ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ № 173
620144, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: liceum-173@yandex.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Начального общего образования
(ФГОС НОО)
срок реализации 4 года
Уровень: базовый
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Рабочая программа по окружающему миру, обеспечивающая реализацию основной
образовательной программы начального общего образования составлена в соответствии с
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от
06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от
26.11.2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального перечня рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» от 31марта 2014 № 253
5. Постановление № 189
« Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,
регистрационный номер 19993) Москва 29.12.2010
6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
7. Приказ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 Г. N 373 "Об утверждении и введение в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 29
декабря 2014 г. N 1643.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка
организации и
осуществления
образовательной
деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30
августа 2013 г. № 1015
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (регистрационный №40936)
10.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности МАОУ – лицей
№ 173 № 17927 от 16.10.2015 г.
11.
Свидетельство о государственной аккредитации (серия 66АО1 № 0002407 от
15.10.2015г. на срок до 25.04.2023 г. выдано Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области, регистрационный № 8730).
12.
Устав МАОУ – лицей № 173.
13.
Программа развития МАОУ – лицей № 173.
14.
Образовательная программа МАОУ – лицей № 173.
15.
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ,
осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения
государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации
(письмо от 06.12.2017 г. №08-2595).
2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального
общего образования.
Особенности реализации программы:
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» предметной области
«Обществознание и естествознание» рассчитана на 4 учебных года.
Начало реализации программы 2016 год.
Конец реализации программы 2020 год
Ввиду особых санитарно-педагогических требований к организации обучения
первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001
г. N 408/13-13), 8 уроков (1 час в неделю) проводятся на свежем воздухе в виде
дидактических игр, наблюдений, учебных прогулок и экскурсий.
Изучение окружающего мира начального общего образования базового уровня
направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека наоснове
единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления
ребенком личного опыта общении с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Из целей изучения окружающего мира вытекают следующие задачи:
1. Уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к Свердловской
области, к России, её природе и культуре, истории;
2. Понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
понимание своего места в нем;
3. Модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4. Психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты:
Согласно ФГОС НОО, результатами обучения должны стать:
⎯ индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – ценностноэмоциональной, познавательной, саморегуляции;
⎯ формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов
действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
⎯ воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения
учебных задач.
Ориентацию РП НОО лицея на достижение в процессе обучения результата,
определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами:
«Научиться жить» - важно, чтобы обучение способствовало построению образа
«Я» (формированию Я-концепции), которая позволяет:
⎯ формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние
общества;
⎯ формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение
истории и культуры каждого народа
⎯ формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе,
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
⎯ формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой;
«Научиться делать» - помогает:
⎯ осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим
миром;
⎯ создать условия для самоопределения, смыслообразования;
⎯ научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;
⎯ побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты.
«Научиться познавать»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно
знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:
⎯ развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность,
мотивы познания и творчества;
⎯ формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
⎯ формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности
(планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).
«Научиться жить вместе»: процесс обучения невозможен без общения. Важно
строить процесс обучения на основе субъект-субъектных, а не субъект-объектных
общений. Это позволит формировать:
⎯ уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;
⎯ формировать информационную культуру — учить получать информацию из
различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и,
конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе
обучения, но и научить детей заботиться о нем.
⎯ формировать установки на здоровый образ жизни;
⎯ формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах
своих возможностей.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены:
⎯ личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые
установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
⎯ метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
⎯ предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
Личностные результаты:
4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
⎯ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
⎯ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
⎯ формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
⎯ овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
⎯ принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
⎯ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
⎯ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
⎯ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
⎯ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Выпускник получит возможность для формирования:
⎯ внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
⎯ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
⎯ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
⎯ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
⎯ положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
⎯ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
⎯ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
⎯ установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
⎯ осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
5
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
⎯ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
⎯ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
⎯ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
⎯ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
⎯ формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
⎯ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
⎯ использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
⎯ активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих
в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Таблица 1
Целевые установки требований к
результатам в соответствии с ФГОС
Предметные результаты
Окружающий мир (Человек, природа, общество)
Различает
государственную
символику РФ. Проявляет эмоциональноПонимание особой роли России в положительное отношение и интерес к
мировой истории, воспитание чувства родной стране, ее культуре, истории,
гордости за национальные свершения, традициям.
открытия, победы.
Умеет
оценивать
характер
взаимоотношений людей в различных
социальных ситуациях.
Различает прошлое, настоящее и
будущее.
Ориентируется в важнейших для
Сформированность
уважительного
страны и личности событиях и фактах
отношения к своей стране, родному краю,
прошлого и настоящего.
своей семье, истории, культуре, природе
Умеет находить факты, относящиеся к
нашей страны, ее современной жизни.
образу жизни, обычаям и верованиям наших
предков,
используя
дополнительные
источники информации.
2.3.5.
6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Целевые установки требований к
результатам в соответствии с ФГОС
Осознание целостности окружающего
мира, освоение основ экологической
грамотности,
элементарных
правил
нравственного поведения в мире природы и
людей,
норм
здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде.
Предметные результаты
Освоил основы экологической и
культурологической грамотности.
Соблюдает правила поведения в мире
природы и людей.
Освоил
элементарные
нормы
адекватного природо и культурообразного
поведения в окружающей природной и
социальной среде.
Знает правила здорового образажизни.
Освоение
доступных
способов
Владеет элементарными способами
изучения природы и общества (наблюдение,
опыт, сравнение, классификация…), с изучения природы и общества.
Умеет проводить наблюдения в
получением информации из семейных
природе, ставить опыты.
архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Окружающий мир» к концу 4-го года обучения.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне
начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской
идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально- гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного
опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными,
знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта
общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения
к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность
его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном
7
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своейэкологической
и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешнихпризнаков
или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений
или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ(фотои видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
8
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность заее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной
среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Человек и общество:
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте
мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных
событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основеимеющихся
знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на
вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками
в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности
в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
9
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры
явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей
к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие, части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
10
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России,
ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное
участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение
к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения
в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.
Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
11
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны итруда,
День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца
России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории
и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий
на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными
12
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Формы контроля и учета достижений обучающихся при получении начального
общего образования:
зачеты;
проверочные работы (в т.ч. тесты);
олимпиады;
творческие работы;
рефераты, проекты по отдельным темам.
Книгопечатная продукция:
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс.
– М.: Просвещение
(А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая)
Учебники:
1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях,
часть 1. 1 класс. М., «Просвещение».
2. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях,
часть 2. 1 класс М., «Просвещение».
3. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях,
часть 1. 2 класс М., «Просвещение».
4. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях,
часть 2. 2 класс М., «Просвещение»
5. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях,
часть 1. 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
6. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях,
часть 2. 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
7. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях,
часть 1. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
8. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях,
часть 2. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
13
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
1 КЛАСС (66 часов)
Тема урока
Мы и наш мир (10 часов)
Инструктаж ИОТ -050. Природа. Что такое окружающий мир
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Путешествие в мир природы. Экскурсия в Дендрологический парк.
Неживая и живая природа
Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Игра «Объекты, предметы культуры»
Культура общения с представителями разных национальностей,
социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Культура народов Урала
Человек – часть природы. Природа в творчестве человека Экскурсия
в музей природы Урала.
Понимание того, как складывается и развивается культура общества
и каждого его члена. Мы – люди
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Игра
«Пять чувств человека»
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Урок –
сказка «Добро побеждает зло». Люди – творцы культуры
За страницами учебника «Мы и наш мир». Проверочная работа
Наш класс (14 часов)
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.
Путешествие в страну безопасности. Наш класс в школе. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком.
Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Мы – дружный класс. Друзья, взаимоотношения между ними,
ценность дружбы,согласия, взаимной помощи.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира.
Урок –игра «Мой распорядок дня». Учитель – наставник и друг
Растения, их разнообразие. Природа в классе
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Как ухаживать за комнатными растениями. Практическая
работа «Уход за комнатными растениями»
Дикорастущие и культурные растения. Что растёт у школы
Водоемы, их разнообразие. Инструктаж по ОТ № 013.Мир за
стеклянным берегом. Практическая работа «Приемы ухода за
аквариумом »
Условия, необходимые для жизни животных. Кто ещё у нас живёт.
Практическая работа «Способы и средства ухода за животными»
Животные, их разнообразие. Какие бывают животные
Составление режима дня школьника. Делу – время
Духовно-нравственные и культурные ценности – основа
жизнеспособности общества. Книга – наставник и друг
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.
1
Правила игрового поведения «Потехе – час»
Родной край – частица России. Родной город, регион. Святыни
1
родного края. Урок – игра «Игры родного края»
За страницами учебника «Наш класс». Проверочная работа
Наш дом и семья (15 часов)
Семья – самое близкое окружение человека. Мы в семье
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира. Моя семья – часть моего народа
Хозяйство семьи. Природа в доме
Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой. Откуда в наш дом приходят вода, газ,
Электричество. Правила безопасного поведения в природе.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Красивые камни в нашем доме
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Комнатные растения у нас дома
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Выйдем в сад
Части растения. Овощи и фрукты на нашем столе
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
Практическая работа «Определение круп»
Дикорастущие и культурные растения
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Собака в нашем доме
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Кошка в нашем доме
Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные
Составление режима дня школьника. С утра до вечера
За страницами учебника «Наш дом и семья». Проверочная работа
Город и село (15 часов)
Города России. Мы в городе. Мы в селе
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, на транспорте. Переход и светофор
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, на транспорте. Дорожные знаки
Города России. Красота любимого города
Города России. Красота родного села
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа в
городе
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Чудесные цветники
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, на транспорте. Правила для пассажиров
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Инструктаж по ОТ № 064. Экскурсия в ботанический сад
Правила поведения в природе. Инструктаж по ОТ № 064. Экскурсия
«Кто живёт в парке»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Животные, их разнообразие. Инструктаж по ОТ № 064. Экскурсия в
1
зоопарк
Понимание того, как складывается и развивается культура общества
1
и каждого его члена. Войдём в музей!
Проведение дня памяти выдающегося земляка. Мы помним наших
земляков
Профессии людей. Все профессии важны
За страницами учебника «Город и село». Проверочная работа
Родная страна (8 часов)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Москва – столица России. Святыни Москвы. Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Россия – многонациональная страна. Мы – семья народов России
Природные зоны России: общее представление, основные
природные зоны. Природа России
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Охрана природы
Красная книга России, ее значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
За страницами учебника «Родная страна ». Проверочная работа
Человек и окружающий мир (4 часа)
Общее представление о строении тела человека. Взгляни на
человека!
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.
Всему свой черёд
Духовно-нравственные и культурные ценности – основа
жизнеспособности общества. У каждого времени – свой плод
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Я – часть
мира
2 КЛАСС (70 часов)
Тема урока
Вселенная, время, календарь (14 часов)
Инструктаж ИОТ – 050. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта. Мы - союз народов России
Звезды и планеты. Мы - жители вселенной
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Наш космический корабль-Земля.
Практическая работа «Определение сторон горизонта по Солнцу»
Глобус как модель Земли. Практическая работа «Определение сторон
горизонта по компасу»
Смена дня и ночи на Земле. Время. Практическая работа «Часы»
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Сутки и неделя
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Месяц и год
Времена года, их особенности
Погода, ее составляющие. Практическая работа «Термометр »
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Важные сведения из истории родного края. Календарь-хранитель
1
времени
Праздники и памятные даты своего региона. Красные дни календаря
1
Народный календарь
1
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
1
природу. Экологический календарь
Обобщение по разделу «Вселенная, время, календарь ».
Проверочная работа
Осень (22 часа)
Времена года, их особенности. Осенние месяцы
Наблюдение за погодой своего края. Осень в неживой природе
Наблюдение за погодой своего края. Инструктаж по ОТ № 064.
Осенняя экскурсия-прогулка
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Народные праздники в пору осеннего
равноденствия
Звезды и планеты. Звездное небо осенью
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Трава у нашего дома
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. В волшебный лес за ягодами
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Старинная
женская работа. Практическая работа "Ткани"
Деревья, кустарники, травы осенью.
Ориентирование на местности.
Дикорастущие и культурные растения. Инструктаж по ОТ № 064.
Экскурсия «Чудесные цветники осенью»
Грибы: съедобные и ядовитые.
Правила сбора грибов. В волшебный лес за грибами
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Шестиногие и
Восьминогие. Особенности питания разных животных.
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Птичьи секреты.
Размножение животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений. Как разные животные готовятся к зиме
Взаимосвязи в природном сообществе. Невидимые нити в осеннем
лесу
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Осенний
труд
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Будь здоров
Правила безопасной жизни. Опасные игры
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу. Охрана природы осенью
Обобщение по разделу «Осень». Проверочная работа
Зима (14 часов)
Времена года, их особенности. Зимние месяцы
Времена года, их особенности. Зима-время науки и сказок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Наблюдение за погодой своего края. Зима в неживой природе
1
Звезды и планеты. Звездное небо зимой
1
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
1
наблюдений. Зима в мире растений
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
1
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Зимние праздники
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
1
наблюдений. Растения в домашней аптечке. Практическая работа
«Лекарственные растения»
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений. Зимняя жизнь птиц и зверей
Взаимосвязи в природном сообществе. Невидимые нити в зимнем
лесу
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. В феврале
зима с весной встречается первой
Значение труда в жизни человека и общества. Зимний труд
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Будь здоров
Правила безопасной жизни. Инструктаж по ОТ № 070. Как вести
себя на реке зимой
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу. Охрана природы зимой
Весна и лето (20 часов)
Времена года, их особенности. Весенние месяцы
Наблюдение за погодой своего края. Инструктаж по ОТ № 064.
Экскурсия «Весна в неживой природе»
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, на транспорте. Общественный транспорт. Наземный и
водный. Дорожная разметка
Времена года, их особенности. Весна-утро года
Звезды и планеты. Звездное небо весной
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Инструктаж по ОТ № 064. Экскурсия «Весеннее
пробуждение растений»
Дикорастущие и культурные растения. Чудесные цветники весной
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Весна в мире
насекомых
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений. Весна в мире птиц и зверей
Взаимосвязи в природном сообществе. Невидимые нити в весеннем
лесу
Значение труда в жизни человека и общества. Весенний труд
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Старинные весенние праздники
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Будь здоров
Правила безопасной жизни. Опасные встречи в волшебном лесу
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу. Охрана природы весной
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
66.
67.
68.
69.
70.
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Времена года, их особенности. Лето красное
1
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
1
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника
Отечества, День весны и труда.
Летние праздники и труд
1
Обобщение по разделу "Весна и лето"
1
Проверочная работа по разделу «Весна и лето».
1
3 КЛАСС (70 часов)
Тема урока
Радость познания (12 часов)
Человек – часть природы. Инструктаж ИОТ -050. Свет знания
Признаки предметов Виды оборудования для изучения окружающего
мира. Практическая работа "Наблюдение. Опыт"
Признаки предметов. Способы изучения окружающего мира.
Практическая работа "Измерение длины"
Духовно-нравственные и культурные ценности – основа
жизнеспособности общества. Книга – источник знаний
Наблюдение за погодой своего края. Отправимся на экскурсию
Географическая карта и план. О чём расскажет план. Практическая
работа «Туристические планы»
Звезды и планеты. Планета на листе бумаге
Географическая карта и план. Страны и народы на политической
карте мира
Страны и народы мира. Путешествуя, познаём мир
Транспорт города и села.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса,
Интернет.
Обобщение по разделу «Радость познания». Проверочная работа
Мир как дома (22 часа)
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Мир
природы в народном творчестве
Твердые тела, жидкости, газы. Вещества. Практическая работа "Вода
- растворитель"
Звезды и планеты. Мир небесных тел
Свойства воздуха.Значение воздуха для растений, животных,
человека. Невидимое
сокровище
Воздух – смесь газов. Инструктаж ИОТ -050. Как сохранить воздух –
наше невидимое богатство. Практическая работа "Исследование
свойств воздуха"
Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды.свет
тепло Самое главное
вещество
Вода. Свойства воды. Практическая работа "Исследование свойств
воды"
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Природные стихии в народном творчестве
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
1
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Инструктаж ИОТ -050.
Кладовые Земли. Практическая работа "Состав гранита"
1
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека. Чудо под ногами. Практическая работа
"Исследование состава почвы"
Растения, их разнообразие. Мир растений. Условия, необходимые для
1
жизни растения. Наблюдения роста растений.
1
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека. Плодородная земля и растения в народном
творчестве
Животные, их разнообразие. Мир животных
1
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Животные в народном творчестве
Взаимосвязи в природном сообществе. Невидимые нити в живой
природе. Проверочная работа «Животные»
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы. Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе.Лес –
волшебный дворец
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы. Луг –
царство цветов и насекомых
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы. Водоём –
дом из воды
Охрана природных богатств. Как сохранить богатства природы
Охрана природных богатств. Охрана природы в культуре народов
России и мира
Охрана природных богатств. Охрана природы родного края.
Природные сообщества родного края.
Обобщение по разделу «Мир как дома». Проверочная работа
Дом как мир (22 часа)
Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество»,
«Отчизна». Родной дом – уголок Отчизны
Родной край – частица России. Свой дом – свой простор
Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Основные религии народов России. В красном
углу сесть – великая честь
. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности
быта. Побываем в гостях
На свет появился – с людьми породнился. Проверочная работа
«Дом»
Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Семья – самое близкое окружение человека. Муж и жена – одна душа
Семья – самое близкое окружение человека. Святость отцовства и
материнства
Семья – самое близкое окружение человека. Добрые дети – дому
венец
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Детские игры – школа здоровья
Общее представление о строении тела человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Как работает
1
наш организм. Практическая работа "Измерение пульса"
Гигиена систем органов. Практическая работа "Уход за зубами"
1
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Внимание,
1
уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Школа
1
первой помощи. Практическая работа "Измерение температуры тела"
1
Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве. Номера телефонов экстренной помощи.
Инструктаж по ОТ № 005. Основы
медицинских знаний
1
Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья. Здоровью
цены нет
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Дом не
1
велик, а стоять не велит
Хозяйство семьи. Семейный бюджет.
Практическая работа "Смета расходов на потребности семьи"
Забота о здоровье и безопасности людей. Забота о детях, престарелых,
больных – долг каждого человека.
Мудрость старости.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей. Путешествие к А. С. Пушкину
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Экскурсия в
краеведческий музей
В поисках всемирного наследия (14 часов)
Духовнонравственные и культурные ценности – основа
жизнеспособности общества. Всемирное наследие
Достопримечательности Москвы: Кремль
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Озеро Байкал
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Путешествие в Египет
Знакомство со странами: название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности. Путешествие к
пирамидам
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Путешествие в Грецию
Знакомство со странами: название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности. Родина
Олимпийских игр
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Путешествие в Иерусалим
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Путешествие в Китай
Знакомство со странами: название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности. Традиции Китая
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Всемирные духовные сокровища
Обобщение по разделу "В поисках всемирного наследия"
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
69
70
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Проверочная работа по разделу «В поисках всемирного наследия"
1
Проект «В поисках всемирного наследия»
1
4 КЛАСС (70 часов)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Мы – граждане единого Отчества (13 часов)
Общество – совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Инструктаж ИОТ -050. Общество – это мы
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и
религиозных воззрений разных народов. Российский народ
Общество – совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Проект "На благо России"
Конституция – Основной закон Российской Федерации.
Права ребенка
Государственная символика России. Государственное устройство
России
Президент Российской Федерации – глава государства. Проект «Если
бы меня выбрали Президентом России»
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Российский союз
равных
Россия на карте, государственная граница России.
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Путешествие за границу России
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности. Святыни
городов России. Главный город родного края. Сокровищница России
и их хранители
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей. Творческий союз
Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отчества.
Проверочная работа
По родным просторам (21 час)
Географическая карта и план. Карта – наш экскурсовод
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. По
равнинам и горам. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края. В поисках подземных кладов.
Практическая работа "Изучение полезных ископаемых"
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Наши реки.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Озера – краса
1
России
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
1
По морских просторам
Природные зоны России: общее представление, основные природные
1
зоны. С севера на юг
Природные зоны России: общее представление, основные природные
1
зоны. В ледяной пустыне
Природные зоны России: общее представление, основные природные
1
зоны. В холодной тундре
Природные зоны России: общее представление, основные природные
1
зоны. Среди лесов. Практическая работа "Определение в гербарии
растений леса"
1
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны. В широкой степи. Практическая работа "Определение в
гербарии растений степи"
Природные зоны России: общее представление, основные природные
1
зоны. В жаркой пустыне Практическая работа "Определение в
гербарии растений пустыни"
1
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны. У теплого моря Практическая работа "Определение в гербарии
растений Черноморского побережья Кавказа"
Человек – часть природы. Мы – дети родной земли. Зависимость
1
жизни человека от природы.
Человек – часть природы. В содружестве с природой. Освоение
1
человеком законов жизни природы посредством практической
деятельности.
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
1
растительного и животного мира. Как сберечь природу России
Красная книга России, ее значение, отдельные представители
1
растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране
природы. По страницам Красной книги
1
Красная книга России, ее значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги. Проект «Красная книга нашего
региона»
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
1
Города России. Проект «Чудесное путешествие по России»
1
Обобщение по разделу "По родным просторам".Проверочная работа
1
Путешествие по Реке времени (26 часов)
История Отечества. Счет лет в истории. В путь по Реке времени
1
Путешествуем с археологами
1
Счет лет в истории. Картины быта, труда. По страницам летописи
1
Счет лет в истории. Посильное участие в охране памятников истории
1
и культуры. Истоки Древней Руси
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
1
жизни страны в разные исторические периоды. Мудрый выбор
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Наследница
Киевской Руси
23
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
1
жизни страны в разные исторические периоды. Москва – преемница
Владимира
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Начало Московского
царства
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Подвижники Руси и
землепроходцы
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
1
жизни страны в разные исторические периоды. На пути к единству
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Начало Российской
империи
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. «Жизнь – отечеству,
честь – никому»
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
1
жизни страны в разные исторические периоды. Отечественная война
1812 года
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
1
жизни страны в разные исторические периоды. Великий путь
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Золотой век театра и
музыки
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Расцвет
изобразительного искусства и литературы
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. В поисках
справедливости
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
1
жизни страны в разные исторические периоды. Век бед и побед
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. «Вставай, страна
огромная! »
Значение труда в жизни человека и общества. Трудовой фронт
1
России
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. «Нет в России семьи
такой ….»
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. После Великий
войны
1
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко культурного наследия своего края. Инструктаж по ОТ №
064. Экскурсия в музей боевой славы
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Достижения 1950 –
1970 гг.
Родословная. Проект «Моя семья в истории России»
1
24
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69
70
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173
г. Екатеринбурга
Обобщение по разделу «Путешествие по Реке времени».
1
Проверочная работа
Мы строим будущее России (10 часов)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
1
Современная Россия
1
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
1
жизни страны в разные исторические периоды. Хороша честь, когда
есть, что есть
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
1
жизни страны в разные исторические периоды. Умная сила России
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
1
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Светлая душа России
Понимание того, как складывается и развивается культура общества
1
и каждого его члена. Начни с себя!
Понимание того, как складывается и развивается культура общества
1
и каждого его члена. Проект «Я строю будущее России»
Презентации проектов «Я строю будущее России»
1
Обобщение по разделу "Мы строим будущее России"
1
Проверочная работа по разделу «Мы строим будущее России»
1
25