ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ЛИЦЕЙ № 173
_____________________________________________________________________________
620144, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 21 тел/факс. 8(343)257-53-28
E-mail: liceum-173@yandex.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Начального общего образования
(ФГОС НОО)
срок реализации 4 года
Уровень: базовый
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 классов, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы
начального общего образования, составлена в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от
06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от
26.11.2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального перечня рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» от 31марта 2014 № 253
5. Постановление № 189
« Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,
регистрационный номер 19993) Москва 29.12.2010
6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
7. Приказ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 Г. N 373 "Об утверждении и введение в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» от 29 декабря 2014 г. N 1643
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка
организации и
осуществления
образовательной
деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30
августа 2013 г. № 1015
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (регистрационный №40936)
10. Лицензия на осуществление образовательной деятельности МАОУ – лицей №
173 № 17927 от 16.10.2015 г.
11. Свидетельство о государственной аккредитации (серия 66АО1 № 0002407 от
15.10.2015г. на срок до 25.04.2023 г. выдано Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области, регистрационный № 8730).
12. Устав МАОУ – лицей № 173.
13. Программа развития МАОУ – лицей № 173.
14. Образовательная программа МАОУ – лицей № 173.
15. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ,
осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения
2
государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации
(письмо от 06.12.2017 г. №08-2595).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Согласно ФГОС НОО, результатами обучения должны стать:
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
ценностно-эмоциональной, познавательной, саморегуляции;
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов
действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения
учебных задач.
Ориентацию РП НОО лицея на достижение в процессе обучения результата,
определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами:
«Научиться жить» -важно,чтобы обучение способствовало построению
образа«Я»(формированию Я-концепции), котораяпозволяет:
формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости
за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние
общества;
формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение
истории и культуры каждого народа
формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе,
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства
с мировой и отечественной художественной культурой;
«Научитьсяделать» -помогает:
осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим
миром;
создать условия для самоопределения, смыслообразования;
научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;
побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты.
«Научиться познавать»: ребенок часто задает вопрос«почему?»,ему интересно
знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:
развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность,
мотивы познания и творчества;
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности
(планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).
«Научиться
жить
вместе»:процесс
обучения
невозможен
без
общения.Важностроить процесс обучения на основе субъект-субъектных, а не субъектобъектных общений. Этопозволитформировать:
уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать
право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций
всехучастников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести
конструктивный диалог;
формировать информационную культуру — учить получать информацию из
различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и,
конечно,работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в
процессеобучения, но и научить детей заботиться о нем.
3
формировать установки на здоровый образ жизни;
формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества
в пределах своих возможностей.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены:
личностные результаты —готовность и способность обучающихся к
саморазвитию,сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты —освоенные обучающимися универсальные
учебныедействия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты —освоенный обучающимися в ходе изучения
учебныхпредметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
4
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
учебной
деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих
в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Таблица 1
Целевые установки требований к
результатам в соответствии с ФГОС
Предметныерезультаты
2.3.6. Духовно-нравственнаякультураРоссии
Умеет определять и объяснять свое
Готовность
к
нравственному отношение к общественным нормам и
самосовершенствованию,
духовному ценностям (нравственным, гражданским,
саморазвитию.
патриотическим,
общечеловеческим).
Делает свой выбор в общественно
5
Целевые установки требований к
результатам в соответствии с ФГОС
Предметныерезультаты
значимых ситуациях и отвечает за него.
Знакомство с основными нормами
Имеет представление о национальном
светской и религиозной морали, понимание
составе народов мира, разнообразии
их
значения
в
выстраивании
мировых религий и общечеловеческих
конструктивных отношений в семье и
ценностях независимо от этнокультуры.
обществе.
Понимает и умеет объяснить систему
Понимание значения нравственности,
общечеловеческих ценностей, на которых
веры и религии в жизни человека и
основаны мировые религиозные культуры и
общества.
светская этика.
Формирование
первоначальных
представлений о светской этике, о
Понимает значение светской и
традиционных религиях, их роли в религиозной морали для выстраивания
культуре, истории и современности России. конструктивных отношений в семье,
Первоначальные представления об коллективе, обществе.
исторической роли традиционных религий
Имеет первоначальные представления
в
становлении
российской об отечественных традиционных религиях.
государственности.
и.
Осознаниеценностичеловеческойжизн
Осознает и принимает нравственную
ценность жизни, понимает ценность
нравственности и духовности в жизни.
Планируемые результаты освоения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» к концу года обучения:
Планируемые результаты освоения предметной области
включают общие
результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому
учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам
православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры,
Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам
светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
- поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России,
общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
- осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
- развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и
современности, становлении российской государственности, российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации;
- ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
6
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы мировых религиозных культур.
Выпускник научится:
- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных
культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к
другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия,
ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни
людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных
ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет
собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных
модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей)
обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много
конфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийкой культуры»
7
Россия – наша Родина. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную
традицию. Будда и его учение. Буддийский священный канокТрипитака. Буддийская
картина мира. Добро и зло. Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни.
Сострадание и милосердие. Отношение к природе. Буддийские учители. Семья в
буддийской культуре и ее ценности.Буддизм в России. Путь духовного
совершенствования. Буддийское учение о добродетелях. Буддийские символы.
Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь, праздники. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много
конфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Колыбель ислама. Пророк Мухаммад – основатель ислама. Начало пророчества.
Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха. Божественные
Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу. Обязанности мусульман.
Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего.
Паломничество в Мекку. История ислама в России. Нраственные ценности ислама.
Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в исламе. Родители и дети.
Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Ценность и польза образования. Ислам
и наука. Искусство ислама. Празданики мусульман.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много
конфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная
книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа
до Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в
иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота
(Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме.
Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом –
еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем:
его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности
семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии
мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора,
Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях
мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло.
Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии
России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира.
Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность,
учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы
общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
8
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток
нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные
ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря.
Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества.
Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг
и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности.
Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы
морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование
как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
На основании голосования и заявлений законных предстаителей 4х классов выбран
модуль «Основы мировых религиозных культур», соответственно тематическое
планирование представлено в 2019-2020 учебном году для данного модуля.
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
4 КЛАСС (35 часов)
Темаурока
Россия - нашаРодина
Культура и религия
Возникновение религий
Религии мира и их основатели
Священные книги религий мира
Священные книги как обязательная часть любой религии
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло
Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения, их предназначение
Священные сооружения в разных религиях
Искусство в религиозной культуре
Взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями
веры
Проект «Добро и зло в нашей жизни»
История религий в России: христианство
История религий в России: ислам
История религий в России: иудаизм, буддизм
Религиозные ритуалы
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Обычаи и обряды
Паломничества и святыни
Праздники и календари
Религиозные праздники
Религия и мораль
Нравственные заповеди в религиях мира
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья
Долг, свобода, ответственность, труд
Любовь и уважение к Отечеству
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма,
иудаизма, светской этики
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские,
светские семьи
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме,
иудаизме, светской этике
Подготовка творческих проектов
Итоговая презентация творческих проектов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)