мысли в древних обществах (Древний
Восток, Древние Греция и Рим). Политическая мысль средневековья и
эпохи Возрождения. Христианская политическая доктрина Августина.
Практическая сторона политики у Н. Макиавелли. Политические учения
нового времени. Формирование и развитие теории демократии. Развитие
политических идей на рубеже XIX-XX веков. Теория рациональной
8
бюрократии М. Вебера.
Политическая мысль России с древнейших времен: Владимир
Мономах, Иван Пересветов. Специфика российской политической мысли.
Развитие российской политической мысли в XVII-XIX веках: В.Н.
Татищев, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович; формирование политических
идеологий в XIX веке: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, С.С. Уваров, А.С.
Хомяков, А.Н. Радищев, декабристы, русский анархизм и радикализм.
Развитие политических идей на рубеже XIX–XX веков. Теория
рациональной бюрократии М. Вебера.
Тема № 3. Современная политическая наука (3 часа)
Направления в трактовке предмета политологии. Структура
политической науки. Методы и функции политологии. Проблемы
политической науки в досоветский, советский и постсоветский периоды.
Объект и предмет политологии. Основные категории и понятия
науки о политике. Специфика политических законов, их взаимосвязь с
другими законами социальной жизни. Методологические основы
политологии. Методы, применяемые политической наукой. Природа
политических знаний и функции политологии. Место и роль политологии в
системе социально-гуманитарных наук. Соотношение политологии с
философией, историей, экономической теорией, теорией государства и
права, социологией и другими отраслями знаний. Американская,
европейская, отечественная и другие политические школы.
Тема № 4. Политическая власть (3 часа)
Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология.
Принципы организации и функционирования политической власти.
Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Проблема
легитимности власти в России.
Тема № 5. Политические элиты (3 часа)
Понятие
«политическая
элита».
Причины
существования
политических элит. Классическая теория элит В. Парето. Современная
политическая элита: источники власти и системы отбора. Типы элит.
Политическая элита в России (СССР): особенности формирования.
Понятие «номенклатура».
Первые классические концепции элиты, возникшие в конце XIX –
начале XX вв. (Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельса). Современные
требования элиты. Решение проблемы политической элиты в современном
обществе: особенности формирования и динамика развития. Основные
виды элитарных политических групп и выполняемые ими роли. Факты
реальной жизни и эмпирические исследования элитарных групп.
9
Социально-классовый состав, внутренняя дифференциация, степень
открытости или закрытости элитарных групп. Системы рекрутирования
элит: гильдий и антрепренерская. Качественное обновление элиты.
Механизм контроля над элитами (выборы, средства массовой информации,
опросы общественного мнения, группы давления и т. д.).
Тема №6. Политическое лидерство (4 часа)
Понятие политического лидерства. Идея лидерства в истории
политической мысли. Природа лидерства. Типы лидеров и их функции.
Сущность и истоки политического лидерства. Мировой и российский
опыт. Роль лидера в политике. Лидер и его роль в выборе пути развития
общества. Основные роли и функциональные типы политических лидеров:
лидер-идеолог, лидер-прагматик, харизматический лидер, лидерпредставитель, лидер- соглашатель, лидер-фанатик, открытый лидер,
лидер-догматик. Имидж политического руководителя: пути его
формирования и его роль в политической деятельности. Политический
волюнтаризм. Культ личности в политике. Гарантии его недопущения.
Процесс смены лидеров, его основные закономерности. Политические
портреты видных политических деятелей современности. Политическое
лидерство в России (СССР): особенности политического лидерства,
тенденции развития лидерства в России.
Тема № 7. Политическая система общества (4 часа)
Политическая система общества: понятие, назначение и функции. Ее
соотношение
с
другими
системами
общества.
Механизм
функционирования политической системы. Структура и функции
политической системы.
Типы и формы политических систем. Их структура, элементы и
институты. Общие и особенные моменты. Краткая характеристика
важнейших
компонентов
политической
системы:
структурных
образований, нормативной основы, политического сознания и культуры,
политических отношений. Стабильность и динамизм в развитии
политической системы и ее основных компонентов. Политическая система
в России: советский тип, постсоветский тип. Сущность и основные
направления осуществления реформ политической системы в России и
других странах. Новые видения ее элементов. Неоднозначность и
противоречивость политических образований.
Уроки представления результатов проектной деятельности (3 часа)
Уроки итогового повторения (2 часа)
10
11 класс (34 часа)
Тема № 8. Политический режим (5 часов)
Понятие
«политический
режим».
Принцип
легитимности
политического режима. Форма правления. Избирательные системы. Типы
политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
Эволюция политического режима в России (СССР).
Понятие «политический режим». Политический режим как способ
функционирования политической системы. Влияние политических
режимов на формирование политической системы. Пути, формы, методы и
средства их установления. Типология и виды политических режимов:
тоталитарный, авторитарный, демократический. Критерии оценки
политических режимов. Зависимость их от соотношения государственной
и гражданской власти, от разделения властей (законодательной,
исполнительной и судебной), от эффективности функционирования
институтов гражданской власти, от взаимодействия социальных и
политических структур, от наличия возможности реализации
политических прав и свобод у граждан и т. д. Понятие
«тоталитаризм». Тоталитаризм как определенный тип политической
системы. Разнообразие теорий тоталитаризма. Причины и условия,
приводящие
общество
к
тоталитаризму.
Основные
признаки
тоталитаризма. Экономические особенности жизни общества и личности
при тоталитаризме. Деформация и деградация политической жизни при
тоталитарном режиме. Социальные слои общества, являющиеся опорой
тоталитарных режимов. Роль культуры и идеологии в функционировании
тоталитарного общества. Тоталитаризм как реальный общественный строй
и лежащие в его основе теоретические модели. Разновидности
тоталитарного строя. Общее и особенности в развитии тоталитарных
режимов.
Понятие «авторитаризм». Его промежуточное положение между
тоталитаризмом и демократией. Ориентация авторитаризма на
тоталитарный, либо на демократический политический строй. Характерные
признаки, присущие авторитарной системе. Разновидности авторитарной
политической системы: монархическая, деспотическая, диктаторские
режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.
Традиционные и харизматические способы легитимизации авторитарного
правления. Демократия как ценность современной цивилизации.
Происхождение
демократии,
ее
сущность,
содержание,
общецивилизационные и формационные черты. Исторические типы
11
демократии. Демократия – ведущее направление обновления современного
мира. Пути демократизации всех сфер жизни общества и установления
подлинного народовластия. Демократия как проявление единства прав,
обязанностей, социальной ответственности, свободы, дисциплины и
общественного порядка. Необходимость защиты демократии.
Тема № 9. Политика и общество. Гражданское общество (4 часа)
Гражданское общество: содержание, предпосылки возникновения и
структура. Трактовки понятия «гражданское общество» в политической
науке: либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк), трактовка Г. Гегеля, К.
Маркса,
социал-демократическая
трактовка
И.
Шумпетера.
Конституционализм как режим отношений между обществом и
государством. Разновидности конституционализма. Формирование
гражданского общества в России: трудности и специфика.
Идея гражданского общества в трудах философов и политологов.
Понятие «гражданское общество» в современной политической науке.
Основные признаки и характерные черты гражданского общества. Его
структура, важнейшие звенья, функции и принципы жизнедеятельности.
Механизм
становления
гражданского
общества.
Условия
его
формирования и функционирования. Единство процесса становления
гражданского общества и правовое государство.
Правовое государство: теоретическая модель и исторический опыт.
Характерные особенности правового государства, основные принципы его
организации и функционирования. Суверенность правового государства.
Правовое государство как историческое выражение цивилизованного
общества. Верховенство права по отношению к власти. Сущность
правового закона. Разделение властей: идея сдержек и противовесов,
разделение
труда
в
осуществлении
государственной
власти.
Самостоятельность
и
независимость
законодательно-контрольной,
исполнительно-распорядительной и судебной деятельности государства в
современных условиях. Единство и взаимосвязь процессов становления
гражданского общества и правового государства. Важнейшие документы,
закрепляющие основы правового государства и гражданского общества в
России. Становление гражданского общества и правового государства –
необходимое условие стабильного развития общества. Конституционализм
как режим отношений между обществом и государством. Разновидности
конституционализма. Формирование гражданского общества в России:
трудности и специфика.
Тема № 10. Политические институты (9 часов)
Природа, сущность и признаки государства. Функции и устройство
12
государства. Типы государств. Тенденции развития государства в России
(от СССР к России). Политические партии и партийные системы:
возникновение и сущность партий. Причины возникновения современных
партий и их природа. Типология партий и их функций. Российская модель
партийной системы (Российская империя - СССР - Российская Федерация).
Государство как основное звено политической системы. Понятие
государства, его происхождение, сущность, социальное назначение и
признаки. Основные направления деятельности государства. Функции
государства: основные и неосновные, внутренние и внешние. Механизм
государства. Характеристики его основных структурных образований.
Государственный орган, его признаки, компетенция, властные полномочия,
классификация. Местное управление и самоуправление. Основные
исторические типы государства.
Понятие формы государственного правления. Исторические
разновидности монархии. Абсолютная монархия как форма правления.
Конституционная монархия и ее основные виды: дуалистическая и
парламентская. Республиканская форма правления и ее основные
разновидности: президентская (или дуалистическая) и парламентская.
Формы правления, сочетающие признаки президентской и парламентской
республик. Понятие формы государственного устройства. Унитарная и
федеральная формы государственного устройства. Конфедерация.
Политические партии и партийные системы.
Политические партии – специфический элемент политической
системы. Их роль и место в политической организации общества. Понятие
«политические партии», их отличительные признаки от других
общественных формирований. Основные периоды в историческом
развитии политических партий.
Социально-классовая база и состав политических партий. Функции
политических партий. Основные признаки построения партий и
разновидности партийных организационных структур. Партийные
документы. Программа партии – важнейший документ, дающий
представление о целях и задачах партии. Различные подходы к
классификации партий: по социальному критерию, по идейнотеоретической основе, по методам деятельности, по форме законности, по
социально-ролевой функции. Партии левые, правые и центристские.
Международные объединения политических партий. Партии и
политические предпочтения населения. Тенденция усиления нормативного
регулирования деятельности партий. Понятие «партийная система» и их
основные типы: однопартийные системы (США), многопартийные системы
13
с
доминирующей
партией
(Япония,
Испания,
Португалия),
многопартийные системы без доминирующей партии (Италия, Германия).
Партийные коалиции: правительственные, парламентские. Традиции
многопартийности в России – опыт и перспективы.
Общественно-политические организации и движения
Понятие и общая характеристика общественно-политических
организаций и движений. Союзы, ассоциации, объединения граждан. Их
социальная и политическая природа. Типология движений, причины их
возникновения, их идейно-политические позиции и т. д. Группы давления.
Лоббизм в современном политическом процессе. Виды заинтересованных
групп. Каналы и системы давления на принятие политических решений.
Профсоюзы и их роль в партийной жизни. Исторические корни
возникновения профсоюзов, особенности, виды направлений их
деятельности. Международные организации профсоюзов.
Современные
молодежные
движения.
Движения
общедемократической направленности.
Избирательные
системы.
Избирательная
система
в
РФ.
Электоральные (избирательные) системы. Основные типы (модели)
избирательных систем. Современные избирательные системы и их
особенности в различных странах. Законодательство об избирательной
системе.
Мажоритарная избирательная система, её разновидности и
модификации.
Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы.
Пропорциональная избирательная система и её специфика в
различных странах. Преимущества и недостатки пропорциональной
избирательной системы.
Смешанные избирательные системы. Многоступенчатые выборы.
Политические технологии: определение, место и роль в
политическом процессе. Технология избирательной кампании.
Предвыборная кампания, ее цели и задачи. Планирование и
организация предвыборной кампании, ее исходный пункт и основные
этапы. Кандидат на выборную должность как центральная фигура
избирательной кампании. Роль средств массовой информации в
предвыборной кампании.
Финансирование
избирательных
кампаний.
Организация
финансирования
избирательных
кампаний
в
разных
странах.
Законодательство о финансировании избирательных кампаний. Структура
финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.
14
Избирательные системы в современной России. Тип избирательной
системы, используемой в России на выборах в Государственную Думу в
1993 и 1995, 1999 и 2003 годах. Конституция и законодательство
Российской Федерации об избирательной системе страны. Закон РФ 1999
года о выборах в Государственную Думу. Пути и направления
совершенствования российской избирательной системы.
Современные концепции избирательных систем.
Тема № 11. Политическая социализация личности (4 часа)
Функции и содержание политической социализации. Модели (типы)
политической социализации. Особенности политической социализации в
России. Понятие «политическая культура» и его содержание. Типы
политической культуры. Подданический тип политической культуры в
России. Особенности политической культуры переходного типа.
Понятие «политическое сознание». Сущность, структура, типы и
формы политического сознания. Индивидуальное и массовое политическое
сознание. Уровни политического сознания. Обыденное политическое
сознание и политическая идеология.
Политическое сознание и мировоззрение. Взаимосвязь между
политическим сознанием и правосознанием. Политическое сознание и
общественное мнение. Политические настроения, ориентации и установки.
Политические убеждения и политическая воля. Нравственные и
психологические
аспекты
политического
сознания.
Механизм
формирования политического сознания. Роль социальной среды:
объективных и субъективных факторов, политического образования и
воспитания. Политические стереотипы и традиции, догмы и предрассудки,
слухи и сплетни. Политическое сознание и религия. Особенности
воздействия различных социальных сил и их партий на политическое
сознание масс.
Тема № 12. Политические идеологии (4 часа)
Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её
функции. Типы идеологий: критерии классификации. Типы идеологий:
либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм.
Формирование идеологических предпочтений в современной России.
Тема № 13. Международная политика (7 часов)
Международные отношения и международная политика, субъекты
международных отношений. Сущность международной политики.
Содержание и принципы международной политики. Понятия
«национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология
международных отношений. Новые тенденции в развитии современных
15
международных отношений. Россия в системе международных отношений
на современном этапе.
Понятие «внешняя политика» государства. Международная
политическая система и взаимодействие ее элементов: основные тенденции
в развитии международных отношений и международной политики. Ее
основные черты, противоречия и направления развития. Российская и
зарубежная доктрины международных отношений. Национальногосударственный
интерес
на
международной
арене.
Понятие
национального интереса и национальной безопасности. Взаимосвязь
внутренней и внешней политики. Основные типы, направления,
содержание и особенности внешней политики государств и союзов
государств. Необходимость учета в международных отношениях
глобальных проблем, приоритета общечеловеческих ценностей и их
сочетания с социально- классовыми и национальными реалиями. Отказ от
признания войны методом продолжения политики и достижения
политических
целей.
Приоритетность
политических
методов
урегулирования международных конфликтов.
Политика по преодолению экологического кризиса на планете, по
международному освоению космоса и Мирового океана, решению
продовольственной, энергетической, демографической и других
актуальных проблем человечества. Политическое прогнозирование и его
значение для научного предвидения тенденций развития политических
процессов, разработки долговременной и эффективной внутренней и
внешней политики.
Конфликты как деструктивный элемент общественной системы. Т.
Парсонс о конфликте как локальной форме заболевания социального
организма. Американская социология (Л. Козер, Р. Дарендорф) о
конфликте как показателе процесса развития общества. Антагонистические
и неантагони-стические конфликты.
Статистическая и динамическая модели конфликта. Конкурентная
ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и
каждая сторона стремится занять позицию, несовместимую с желанием
другой стороны. Интересы как побудительные мотивы динамической
модели. Политический конфликт – действие, проявляющееся в давлении на
политические структуры с целью изменения политики по любым вопросам,
затрагивающим интересы социальных групп, общественно-политических
структур. Вертикально- горизонтальные политические конфликты. Внутрии межсистемные уровни. Формы контроля и управления конфликтами:
вытеснение (перемещение), урегулирование, разрешение, подавление.
16
Формы терроризма: международный, государственный и оппозиционный.
Особенности этнического и религиозного терроризма. Посредничество и
арбитраж как способы противодействия терроризму. Жесткие подходы в
отношениях с современными террористами.
Международный политический процесс как совокупность действий и
взаимоотношений государств, различного рода межгосударственных
объединений, а также общественных международных организаций
негосударственного характера по реализации групповых или общих
интересов и целей. Специфика международной политики и политического
процесса и разнокачественные виды политической активности
международных субъектов и их взаимоотношений. Субъекты
международной политики. Государства и их роль в международной
политической жизни. Межгосударственные объединения: политические,
военно-политические, политико-экономические союзы, коалиции, блоки.
Негосударственные
общественно-политические
международные
организации. Национальный интерес – важнейший элемент и относительно
самостоятельной фактор международного политического процесса.
Соотношение государственного и национального интересов. Принципы
современного международного права: суверенное равенство, уважение
прав; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ;
территориальная
целостность;
мирное
урегулирование
споров;
невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных
свобод; сотрудничество между государствами; выполнение обязательств
по международному праву. Задачи российской внешней политики,
обеспечивающие
ее
национально-государственные
интересы:
самоутверждение в качестве главного преемника прав и обязательств
СССР, сохранение статуса великой державы, охрана территориальной
целостности Российской Федерации, защита экономических, социальных и
гуманитарных прав своих граждан, обеспечение национальной
безопасности страны.
Итоговое повторение (1 час)
ТРЕБОВАНИЯ
К
УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
УЧАЩИХСЯ,
10 – 11 класс
Важнейшими личностными результатами изучения элективного курса на
данном этапе обучения являются:
− формирование
человека-гражданина,
интегрированного
в
17
современную
действительность
и
нацеленного
на
ее
совершенствование, ориентированного на развитие гражданского
общества и утверждение правового государства;
− воспитание гражданственности и любви к Родине;
− создание у учащихся целостных представлений о политической жизни
общества и человека в нем, адекватных современному уровню
научных знаний;
− выработка основ нравственной, правовой, политической культуры;
− интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
− содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами, различными расовыми, национальными, этническими,
религиозными и социальными группами;
− помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и
убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
− ориентация учащихся на гуманистические и демократические
ценности;
− создание у учащихся целостного понимания роли политического
знания в подготовке и обосновании политических решений, в
обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь.
Метапредметные результаты изучения элективного курса «Политология
Политическая жизнь современного общества» предполагают формирование
следующих умений:
− самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
− оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
− сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения
цели ресурсы;
− организовывать эффективный
поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
− определять несколько путей достижения поставленной цели;
− критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций;
− распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках;
− осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
− искать и находить обобщённые способы решения задач;
18
− приводить критические
аргументы как в
отношении
собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
− анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
− развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
− представлять
публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения элективного курса «Политическая
жизнь современного общества» подразумевают, что обучающиеся научатся:
– характеризовать сущности власти и политической жизни;
– выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
– характеризовать историю развития политических идей и учений;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и
целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической
системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных
систем;
– формулировать
суждение
о
значении
многопартийности
и
идеологического плюрализма в современном обществе;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении
участия граждан в политике;
– характеризовать процессы международной политической жизни,
19
геополитическую обстановку;
– характеризовать политический процесс в России, ее место и статус в
современном политическом мире.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Методические и учебные пособия:
1. Мухаев Р. Т. Политология: учеб. — М.; Проспект, 2010 (Электронный
вариант)
2. Обществознание. 10-11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций :
базовый уровень / [Л.Г. Боголюбов и др.]; под рнд. Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой – М. : Просвещение, 2021.
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Конституция РФ. М., 2021.
2. Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2000. – С. 5 – 20.
3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
РФ: Федеральный Закон РФ от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ // Российская
газета. — М., 1999. — 1 июля. №122—123. — С. 9—16; 3 июля. — №
125—126. — С. 9— 16; Собр. законодательства РФ. — М., 1999. — № 26.
— Ст. 3178.
4. О выборах Президента РФ: Федеральный Закон РФ от 31 декабря 1999 г.
№ 228-ФЗ // Российская газета. — М., 2000. — 5 января. № 1—3. — С.3—
13; Собр. законодательства РФ. — М., 2000. — № 1 (ч. 2). — Ст. 11.
5. Политология / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2001. – С. 4 – 17, 46 – 65.
6. Политология / под ред. В.И. Власова. – Ростов-н / Д, 2002. – С. 19 – 33.
7. Политология / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2007. – С. 6 – 48.
8. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000. – С. 3 – 38.
9. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000. – С. 3 – 38.
10. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 14 – 49.
11. Политология: учебник / под ред. В.С. Комаровского. – М., 2006. – С. 19
12. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. – М., 2001. – С. 6 – 39. 3.
13. Политология: Электронный учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.:
КНОРУС, 2009. DVD-ROM. © Коллектив авторов, 2009. © ООО
«Проспект», 2009.
20
14. Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 251 – 256.
15. Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. – С.251 – 256.
16. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник. – СПб., 2001. – С. 40 – 64.
17. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник. – СПб., 2001. – С. 40 – 64.
21
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Приложение 1
Вопросы по элективному курсу:
1. В чем заключается роль политики в общественной жизни?
2. Как соотносятся политика и власть?
3. Каковы особенности развития политических партий в современной
России?
4. Можно ли утверждать, что в современной России сформировалась
многопартийная система?
5. Какие тенденции в развитии современной российской многопартийности
вы могли бы выделить?
6. Чем можно
объяснить усиление политической
активности
предпринимательских организаций и профсоюзов в РФ?
7. Какие качества человека могут позволить ему стать политическим
лидером?
8. Какие качества необходимы для политического лидера в современной
России?
9. Существуют ли различия между лидером и политиком?
10. Определите роль и
значение средств
массовой информации
в политической жизни.
11. Какие виды участия в политической жизни вы знаете?
12. Чем опасен абсентеизм?
13. Насколько важен голос одного человека на выборах?
14. Существуют ли в реальной жизни действительно свободные выборы, и
каким характеристикам они должны соответствовать?
15. В чем состоит опасность популизма?
16. Какие факторы влияют на решение человека при голосовании за
определенного кандидата?
17. Какие формы гражданских инициатив вы знаете? Приведите примеры из
жизни вашего города, района, улицы.
18. Противоречат
ли
друг другу понятия
«гражданин страны»
и
«гражданин мира»?
19. Что вы понимаете под политической речью? Приведите примеры из
реальной политической жизни.
20. Чему посвящаются политические выступления? Приведите примеры из
реальной политической жизни.
21. Каковы отличительные черты политических выступлений? Приведите
примеры из реальной политической жизни.
22
22. Какую
роль умение
или неуменивыступать
играет
в
судьбе политических лидеров? Приведите примеры из реальной
политической жизни.
23. Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые
властями решения?
24. Какие из предложенных способов являются законными, а какие - нет?
25. Какие действия, на ваш взгляд, окажутся наиболее эффективными?
26. Что такое политическая пропаганда?
27. Каковы
наиболее распространенные
примеры политической
пропаганды? В чем ее значение?
28. Где мы сталкиваемся с политической пропагандой?
29. Зачем нужна политическая пропаганда?
30. Как воздействует политическая пропаганда на людей?
31. Охарактеризуйте основные функции политического лидерства.
32. Что такое избирательная
кампания? Какие
события
являются ее началом, какие - окончанием?
33. Охарактеризуйте основные этапы избирательной кампании.
34. Что такое политическое поведение?
35. По каким признакам различают формы политического поведения?
36.Чем определяются
возможности
регулирования политического
поведения?
37. Каковы основные мотивы политического поведения?
38. Охарактеризуйте причины политических конфликтов.
39. Каковы пути предотвращения и разрешения конфликтов?
40. Назовите пассивные формы политического поведения.
41. Каковы мотивы активного политического поведения? 42.Чем опасно
экстремистское поведение?
43. Каковы возможности политического поведения?
23
Приложение 2
Основные понятия курса
Авторитет - влияние, значение, которое человек, группа людей,
организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких
нравственных достоинств.
Власть - возможность управлять и распоряжаться действиями других
людей, подчинять их своей воле; элемент общественной организации,
необходимый для ее нормального функционирования.
Глобализация — феномен слияния рынков отдельных продуктов,
производимых крупными интернациональными корпорациями.
Демагог (греч. «вождь народа») - политический деятель демократической
направленности в Древней Греции, в Афинах в 5 в. до н. э. Позднее термин
приобрел отрицательный оттенок, обозначая политиков, которые создавали
себе популярность и авторитет обманом и лестью, лицемерно подлаживаясь
под вкусы толпы (демагогия).
Демократия - форма государственно-политического устройства общества,
основанная на народовластии. Основные принципы демократии: власть
большинства, равноправие граждан, правовая защищенность их прав и свобод,
верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства и
представительных органов. Различают непосредственную (основные решения
принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или
посредством референдумов) и представительную (решения принимаются
выборными органами) демократии. Современные демократические институты продукт длительного исторического развития. Демократия и государство
возникли одновременно. Термин «демократия» относится также к
организациям и деятельности политических и социальных институтов
(например, партийная демократия, производственная демократия и др.).
Избирательная кампания - система действий, связанная с выборной
деятельностью.
Компромисс (лат. «соглашение, достигнутое путем взаимных уступок») разумный способ разрешения конфликта, основанный на соглашении
участвующих сторон.
Оппозиция - противодействие, сопротивление; партия или группа,
выступающая против большинства (например, парламентская оппозиция,
внутрипартийная оппозиция).
Плюрализм - принцип демократической политической системы общества,
при которой социальные группы используют институциональные возможности
для выражения своих интересов через своих представителей (политические
24
партии, профсоюзы, церковные и другие организации); право голоса, право на
собственное мнение; множество равноправных точек зрения.
Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между
классами, нациями, социальными группами; стремление достичь, удержать и
использовать государственную власть; участие в делах государства,
определение форм, задач, содержания его деятельности. Политика автономна,
оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.
Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности
государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая
политика и др.). Внешняя политика относится к сфере отношений между
государствами. Иначе говоря, политика - это особый вид деятельности, в
которой представлены интересы больших социальных групп и которая
направлена на завоевание и использование государственной власти для их
защиты.
Политическая глобализация - создание глобального общества,
организация
и
функционирование
глобального
политического
демократического режима.
Политическая коммуникация - передача политической информации от
человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка
(реже при помощи знаковых систем).
Политическая культура - специфическая сфера деятельности или жизни
людей, связанная с политикой. Представляет собой единство знаний и
представлений человечества о политике, политических ценностных
ориентацииях, способов практических политических действий.
Политическая партия - группа людей, объединенная общностью идей,
интересов и целей.
Политическая пропаганда (лат. «распространение») - деятельность по
распространению идеи, направленная на формирование в обществе
определенных настроений и закреплений в сознании граждан тех или иных
ценностей и представлений, с целью максимального расширения круга
сторонников определенных политических взглядов,
Политическая речь - выступление, цель которого - убедить слушателей
поддержать или отвергнуть какую-то политическую позицию.
Политическая символика - это образ, воплощающий в себе какую-либо
идею, господствующую в обществе и ориентирующая людей на конкретный
тип социальных отношений.
Политическая система общества - система социальных институтов
общества, осуществляющих определенные политические функции. Включает
государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения,
25
преследующие политические цели.
Политическая элита - высший слой социальной структуры общества,
осуществляющий функции управления, развития науки и культуры.
Политический деятель - человек, заботящийся о том, чтобы любым
способом понравиться, создать себе выгодный политический имидж.
Политический имидж - политический облик, образ.
Политический конфликт - это столкновение, противоборство субъектов
политики.
Политический лидер - это человек, который наиболее полно отражает и
защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает
совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю.
Политический статус - социальная роль, в которой человек занимает
определенное место в социальной, политической структуре общества и
выполняет в соответствии с ним определенные функции. Политические роли
многообразны: роль избирателя, депутата, митингующего и др.
Политическое лидерство - влияние на большие группы людей, связанное
с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой
сторонников, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание
властью.
Политическое поведение — это поступки и действия субъекта политики,
характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными
общественно-политическими силами.
Политология (лат. «народ») - наука о политике, изучающая вопросы,
связанные с миром политического; учебная дисциплина, призванная
исследовать формирование и распределение власти, ее важнейшие институты и
т.д.
Популизм - общественные течения и движения с конца XIX в.,
обращенные к широким массам и отражающие противоречивость массового
сознания («левый» популизм, «правый» популизм и т.д.). Основная идея
популизма: прямое участие народа в управлении («прямая демократия»),
авторитетный лидер, недоверие к представительным государственным
институтам, критика бюрократии, коррупции. Популизму свойственны вера в
возможность простейшего решения социальных проблем (воплощение
социальной
и
национальной
справедливости,
эгалитаризма),
антиинтеллектуализм, почвенничество и др. Возможны различные тенденции:
демократические, консервативные, реакционные и др. В политологии
существует широкий спектр оценок популизма - от апологетики в качестве
модели «непосредственной» демократии до резкой критики и отождествления с
демагогией. Иначе говоря - политическая деятельность, направленная на
26
завоевание популярности в массах, основанная на приемах демагогии,
спекуляции на лозунгах демократии, социальной справедливости, на критике
продажной бюрократии и т.п.
Референдум (лат. «представление к обсуждению») - всенародное
голосование в связи с принятием новой конституции или других важнейших
законов, решений.
Субъект политики - индивиды, социальные группы, политические элиты,
политические лидеры.
Экстремизм (лат. «крайний») - приверженность в политике к крайним
взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, нарушающее правовые и
моральные нормы.
Электорат -лат. «избиратель, выборщик».
Эскалация (англ, «восхождение с помощью лестницы») - постепенное
усиление, ужесточение политики, конфликта, политической борьбы.
27
28
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)