РАССМОТРЕНО:
на заседании ШМО
__________________________
_________(________________)
Протокол № _____ от
«___» ___________ 202__г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
________/С.В. Куницкая/
Приказ № ________
От «___»________202__ г.
ПРИНЯТО:
заместителем директора по УВР:
__________(_________________)
«___» ___________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ФИЗИКА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ»
(ФГОС)
срок реализации 1 год
Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы способствует достижению следующих результатов
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
смогут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному
плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению
задачи.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Предметные:
ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их
применимости;
понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты
и явления природы;
знание модели поиска решений для задач по физике;
знать теоретические основы математики.
примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
анализировать условие задачи;
переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
составлять план решения;
выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения
задачи.
Основное содержание курса (35 часов)
Физика и физические методы изучения природы. Наблюдение и описание физических
явлений. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.
Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические
модели. Физика и техника.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины. Измерение
объема жидкости и твердого тела. Измерение температуры. Измерение плотности жидкости.
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.
Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение
свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со
средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия термометра.
Давление. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади
опоры. Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного
давления барометром-анероидом. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда.
Условие плавания тел.
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное
равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения
расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и скорости от времени. Измерение
скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.
Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила
упругости. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Методы измерения силы. Сила
тяжести. Всемирное тяготение. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия
равновесия тел. Нахождение центра тяжести плоского тела.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.
Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
Методы измерения энергии, работы и мощности.
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Физика в экспериментальных задачах», 7 класс
№
Тема
1
Цели и задачи элективного курса
физики.
2
Экспериментальная работа
«Физические приборы и их шкалы
измерения»
3
4
5
6
7
Экспериментальная работа
«Определение скорости движения
тел в глицерине»
Экспериментальная работа
"Измерение размеров малых тел
методом рядов"
Экспериментальная работа
"Определение толщины
алюминиевой пластины без
линейки и штангенциркуля»
Экспериментальная работа
«Наблюдение диффузии и
броуновского движения»
Экспериментальная работа
«Прячем клад, ищем клад»
Основной материал урока
Постановка темы и задач элективного
курса «Физика в экспериментальных
задачах». Инструктаж по технике
безопасности.
Экспериментальная работа Определение
цены деления приборов и измерение
физических величин. Приборы с двойными
шкалами деления
Экспериментальная работа Измерение
пути и времени движения тел. Абсолютная
и относительная погрешности.
Экспериментальная работа Измерение
диаметра проволоки, толщины листа,
объёма капли.
Экспериментальная работа Определение
массы пластины на весах, нахождение
объема пластины, расчет толщины.
Экспериментальная работа Наблюдение
диффузии в газах и жидкостях.
Наблюдение броуновского движения
акварели в микроскоп
Экспериментальная работа с понятиями
тело отсчета, система отсчета, координаты
тела
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
8
Экспериментальная работа
«Регулируем движение поездов
через мост»
Экспериментальная задача по расчету
условий прохождения поездов через мост
1
9
Экспериментальная работа
"Определение внутреннего объема
флакончика из-под духов"
1
10
Экспериментальные задачи на
плотность
Экспериментальная работа № 3.
Взвешивание физического тела на весах.
Нахождение объема стекла и объема
полости.
Экспериментальные задачи на плотность
1
12
Экспериментальная работа
"Определение объема полости
теннисного шарика, заполненного
кусочками алюминия"
13
Экспериментальная работа
"Определение массы латуни(меди)
Экспериментальная работа Определение
массы предмета с помощью рычажных
весов. Определение объема тела с
помощью мензурки. Расчет объема
полости.
Экспериментальная работа
Определение массы предмета с помощью
1
1
и алюминия в капроновом
мешочке"
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
рычажных весов. Определение объема тела
с помощью мензурки. Определение объема
металла.
Экспериментальная работа на сложение
сил, направленных по прямой в одном
Экспериментальная работа
«Сложение сил»
направлении, в противоположных
направлениях, под углом друг к другу
Экспериментальная работа по
Экспериментальная работа «По
установлению линейной зависимости
следам Роберта Гука»
закона Гука
Исследование величины силы трения
скольжения от свойств поверхности,
Экспериментальная работа
«Исследование силы трения»
площади поверхности, от прижимающей
силы
Экспериментальная работа по нахождению
Экспериментальная работа
«Определение центра масс плоского центра масс плоского тела неправильной
тела неправильной формы»
формы
Экспериментальная работа
«Определение силы тяжести и веса Экспериментальная работа по
определению силы тяжести и веса тела
тела при движении с ускорением
вверх или вниз»
Коллективный проект «Способы
Работа с источниками информации,
увеличения и уменьшения давление вставка своих результатов в общую
твердых тел»
презентацию
Экспериментальная работа Определение
Экспериментальная работа
"Определение давления,
массы тела с помощью рычажных весов.
создаваемого цилиндрическим
Нахождение веса тела. Определение
телом на горизонтальную
давления, которое оказывает тело на
поверхность"
горизонтальную поверхность.
Экспериментальная работа
Экспериментальная работа по
«Исследование зависимости
исследованию зависимости давления газа
давления газа от температуры.
от температуры. Создание механической
Создание механической модели
модели давления газа.
давления газа»
Экспериментальная задача на определение
Экспериментальная работа
среднего давления воды на модель
«Определение среднего давления
подводной лодки
воды на модель подводной лодки»
Работа с источниками информации,
Коллективный проект
вставка своих результатов в общую
«Применение сообщающихся
презентацию
сосудов»
Экспериментальная работа по
Экспериментальная работа
установлению параметров, от которых
«Исследование выталкивающей
зависит сила выталкивания
силы»
Экспериментальная работа Определение
площади сечения бутылки и объема
Экспериментальная работа
"Определение массы тела,
вытесненной воды телом. Нахождение
плавающего в воде"
массы тела, используя условие плавания
тела.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26.
Экспериментальная работа
«Создание и изучение работы и
принципа действия модели
картезианского водолаза»
Создание и изучение работы и принципа
действия модели картезианского водолаза
1
27
Экспериментальная работа
"Определение объема куска льда"
Экспериментальная работа Нахождение
объема льда, используя условие плавания
льда.
1
Экспериментальная работа Плотность
тела. Вес тела. Архимедова сила.
1
Экспериментальная работа Архимедова
сила. Плотность вещества. Вес тела.
1
Экспериментальная задача по
установлению грузоподъёмности плота
1
Экспериментальная задача по
установлению грузоподъёмности
воздушного шара
1
Решение задач на работу переменной силы
с помощью графика
1
Выявление условий равновесия рычага,
когда на него действует больше двух сил
1
28
29
30
31
32
33
34
35
Экспериментальная работа
"Определение плотности твердого
тела"
Экспериментальная работа
"Определение плотности камня
через силу выталкивания"
Экспериментальная работа
«Определение грузоподъемности
модели плота»
Экспериментальная работа
«Определение грузоподъемности
воздушного шара»
Решение задач на работу
переменной силы с помощью
графика
Экспериментальная работа
«Выявление условий равновесия
рычага, когда на него действует
больше двух сил»
Коллективный проект «Физика и
научно-технический прогресс»
Коллективный проект «Совместим
несовместимое. Так рождаются
инновации»
1
1
Примеры некоторых экспериментальных работ
Работа № 1 Измерение длины проволоки
1-й способ
Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, который нельзя размотать, весы,
гири, карандаш, линейка, образец проволоки 15-20 см.
Указания по выполнению работы:
1. Определите массу мотка на рычажных весах.
2. Намотать 30-40 витков образца проволоки на карандаш и измерить длину намотанной
части.
3. Определить диаметр проволоки
,
где l – длина намотанной части, N – количество витков.
4. Определить площадь сечения проволоки
5. Из формулы плотности определить объем
6. Найти длину проволоки
2-й способ
Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, весы, гири, образец проволоки,
полоска миллиметровой бумаги, карандаш.
Указания по выполнению работы:
Работа выполняется как в 1 способе, длина намотанной части определяется с помощью
полоски миллиметровой бумаги.
3-й способ
Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, весы, гири, образец проволоки,
штангенциркуль или микрометр.
Указания по выполнению работы:
Диаметр проволоки определяется с помощью штангенциркуля или микрометра.
Работа № 2 Определение толщины алюминиевой пластины
прямоугольной формы
Приборы и материалы: весы, гири, линейка, алюминиевая пластина с известной
плотностью.
Указания по выполнению работы:
1. Определить массу пластины на весах
2. Найти объем пластины
3. Измерить ширину, длину пластины и вычислить ее площадь
4. Определить толщину пластины
Работа № 3 Определение внутреннего объема флакона из-под духов
Приборы и материалы: флакон из-под духов с пробкой, весы, гири, мензурка.
1-й способ
Указания по выполнению работы:
1. Взвесить на весах флакон.
2. Найти объем стекла (плотность стекла известна)
3. Опустить в мензурку закрытый флакон и определить объем вытесненной воды, который
равен внешнему объему флакона
4. Определить внутренний объем флакона
2-й способ
Указания по выполнению работы:
1. Определить объем закрытого флакона с помощью мензурки V внеш
2. Открытый флакон погрузить в мензурку, после полного заполнения водой определить
объем стекла V ст
3. Определить внутренний объем флакона
Работа № 4 Определение пустого пространства теннисного шарика,
заполненного кусочками алюминия
Приборы и материалы:
теннисный шарик, наполненный кусочками алюминия и герметически закрытый, весы, гири,
мензурка.
Указания по выполнению работы:
1. Определить массу шарика с помощью рычажных весов.
2. Определить объем шарика с помощью мензурки.
3. Определить объем алюминия (пренебрегая массой шарика)
4. Найти объем пустого пространства
Работа № 5 Определение массы латуни (меди) и алюминия
Приборы и материалы: мешочек с кусочками металлов, весы, гири, мензурка.
Указания по выполнению работы:
1. Взвесить мешочек на рычажных весах.
2. Определить объем металлов в мешочке с помощью мензурки.
3. Определить объем каждого металла
,
,
4. Определить массу каждого металла
.
Работа № 6 Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом
на горизонтальную поверхность
1-й способ
Приборы и материалы: цилиндрическое тело, весы, гири, линейка.
Указания по выполнению работы:
1. Определить массу тела с помощью рычажных весов.
2. Найти вес тела
3. Измерить диаметр цилиндра d с помощью линейки.
4. Определить площадь основания
5. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность
, где F=P
2-й способ
Приборы и материалы: цилиндрическое тело, весы, гири, миллиметровая бумага.
Указания по выполнению работы:
1. Определить массу тела с помощью рычажных весов.
2. Найти вес тела
3. Поставить на миллиметровую бумагу тело, обвести контур и приблизительно найти
площадь основания цилиндра.
4. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность
, где F=P
3-й способ
Приборы и материалы: цилиндрическое тело, известной плотности, полоска миллиметровой
бумаги.
Указания по выполнению работы:
1. Измерить полоской миллиметровой бумаги высоту h цилиндра и диаметр основания d.
2. Найти площадь основания и объем тела
,
3. Найти вес тела
, где F=P
4. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность
Работа № 7 Определение массы тела, плавающего в воде
Приборы и материалы: цилиндрический сосуд (пластмассовая бутылка с отрезанным
верхом), линейка, тело, плавающее в воде.
Указания по выполнению работы:
1. Отметить уровень воды в бутылке.
2. Опустить в воду тело, определить высоту подъема воды h
3. Измерить диаметр d бутылки с помощью линейки.
4. Определить площадь сечения бутылки и объем вытесненной воды телом
,
5. Найти массу тела, используя условие плавания тела
Работа № 8 Определение объема куска льда
Приборы и материалы: цилиндрический сосуд (пластмассовая бутылка с отрезанным
верхом), линейка, кусок льда.
Указания по выполнению работы:
1. Отметить уровень воды в бутылке.
2. Опустить в воду кусок льда, определить высоту подъема воды h
3. Измерить диаметр d бутылки с помощью линейки.
4. Определить площадь сечения бутылки и объем вытесненной воды льдом
5. Найти объем льда, используя условие плавания тела
,
.
Работа № 9 Определение плотности твердого тела
Приборы и материалы: сосуд с водой, твердое тело небольших размеров, стакан, весы, гири.
Указания по выполнению работы:
1. Определить массу стакана, доверху налитого водой m1.
2. Определить массу тела m.
3. Отлить воду из стакана, опустить тело в стакан, долить воду доверху и определить массу
стакана с водой и телом m2.
4. Определить массу вытесненной воды телом
5. Найти объем вытесненной воды, который равен объему тела
6. Определить плотность тела
.
Работа № 10 Определение плотности камня
Приборы и материалы: стакан с водой, камень небольших размеров, динамометр, нитка.
Указания по выполнению работы:
1. Определить вес тела в воздухе Р 1 , вес тела в воде – Р 2
2. Найти архимедову силу
3. Найти объем камня, используя формулу архимедовой силы
4. Найти плотность камня
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)