Рабочая программа учебного курса Пропедевтический курс химии

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ № 173
_____________________________________________________________________________
620144, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: liceum-173@yandex.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Химия (пропедевтика)
Основного общего образования
(ФГОС ООО)
срок реализации 1 год

Планируемые результаты изучения предмета «Химия. Вводный курс. 7 класс»
Личностные
 в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую
науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
 в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
 в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять
своей познавательной деятельностью.
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню
 экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение
определять
понятия
создавать
обобщения
устанавливать
аналогииклассифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
 формирование
и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные

• В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: «химический
элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество»,
«химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная
масса», «кристаллическая решетка», , «периодический закон», «периодическая таблица»,
«химическая реакция», химическое уравнение», «генетическая связь»; описать
демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать
и различать простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать
изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных
химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии
со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую
информацию, полученную из других источников; моделировать строение простых молекул;
• В ценностно – ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
• В трудовой сфере: проводить химический эксперимент;
• В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
Содержание учебного курса
Химия в центре естествознания
Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира.
Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на
основе их свойств.
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения
наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и
оборудование.
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике,
биологии. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и
промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы
веществ, уравнения реакций).
Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение.
Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты.
Качественный и количественный состав вещества.
Понятия «атом», «молекула», ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние
вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления.
Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.
Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие)
породы.
Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и
органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в
живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных
масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций.
Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
Математика в химии
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение
относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева.

Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы
относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.
Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет
по формуле вещества.
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух,
природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и
синтетические моющие средства).
Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и
природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное
вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле
растворенного вещества.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного
вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества,
содержащего определенную массовую долю примесей.
Явления, происходящие с веществами
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы
разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы,
отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной
воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о
фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как
важнейший адсорбент. Устройство противогаза.
Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси.
Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории
(кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия
протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ,
нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение
полученного осадки, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение
теплоты.
Рассказы по химии
Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова,
Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по
выбору учащихся).

Календарно-тематический план.
Химия. Вводный курс. 7 класс (35часов; 1 ч в неделю).
№
1

2

Тема урока
Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего
мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ.
Применение веществ на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Лаборатория
и оборудование.

3
4

5

6

7

8

9
10

11
12

13

14

15

16

Моделирование. Модели в химии: материальные (модели молекул, кристаллов и
др.) и знаковые (химические формулы и уравнения).
Химические знаки и формулы. Индексы и коэффициенты в формулах веществ.
Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав
вещества.
Химия и физика. Понятия «атом», «молекула», ион». Строение вещества.
Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых
веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения.
Агрегатные состояния вещества.
Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества.
Аморфные вещества.
Химия и география. Элементный состав геологических составных частей
планеты. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные
породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том
числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и
минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины)
вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл.
Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов
для жизнедеятельности организмов.
Практическая работа №1
«Знакомство с лабораторным оборудованием».
Качественные реакции в химии. Распознавание веществ с помощью
качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и
реактив на него.
Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Строение пламени.».
Обобщение знаний по теме «Химия в центре естествознания».
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение
относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И.
Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле
вещества.
Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее
расчет по формуле вещества.
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные
(воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы,
кулинарные смеси и синтетические моющие средства).
Объемная доля газа в газовой смеси. Определение объемной доли газа в смеси.
Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в
смеси по его объему, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и
растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора
и массовой доле растворенного вещества.

17
18
19

Решение задач.
Практическая работа№3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества».
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля
примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы

основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую
долю примесей.
20
21

Решение задач.
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы
разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы,
отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью
делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на
производстве. Понятие о фильтрате.

22
23
24
25
26
27

Практическая работа №4 «Очистка поваренной соли».
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как
важнейший адсорбент. Устройство противогаза.
Дистилляция (перегонка). Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание в лаборатории и природе.
Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Обсуждение результатов домашнего эксперимента «Выращивание кристаллов
соли»
Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия
протекания и прекращения химических реакций: соприкосновение (контакт)
веществ, нагревание.

28
29

30
31
32

Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка,
растворение полученного осадки, выделение газа, появление запаха, выделение
или поглощение теплоты.
Обсуждение результатов домашнего эксперимента «Изучение процесса
коррозии железа»
Обобщение знаний по теме «Явления, происходящие с веществами».
Выдающиеся русские ученые-химики.

33
Выдающиеся русские ученые-химики.
34
Конкурс сообщений «Мое любимое веществоC2H5OH».
35
Резерв.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования_2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».